15 июня 2020 г. Кабмин внес в парламент законопроект про реструктуризацию “зеленого” тарифа. Законопроект разработан на основе меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики.
Кабинет министров Украины 15 июня зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №3658 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии”.
Соответствующий законопроект, разработанный на основе подписанного с инвесторами 10 июня “Меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики”, зарегистрированный на портале Верховной Рады Украины.
Компания Imepower подготовила обзор законопроекта и его сравнение с подписанным Меморандумом о взаимопонимании.
Что касается реструктуризации “зеленого” тарифа, положения Меморандума практически полностью вошли в Законопроект. Исходя из них, реструктуризация “зеленого” тарифа для объектов ВИЭ, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 – не превысит уровня предельного “зеленого” тарифа.
Предельный “зеленый” тариф – уровень “зеленого” тарифа для наземной СЭС с установленной мощность более 10 МВт, которая введена в эксплуатацию до 31 марта 2013, уменьшен на 15%.
Для объектов, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 до 31 декабря 2019 реструктуризация “зеленого” тарифа составит:
Для СЭС с установленной мощностью 1 МВт и больше – минус 15%, а для СЭС с установленной мощностью до 1 МВт – минус 10%; для ВЭС с турбинами 2000 кВт и более – минус 7.5%.
Касаемо объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2020:
Для СЭС реструктуризация составит – минус 2.5%
В предложенном законопроекте также указано, что для станций, введенных в эксплуатацию с 1 августа 2020 года реструктуризация “зеленого” тарифа составит – минус 60%.
Для ВЭС (независимо от мощности) – минус 2.5%
Ответственность за небалансы производителей из ВИЭ
В Меморандуме о взаимопонимании указывалось, что размер ответственности за небалансы составит 50% – с 1 Января 2021 и 100% – с 1 января 2022.
Это положение Меморандума было дополнено. Согласно законопроекту, степень ответственности за небалансы объектов ВИЭ будет зависеть от их мощности. Таким образом,
Размер ответственности за небалансы объектов ВИЭ до 1 МВт составит:
с 1 января 2021 – 10% постепенный ежегодный рост по 10%
с 1 января 2030 – 100%
Размер ответственности за небалансы объектов ВИЭ 1 МВт и более:
50% – с 1 января 2021
100% – с 1 января 2022
Ограничения на ввод в эксплуатацию новых СЭС по “зеленому” тарифу (по пре-РРА)
Исходя из текста Меморандума, ограничения на ввод в эксплуатацию новых СЭС по “зеленому” тарифу должны вступить в силу 31 июля 2020 г.
Предложенный законопроект гласит, что в явном виде отсутствует норма, которая запрещает вводить в эксплуатацию СЭС по “зеленому” тарифу с 1 августа 2020. Для СЭС мощностью 1 МВт и более начиная с 1 августа 2020 установлено понижающий коэффициент к “зеленому” тарифу 0,4 (минус 60%).
Компенсация производителям из ВИЭ за ограничение производства электроэнергии по команде ОСП:
В положении Меморандума указывается на необходимость разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты.
Законопроектом предложены изменения в Закон Украины “О рынке электрической энергии” (к статьям 2, 33, 68)
Введение “зеленых” аукционов:
В тексте Меморандума речь идет об усовершенствовании процедуры организации аукционов, а также проведения аукционов по распределению квоты поддержки.
Соответствующие изменения в аукционной системе были внесены в законопроект. Их можно разделить на:
– такие, что совершенствуют процедуру организации и проведения аукционов;
– изменяющие условия участия в аукционе:
– исключены из перечня объектов, могут не участвовать в аукционе, ВЭС с 3 ветротурбинами;
– уточнен предельный размер ценовых предложений:
для ветра / солнца:
к 31 декабря 2024 г. – 9 евроцентов за 1 киловатт-час;
с 1 января 2025 г – 8 евроцентов за 1 киловатт-час
для всех остальных ВИЭ:
к 31 декабря 2029 г – 12 евроцентов за 1 киловатт-час;
– возможность приобретать права на поддержку за год в объеме 25% от годовой квоты увеличена до 35% годовой квоты;
– возможность определять приоритетные территории для создания объектов ВИЭ, максимальную мощность объектов ВИЭ.
Стоит отметить, что в законопроект не вошли положения Меморандума о:
– обеспечении текущей оплаты за электроэнергию из ВИЭ – “государственные органы обеспечат полную и своевременную текущую оплату э/э с месяца, следующего за месяцем, в котором Закон вступит в силу”;
– погашении задолженности по электроэнергии из ВИЭ – “40 процентов долга – 2020 (IV квартал),
60 процентов долга – 2021 (ежеквартально)”;
– строительстве маневренных мощностей и стимулировании систем накопления энергии – “проводить конкурсы по строительству генерирующей мощности и осуществления мероприятий по управлению спросом”.
Ранее “ЭлектроВести” писали, что ценовое предложение участника “зеленого” аукциона для объектов солнечной и ветрогенерации, проводимого до 31 декабря 2024 г., не может быть выше 9 евроцентов/кВт-ч, для аукционов, которые проводятся с 1 января 2025 г. – не выше 8 евроцентов/кВт-ч. (ЭлектроВести по материалам euea-energyagency.org/Энергетика Украины и мира)