Главной проблемой является неучтенный кеш и налоговые скрутки. Но при этом среди основных сфер, которые пронизаны этой проблемой, главный налоговик не назвал главной или одной и самых больших – розничную продажу нефтепродуктов.
Насторожило меня интервью главы Государственной налоговой службы Алексея Любченко изданию “Цензор.НЕТ”.
Главной проблемой, которая красной линией проходит через все общение, является проблема неучтенного кеша и налоговых скруток. Но при этом среди основных сфер, которые пронизаны этой проблемой, он не назвал главной или одной и самых больших – розничную продажу нефтепродуктов.
Про аграрку сказал, про табачку сказал, а про топливо, которого за кеш продается почти 6 млрд. л в год на сумму 150 млрд. грн. почему-то забыл:
НДСа в них 25 млрд., столько же, сколько в агарарке, по словам Любченко, но о топливе ни слова. Забыл? Вряд ли. Не знает? В интервью он говорит, что вроде уже во всем разобрался:
А между тем скрутки и кеш – основная проблема топливного рынка. Особенно это стало ясно после того, как прижали “черный” рынок, но легче легальным игрокам особо не стало. А все просто: клиент с подзаборных станций поехал на сети так называемых дискаунтеров.
Нередко это весьма благообразные сетки, но при этом торгующие по минимальным ценам, близким к подзаборникам. Секрет своего ценообразования они любят объяснять заботой о потребителе и своей врожденной скромностью.
Однако точечные исследования показывают, что дополнительный запас по марже формируется как раз за счет махинаций с кешем и торговлей документами на легальные приходы нефтепродуктов.
Как это работает? Клиент на станции покупает топливо за кеш, но чек ему не выдают, либо выдают левый чек.
В последнее время появилось новое ноу-хау: в выданном чеке есть пометка, что он выдан в рамках некоей ведомости. По факту это означает, что кеш ушел в карман владельца АЗС, а купленное вами топливо без вашего ведома оформили как продажу по талонам или картам карманным “лавкам”, принадлежащим владельцу АЗС.
В “черной кассе” АЗС остается кеш, а в бухгалтерии – документы на легальный приход нефтепродуктов. Их-то и продают тому, кому нужен кеш, затраты и налоговый кредит.
Нефтепродукты нужны, по сути, всему бизнесу, у “серой” АЗС он якобы покупает топливо, но взамен получает только документы на них и кеш за вычетом процента за обналичку. А услуга эта нынче достигает 10%.
Иными словами, при цене литра 20 грн. “мутный” нефтетрейдер получит 2 грн./л чистой маржи только за счет налоговых манипуляций. Это приварочек к 3-4 грн. на литре, которые они имеют на чистой продаже нефтепродуктов.
Зачастую проявления налоговых нарушений лежат на поверхности. Например, нередко заправщики рассчитывают клиентов прямо у колонки, отправляя кеш прямиком в напоясную сумку.
Особенно часто такая картина наблюдается на АЗС Харьковской и Полтавской областей. При этом много лет, так что местные налоговики и в теме, и доле.
Еще один признак неладов с налогами – смена операторов АЗС. Все без исключения дискаунтеры минимум раз в год меняют юрлица, которые ведут операционную деятельность через АЗС (владелец при этом остается постоянным).
Обратите внимание на чеки, часто там фигурируют смешные и глупые названия, никак не связанные с брендом этих станций.
Например, крупнейшая в стране сеть группы “Приват”, насчитывающая 1000 АЗС (без 570 АЗС “Укрнафты”), оформлена на 40-50 компаний, которые меняются с периодичностью раз в год. Что это, если не заметание следов?
Речь идет о миллиардах неуплаченных налогов: конторы “Привата” и связанные с двумя известными дискаунтерами фирмы уже года четыре входят в первую пятерку рейтинга крупнейших должников государственного бюджета (бренды не называю, поскольку эти сети по понятным причинам отрицают связь с данными “лавками”, да и претензии налоговиков они считают несправедливыми).
Ситуация в отрасли критическая. Имея большой запас прочности на НДС-схемах, “дискаунтеры” перетягивают на себя продажи, оставляя легальную часть рынка наедине со своими огромными затратами и налогами.
Немалые заработки дискаунтеры конвертируют в новые объекты и новые объемы продаж. У “белого” игрока выход остается один – со временем также нырнуть в эту тему или выйти из бизнеса.
По имеющимся данным, давно не прочь покинуть наш рынок единственный всемирно известный заправочный бренд Shell.
Потребитель не хочет разбираться, платят АЗС налоги или нет, ему важна цена.
Особенно обострилась проблема во время карантина: ослабление платежеспособности бизнеса и обычного автовладельца толкнули их на поиск более дешевого предложения.
“Нам нет смысла сильно снижать цены и пытаться догнать дискаунтеров, за счет скруток они всегда дадут цену ниже. Мы же новых объемов не получим, а заработок потеряем”, – объясняет логику текущей конкуренции глава одной из крупнейших сетей АЗС.
Этим и объясняется огромный разлет цен, который стал особенно очевиден этой весной.
По сути эта ситуация бьет не только по госбюджету, но и по потребителю, ненормальная трансформация конкуренции на топливном рынке ослабила сильные бренды, услуги которых становятся все менее доступными.
Какой выход? Больше внимания к отрасли со стороны налоговиков и внедрение новых систем контроля.
Сколько лет идет разговор об электронном чеке? А все просто: на сайте налоговой службы по номеру чека потребитель может проверить его легальность. Во многих странах правительство завлекало население в эти программы, проводя лотереи и розыгрыши денежных призов среди тех, кто проверяет чеки.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, у нас эта тема почему-то не движется.
Пока налоговики дойдут до топливного рынка, каждый может сделать свой вклад в дело минимизации схем по уходу от уплаты налогов в топливной сфере. Для этого платите на заправках только банковской картой. Это, конечно, если там есть терминал: И если он работает. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)