Крупнейший производитель электроэнергии за полгода сгенерировал 2,65 млрд. грн. убытков, но хочет добиться права продавать свою электроэнергию дешевле.

dsnews.ua начинает публикацию серии статей о состоянии дел на энергетическом рынке Украины. С 1 июля 2019 г. заработала новая модель рынка электроэнергии, и уже можно подвести предварительные итоги: насколько она оказалась удачной, стали ли компании зарабатывать больше денег, и стали ли тарифы на электроэнергию более привлекательными для потребителей. Ответы на эти вопросы dsnews.ua хочет дать через призму финансового и экономического состояния отдельных компаний. Первая статья в цикле будет о крупнейшем производителе электроэнергии страны – Национальной атомной энергогенерирующей компании (НАЭК) “Энергоатом”, которая является оператором четырех атомных электростанций, и обеспечивает выработку около 55% всей электроэнергии.

19 августа первичная профсоюзная организация “Энергоатома” проведет акцию протеста под стенами Министерства энергетики и Кабинета министров. Требование атомщиков – государство должно пересмотреть свою политику в отношении отрасли, обеспечивающей выработку половины электроэнергии в стране.

В заявлении профсоюза атомщиков говорится, что нынешнее отношение к госкомпании – дискриминационное, его нужно изменить, а также разработать меры по выводу НАЭК “Энергоатом” из критического финансового состояния.

Сотрудники “Энергоатома” требуют от Минэнерго и Кабмина пересмотреть размеры и сроки выплаты госкомпанией дивидендов в госбюджет, увеличить выработку электроэнергии на АЭС и погасить старые долги перед “Энергоатомом”, которые остались еще со времен прежней модели рынка электроэнергии.

Проблемы в атомной энергетике начались еще весной, когда из-за общего снижения потребления электроэнергии в стране диспетчеры стали ограничивать атомщикам производство. Дело в том, что по законодательству произведенная “зелеными” станциями электроэнергия должна быть обязательно оплачена независимо от того, потреблена она или нет. Поэтому ограничения по производству коснулись, прежде всего, АЭС. Представленный в мае этого года обновленный прогнозный баланс по электроэнергии предусматривал, что при общем снижении производства электроэнергии по сравнению с предыдущей редакцией баланса на уровне 5,9% (до 143 млрд. кВт·ч) больше всего ограничить производство придется именно атомным станциям – на 8,6% до 73,7 млрд. кВт-ч. Кроме того, выполнение нового прогнозного баланса потребовало от “Энергоатома” вывести в резерв три блока-миллионника на Запорожской и Ровенской АЭС.

Однако и. о. президента “Энергоатома” Петр Котин тогда поддержал новый энергобаланс, заявив, что главное – стабилизация рынка электроэнергии.

А в августе были обнародованы финансовые результаты деятельности “Энергоатома”, которые оказались очень неутешительными – за 1 полугодие этого года госкомпания получила чистый убыток в размере 2,65 млрд. грн. против 1,113 млрд. грн. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. К слову, финансовые убытки компания получила исключительно уже в этом году – по итогам всего прошлого года компания заработала 3,773 млрд. грн. прибыли.

По словам члена экспертного совета при Минэнерго Ольги Кошарной, убытки объясняются “кособокостью” рынка, в условиях которого госкомпания “Гарантированный покупатель” уже задолжала “Энергоатому” 11 млрд. грн.

С августа этого года условия работы “Энергоатома” на рынке несколько поменялись. Дело в том, что НАЭК производит самую дешевую электроэнергию, и поэтому за счет этой госкомпании обеспечиваются низкие тарифы на электроэнергию для населения. Это достигается за счет механизма публичных специальных обязательств (ПСО), по аналогии с действовавшими на рынке газа. Работает он так: 80% произведенной электроэнергии “Энергоатом” должен по себестоимости (45,24 коп. за 1 кВт-ч по итогам 1 квартала 2020 г.) продавать госпредприятию “Гарантированный покупатель”, которое, в свою очередь, за счет продажи этой электроэнергии на рынке и обеспечивает низкий уровень тарифов для населения. Остальные же 20% произведенной электроэнергии “Энергоатом” имел право продавать на свободном рынке напрямую покупателям по свободным рыночным ценам.

Однако руководство НАЭК такой порядок не устраивал – Петр Котин в начале августа заявлял, что “Гарантированный покупатель не может вовремя реализовать эти 80% электроэнергии, и не способен за нее вовремя расплатиться. “В результате мы уже получили задолженность 8,7 млрд. грн., которая имеет устойчивую тенденцию к росту – приблизительно на 1,5-2 млрд. грн. ежемесячно, из которых свыше 3 млрд. – на протяжении июня-июля”, – разъяснил он.

Поэтому был задействован механизм переходного ПСО для “Энергоатома” – долю обязательной продажи электроэнергии “Гарантированному покупателю” снизили с 80 до 60%, а долю свободно продаваемой энергии на рынке увеличили с 20 до 40%. Это, по мнению НАЭК, должно было привести к увеличению среднемесячных поступлений от продажи электроэнергии с 2,75 до 3,5 млрд. грн.

Однако “Энергоатом” не получил желаемого – принятое Кабмином постановление содержало очень неприятную для него норму: средневзвешенная цена всей продаваемой электроэнергии “Энергоатомом” не должна была быть ниже себестоимости. Эта норма была введена намеренно – чтобы “Энергоатом” не генерировал долгов, “сбрасывая” по дешевке свою электроэнергию. Тем более что руководство “Энергоатома” было уличено в “схемах” по продаже электроэнергии “своим” компаниям.

Однако “Энергоатом” заявил, что новый порядок продажи электроэнергии его не устраивает: поскольку 60% электроэнергии, которую он должен продавать в рамках ПСО “Гарантированному покупателю”, продается очень дешево, то оставшиеся 40% энергии, которую он теперь может продавать на рынке по своему усмотрению, должны продаваться по двойной себестоимости, а это превышает рыночную цену – то есть эта электроэнергия становится неконкурентоспособной.

По словам члена экспертного совета при Минэнерго Ольги Кошарной, анонсированная профсоюзом атомщиков акция – не что иное, как попытка нынешнего руководства “Энергоатома” прикрыть свои пробелы в управлении компанией и добиться увольнения министра энергетики Ольги Буславец и премьера Дмитрия Шмыгаля.

Однако атомщики считают, что они правы, и намерены добиваться изменения госполитики по отношению к “Энергоатому”, дойдя с челобитной до Зеленского. (Александр Суков, dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий