Больше двух лет Кабинет министров Украины не мог принять технический регламент для сжиженного газа. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после очередной смены правительства.

Документ вводит разделения на типы газа для автотранспорта, коммунально-бытовых потребителей и промышленных целей и единые требования к его качеству. У участников рынка будет шесть месяцев для того, чтобы их ресурс начал соответствовать новым требованиям, а рядовой потребитель сможет их оценить только через год. И то, если все задуманное успеют реализовать.

Кабинет министров утвердил технический регламент по требованиям к сжиженному газу (СУГ) для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей. Документ вводит четкое разграничение для автотранспортного СУГ и СУГ, который используется для коммунально-бытового потребления и промышленных целей. Регламент устанавливает единые требования по показателям качества СГ при его производстве и предоставлении на рынке в соответствии с требованиями национальных стандартов. При этом он разработан с учетом Директивы 2014/94 / ЕС Европейского парламента и Совета от 22 октября 2014 г. Правда, за время, которое ушло на утверждение техрегламента, от директивы решили отказаться, взяв за основу требования Европейского стандарта к сжиженному газу. Все дело в том, что после каждой смены правительства, документ приходилось согласовывать по-новому.

Согласно документу, в СУГ разрешается добавлять присадки для улучшения физико-химических, эксплуатационных и других показателей. При условии, что они не должны ухудшать показатели качества газа и должны иметь паспорт. Каждая партия сжиженного газа, которая выводится на рынок, должна соответствовать требованиям технического регламента и иметь документ про качество (паспорт). В свою очередь, паспорт должен содержать: дату выдачи и номер документа; название, марку СУГ; название производителя и его адрес; сертификат, выданный уполномоченным органом по оценке соответствия; данные про вид и количество присадок и другое. Устанавливается срок хранения газа – шесть месяцев с даты изготовления.

Техрегламент устанавливает свой отличительный стандарт СУГ для использования в автотранспорте и для бытовых, промышленных потребностей. Сейчас этой нормы нет. Первоначально в документе указывался запрет на использование этих видов газа не по их прямому назначению. Но в финальной версии от этой нормы отошли. Контролировать выполнение предписаний техрегламента будет Государственная экологическая инспекция, которую Кабмин определил органом государственного рыночного надзора. Документ вступит в силу через шесть месяцев с даты его опубликования – 29 июля. Это время необходимо для подготовки участников рынка и контролирующего органа к новым требованиям.

По паспортам

Руководитель подкомитета по качеству нефтепродуктов Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) Виталий Горичко, который принимал участие в работе над документом, отмечает, что процесс разработки и принятия техрегламента для СГ занял более двух лет. Частично это связано с правительственной бюрократией – делу дали ход после смены очередного состава Кабмина. По словам Горичко, техрегламент отменяет модули оценки соответствия для газа, что должно позитивно сказаться на участниках рынка.

“Техрегламент устанавливает возможные отклонения от показателей, указанных в паспорте качества. Например, компания закупает импортную партию газа, с качественными показателями, которые указаны в паспорте качества. Но уже здесь, после того как она была слита в емкости, она может смешаться с остатками другого газа и уже не соответствовать показателям паспорта качества. Это проблема для многих компаний”, – рассказал enkorr Горичко.

По словам независимого эксперта Александра Лютого, с введением техрегламента на СГ, государство получит возможность осуществлять рыночный контроль за качеством газа, к которому уже давно есть замечания. Часто качественные характеристики отличаются от тех, которые указаны в паспортах качества. Да и саму паспортизацию многие компании ведут формально. Сейчас это требование будет на новом уровне контроля со стороны государства и контролирующих органов.

“После вступления в силу техрегламента СУГ должен быть с паспортом качества по требованиям этого документа. Любой ресурс, который будет ввезен по импорту, должен будет паспортизироваться в соответствии с требованиями техрегламента. Паспорт и сертификат качества выдают органы по оценке соответствия (испытательные лаборатории и органы по сертификации), назначенные Министерством экономики и Министерством энергетики. Производители, импортеры и поставщики могут производить или улучшать качество своего газа на производственных мощностях, если он не соответствует требованиям техрегламента”, – рассказывает Лютый.

Эти документы должны будут сохраняться в течение 10 лет после изготовления или введения в оборот последней партии ГС для предоставления на запросы органов государственного рыночного надзора. Стоит отметить, что Госэкоинспекция, на которую возложены функции контроля над выполнением техрегламента по СГ, находится в процессе реорганизации. Инспекцию должна заменить Государственная природоохранная служба, которая не является органом государственного рыночного надзора. Впрочем, ясного ответа, когда реорганизация будет завершена, пока нет.

Сучки раздора

Лютый также отмечает, что орган контроля получит возможность применять санкции в виде штрафов за несоответствие техрегламенту. Штрафы будут взиматься в соответствии с порядками госоргана и Закона “О рыночном надзоре и контроле непищевой продукции” непосредственно с представителя реализации газа. Но могут оштрафовать и поставщика, если возникнут предпосылки подозревать, что такой газ был предоставлен поставщиком.

“Сейчас говорят, что у инспекции нет материальной базы, чтобы проводить свои проверки. В связи с этим Кабмин предоставил возможность проводить проверку качества газа в действующих лабораториях на договорных условиях. Больше интересует другой вопрос – что будет с газом, который не соответствует нормам техрегламента, куда его потом будут девать?”, – спрашивает эксперт.

Глава компании GT Group Владислав Колодяжный считает, что техрегламент устарел еще на этапе его принятия

“Пока ТР писали и проводили по министерствам, поменялись стандарты. Нужно было заранее, и мы (группа компаний GT) это предлагали, внести в документ некие нормы на развитие. Документ уже устарел сам по себе, морально и физически. Например, относительно содержания серы, олефинов, по ряду других параметров, которые во всем мире контролируются и ограничиваются. Турция уже перешла на 10 ppm серы в газе, а в нашем случае только 50. Если мы так долго принимали регламент, то сколько времени уйдет на улучшения по качеству, сложно представить”, – отмечает он.

Но самый тревожный вопрос – точка контроля качества. По словам главы компании “Укрднипрогаз” Сергея Ермакова, нечеткость требований грозит трейдерам крупными потерями.

“Сейчас в Украину завозится ресурс любого качества любым транспортом, а перед попаданием на заправку все смешивается. Если контроль будет осуществляться на границе, то с каждой автоцистерны нужно будет отобрать пробы и сдать их для проведения анализа. По моим подсчетам, одна машина будет находиться в простое пять дней, что влияет на конкурентность таких поставок”, – говорит Ермаков.

По мнению Колодяжного, с одной стороны, регламент не запрещает ввозить на территорию Украины газ любого качества, запрещается лишь использовать в тех областях, которые ему не свойственны. С другой стороны – четко не прописано, как и где будет проводиться контроль. “До конца непонятно, как они (Госэкоинспекция) будут контролировать качество. Потому что большая часть СУГ производится в Украине путем смешивания. Трейдеры получают разные фракции, которые затем смешиваются до нужного состояния по EN 589 (европейский стандарт автогаза) и дальше уже продаются на заправочных станциях. Поэтому проверять нужно на заправках продукт, который идет к конечному потребителю. А как это собираются делать – непонятно”, – говорит Колодяжный.

Он также считает, что в техрегламенте можно было отобразить нормы на развитие рынка СУГ. Например, предусмотреть дифференцированную ставку акциза в зависимости от качества газа.

Впрочем, нормы, введенные техническим регламентом по требованиям к СУГ для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей, должны вступить в силу лишь через шесть месяцев со дня публикации постановления. Этим же постановлением устанавливается, что объемы сжиженного газа, показатели которого не соответствуют всем или отдельным требованиям технического регламента, могут допускаться на рынок еще шесть месяцев со дня введения в пользование этого документа. Так что время для прояснения темных мест многострадального документа еще есть. Главное, воспользоваться им правильно. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий