Долги перед “Нафтогазом” достигают 100 млрд. грн. Почему проблема не решится путем их списания, погашения из бюджета или рассрочки.
На фоне убыточной деятельности “Нафтогаза” за первое полугодие 2020 г. особенно остро стоит вопрос погашения задолженности потребителей перед госкомпанией, размер которой достиг 100 млрд. грн., как отмечают в НАК.
Здесь есть три категорий должников – предприятия ТКЭ и ТЭЦ, облгазы и сбытовые организации и долги контрагентов перед АО “Укртрансгаз” до 2020 г.
Остановлюсь на первых двух категориях, поскольку сталкивался в своей работе именно с ними.
Решить проблему неплатежей предлагается одним из трех путей – списание долгов на законодательном уровне, погашение долга государственными средствами или рассрочка оплат.
Из трех вариантов, предлагаемых для решения проблемы, никто не решает системных перекосов в жилищно-коммунальной сфере. Стоит вопрос лишь краткосрочного улучшения балансов предприятий.
При этом нет дискуссии вокруг создания рыночных механизмов функционирования предприятий коммунальной сферы и поставку природного газа для их рентабельной деятельности и предотвращения накопления долгов в дальнейшем.
Задолженность ТКЭ и ТЭЦ
Проблема неуплаченных долгов за использованный природный газ существовала фактически с даты создания “Нафтогаза”.
Закон Украины “О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса” был принят в далеком 2005 г.
В 2016 г. был принят закон №1730 , предусматривающий реструктуризацию задолженности за потребленный природный газ коммунальными предприятиями на 60 месяцев и списание всех штрафов и пени.
Как показало время, долги потребителей перед “Нафтогазом” в действительности только продолжали расти. Текущую и рассроченную задолженность потребителей НАК был вынужден покрывать привлеченными ресурсами под 16-19% годовых в гривне или в валютных кредитах с соответствующими валютными рисками.
По данным “Нафтогаза”, долги предприятий ТКЭ и ТЭЦ составили 36,8 млрд. грн., из них в 2020 г. – 6,6 млрд. грн., что особенно удивляет.
Несмотря на падение мировых цен на природный газ за последний год, цена на услуги по снабжению тепловой энергии оставалась неизменной. Несмотря на положительную динамику для предприятий ЖКХ, улучшение платежной дисциплины не произошло.
При этом представители ЖКХ заявляют о дальнейшей необходимости повышения цен на тепловую энергию чуть ли не втрое.
Одним из объяснений такой ситуации возможно будет сокращение льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в государственном бюджете на 8 млрд. грн. в связи с пандемией.
Интересен факт, что 25-й в списке должников предприятий ТКЭ и ТЭЦ перед “Нафтогазом” есть собственная компания ООО “Нафтогаз Тепло”. В управлении этой компании находятся две ТЭЦ, переданные в управление “Нафтогаза”.
То есть, НАК знаком с собственного опыта с системными проблемами потребителей газа сферы ЖКХ и не предлагает никаких решений для решения системных кризисных явлений.
По утверждениям самих коммунальщиков, долги возникли вследствие несовершенства законодательства с регулируемыми тарифами, а рассрочка задолженности не только не ослабляют напряжение, но и обостряет проблему, поскольку должники вынуждены выплачивать не только текущие долги, которые накапливаются, но и рассроченную задолженность предыдущих периодов.
НКРЭКУ совместно с профильными министерствами необходимо разработать программу эффективного функционирования ЖКХ. Ее результативность зависит от внедрения современных энергоэффективных технологий, планирования градостроительства по современным технологиям автономного энергофункционирования.
В различных местных общинах принято программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства. Очевидно, большинство программ остаются декларативными и не реализуются из-за отсутствия средств или бесхозяйственность власти.
Однако среди прочих факторов отмечается и недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной базы, которая не обеспечивает правовых основ реформирования жилищно-коммунального хозяйства, взаимоотношений предприятий и организаций отрасли и потребителей услуг.
Задолженность облгазов
Региональные сбытовые компании являются аффилированными структурами облгазов и предназначены для реализации природного газа населению.
Списание задолженности субъектам хозяйствования, осуществляющим поставки природного газа по регулируемому тарифу, состоялось по долгам, накопленных до 2010 г., согласно Закона 3319 .
Сегодня в очередной раз осуществляется попытка обнуление долгов без необходимых мер для анализа обстоятельств их возникновения долгов и внедрение мер по устранению.
Облгазы утверждают, что накопление долгов произошло в результате непродуманной регуляторной политики: тарифы на транспортировку были ниже себестоимости, законодательные нормативы на использование природного газа потребителями без счетчиков были заниженными, а корректирующие сезонные коэффициенты не использовались для расчета стоимости природного газа.
“Нафтогаз”, в свою очередь, утверждает, что облгазы сознательно прибегали к манипуляции объемами потребления природного газа.
В этой ситуации любое списание или рассрочка долгов без решения о правомерности заявлений каждой из сторон являются преждевременными.
Недавно просмотренные НКРЭКУ тарифы на транспортировку природного газа распределительными сетями опять же не удовлетворяют облгазы. Стоит заметить, что облгазы до сих пор используют государственную собственность (распределительные сети) бесплатно.
Таким образом, к надлежащего законодательного и тарифного регулирования в сфере ЖКХ и поставки природного газа любые попытки списания или рассрочка задолженности за потребленный природный газ без системного долгосрочного эффекта.
Очевидно, что подобная необходимость проводить очередной финансовый взаимозачет или амнистию будет носить регулярный характер. (Олег Диденко, директор ДК “Газ Украины”, директор по проблемной задолженности, газораспределительных систем и розничного газоснабжения НАК “Нафтогаз Украины” в 2014-2020 гг., Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)