ДТЭК избавляется от «Добропольеугля”, которое арендует с 2011 г. На базе “Центрэнерго” должен появиться государственный энергогигант.
На энергетическом рынке страны намечается крупная сделка. 6 октября Кабинет министров поддержал идею холдинга ДТЭК Рината Ахметова и разработал план по созданию нового акционерного общества на базе госкомпании Центрэнерго и пяти угольных шахт объединения Добропольеуголь.
Последнее с 2011 года находится в аренде у ДТЭК. Именно его горняки в июле этого года бастовали под Офисом президента, требуя возобновить работу предприятия.
По задумке Кабмина, 7 октября Фонд государственного имущества должен разорвать договор аренды шахт с холдингом Ахметова. На их основе к апрелю 2021 года ФГИ должен создать новую компанию, которою впоследствии подготовят к продаже.
Это означает, что приватизация Центрэнерго вновь может отодвинуться на неопределенное время.
Парадокс в том, что именно ДТЭК – главный двигатель “новой” сделки. За последние 10 лет компания олигарха, по ее данным, вложила в предприятие $400 млн. и ежемесячно выплачивала государству миллионы гривен арендой платы.
Почему ДТЭК готова отказаться от инвестиций и бесплатно вернуть шахты государству?
Добропольеуголь – один из крупнейших в Украине производителей угля газовой группы в стране. За 2019 год предприятие, чьи промышленные запасы оцениваются в более 240 млн. тонн, добыло 4,2 млн. тонн сырья. Это – 13,5% от общей добычи угля в стране. Информационно-аналитическая система ContrAgent оценивает выручку компании за 2019 г. в 4,1-4,2 млрд. грн., убыток – в 540-550 млн. грн.
В состав предприятия входят пять угольных шахт в Донецкой области (Алмазная, Белицкая, Добропольская, Новодонецкая и Пионер), где работают 8000 сотрудников.
Добропольеуголь входит энергетический холдинг ДТЭК с вертикально интегрированной структурой. Компания Ахметова добывает около 90% всего угля в стране, производит 8% газа, владеет 8 из 12 ТЭС в Украине и занимает 25% долю на рынке “зеленой” энергетики.
Провал стратегии
В 2011 г. компания Ахметова получила в 49-летнюю аренду от Фонда госимущества три крупных угольных госпредприятия – Добропольеуголь, Ровенькиантрацит и Свердловантрацит. Аренда была рассчитана до 2060 года.
С 2014 года Свердловантрацит и Ровенькиантрацит находятся на временно оккупированной части Луганской области. У ДТЭК нет к ним доступа с весны 2017 года, когда подконтрольные России террористические группировки ДНР и ЛНР захватили 43 украинских предприятия. Ахметов и государство тогда стали крупнейшими жертвами “национализации”.
Так, у ДТЭК осталась лишь одна арендная госшахта – Добропольеуголь. По условиям договора с ФГИ, стоимость ее аренды корректировалась с учетом индекса потребительских цен. Это значит, что ускорение инфляции в стране провоцировало рост стоимости аренды. И если в 2011 году ее базовая ставка была на уровне 7 млн. грн. в месяц, то к 2020 году она выросла более чем вдвое – до 18,3 млн. грн.
Но шахта продолжала работать. Как утверждают в ДТЭК, за последние 10 лет в Добропольеуголь инвестированли $400 млн.: деньги шли на модернизацию оборудования и повышение объемов производства.
В итоге ДТЭК полностью замкнул цепочку добыча-производство-сбыт и стал крупнейшим частным энергохолдингом страны.
Большие возможности обернулись большими проблемами. Теплая зима 2019 г., карантин, кризис неплатежей на энергорынке, и, как следствие, преддефолтное состояние заставили ДТЭК пересмотреть приоритеты.
В начале 2020 года в стране начался кризис на рынке электроэнергии. Денежный дефицит энергетической отрасли в мае этого года достиг 50 млрд. грн. Причин у возникшей проблемы было как минимум две: спад потребления электричества в стране и резкий рост производства на “зеленых” электростанциях, которые потеснили с рынка мощности АЭС и ТЭС.
На этом фоне в апреле теплоэлектростанции ДТЭК приостановили экспорт электроэнергии в Венгрию и Румынию. Из-за приостановки теплоэнергоблоков в стране резко сократилось потребление угля. Это сказалось на работе угольных предприятий.
В мае, по словам и. о. министра энергетики Ольги Буславец, в Украине не работало 95% угольных шахт. В их число входили и крупнейшие добытчики в стране угля марки “Г” – шахты Павлоградуголь и Добропольеуголь (обе входят в структуру ДТЭК), которые находились в простое с апреля по май-июль этого года.
Причиной остановок угольных шахт в ДТЭК назвали “системный кризис в энергетической отрасли”: из-за этого у группы якобы не было средств даже на арендую плату за Добропольеуголь. По оценке ФГИ, с марта по сентябрь 2020 года долг ДТЭК перед государством за аренду достиг 100 млн. грн.
Вертикальная интеграция
Впервые об идее ДТЭК разорвать договор аренды Добропольеугля стало известно еще 27 июля – через две недели после подписания договора на поставку “добропольского” угля подконтрольной государству энергетической компании Центрэнерго. Подписанная 11 июля сделка по факту вернула горняков Добропольеуголь к работе – этому контракту предшествовала двухнедельная акция протеста шахтеров предприятия под офисом Владимира Зеленского.
Официальный автор идеи – Юрий Чередниченко, генеральный директор ДТЭК Добропольеуголь. В последний день июля сайт «Наши Гроши» опубликовал его письмо к бывшему топ-менеджеру ДТЭК, премьер-министру Денису Шмыгалю.
В документе он предложил государству создать на базе ТЭС Центрэнерго единый топливно-энергетический комплекс, включив в него 5 шахт Добропольеугля и еще 3-5 других угольных предприятий государства. Неэффективные государственные шахты Чередниченко предложил закрыть.
“Создание вышеупомянутого комплекса позволит государству повысить стоимость Центрэнерго, учитывая запланированную на 2021 приватизацию, это также позволит отказаться от государственных дотаций в угольный сектор и обеспечить прибыльную и стабильную работу эффективных государственных шахт”, – считает Черединиченко.
Согласно расчетам ДТЭК, в ближайшие 10 лет Центрэнерго будет ежегодно потреблять 4,5 млн. тонн угля. Большую часть этого объема компания сможет покрывать за счет Добропольеугля, где, как утверждает Черединиченко, себестоимость добычи в 3-10 раз меньше, чем у других госшахт.
Эту идею поддерживают и в Центрэнерго. По словам гендиректора госкомпании Александра Корчинского, взвешенный подход к созданию нового энергогиганта может повысить конкурентность Центрэнерго. Его логика сводится к следующему: чем ниже себестоимость добычи угля на шахтах, тем дешевле себестоимость производства электроэнергии, что, в свою очередь, сокращает расходы при добыче сырья.
“ДТЭК говорит, что на Добропольеуголь себестоимость составляет 1700 грн. за тонну. Это в любом случае лучше, чем 1950 грн. за тонну. Надо посмотреть, какой себестоимости можно добиться на госшахтах. Если можно добиться себестоимости 1500-1600 грн., с этим уже можно работать”, – говорил в конце августа Корчинский в интервью БизнесЦензору.
Что думает об идее ДТЭК премьер? 2 сентября, через неделю после обращения Черединиченко, Кабмин создал специальную межведомственную комиссию, которая должна была определить модель объединения Центрэнерго с государственными шахтами. Это заняло чуть больше месяца.
5 октября Кабинет министров опубликовал распоряжение №1215-р. Этим документом правительство по факту утвердило план отмены арендного договора ФГИ с ДТЭК по Добропольеголь и утвердило концепцию превращения Центрэнерго в вертикально интегрированного гиганта.
Сделка с условиями
Условия отмены арендного договора между государством и ДТЭК прописаны в распоряжении Кабмина. Согласно тексту документа, 7 октября Фонд госимущества должен разорвать договор аренды госпредприятия Добропольеуголь, заключенный с ДТЭК 22 декабря 2010 года.
При этом ДТЭК, в свою очередь, обязан:
– погасить долг по арендной плате и выплатить пеню за весь срок действия договора;
– оставить в качестве компенсации амортизационного фонда все движимое имущество ДТЭК Добропольеуголь на балансе госкомпании;
– отказаться от прав на получение компенсации всех инвестиций, выполненных во время действия договора аренды.
К концу года, в рамках распоряжения, созданная Кабмином комиссия (состоит из представителей Минэнерго, Фонда госимущества и Центрэнерго) должна провести аудит и инвентаризацию государственных шахт страны. Ее задача – определить список эффективных предприятий “установленной мощностью не более 4,2 млн. тонн угля марки “Г” в год”.
Процесс возвращения активов Добропольеуголь в госсобственность ФГИ и Минэнерго должны завершить к 25 января 2021 года. При этом Центрэнерго в партнерстве с профильным министерством должно “обеспечить непрерывный производственный цикл работы шахт Добропольеуголь”.
Проект решения по созданию нового государственного энергогиганта Фонд госимущества должен внести на рассмотрение Кабмина до 31 марта 2021 года.
Зачем ДТЭК отказывается от шахт Добропольеуголь, в холдинге не объясняют. Возможно, причина в падении спроса на уголь, развитии “зеленой” энергетики и планов перевести некоторые блоки ТЭС на использование газа.
Тем более, что альтернатива этой “сделки” менее оптимистична. По информации УкрРудпром, в прошлом году ДТЭК решил закрыть шахту Белицкая, которая не работает с августа 2014 г. и входит в состав ДТЭК Добропольеуголь.
“УкрНИИпроект разработал и подтвердил технико-экономическое обоснование, показывающее нецелесообразность дальнейшей работы шахты Белицкая…, – объяснял тогда журналистам гендиректор предприятия Юрий Чередниченко. – Поскольку шахта арендована, холдинг не может сам принять решение о ее дальнейшей судьбе – решение за ФГИУ и Минэнергоугля. Мы ведем с ними переговоры”. (Богдан Заика, biz.liga.net/Энергетика Украины и мира)