Сегодня политику РФ в “горюче-смазочном” экспорте можно рассматривать как элемент гибридной войны против Украины
8 октября правительство России отменило эмбарго на экспорт смазочных масел и битума в Украину, которое было введено весной прошлого года. Теперь эти нефтепродукты, как и самые массовые позиции российского экспорта в Украину – дизельное топливо и сжиженный газ – могут отправлять к нам с разрешения Федеральной службы технического экспортного контроля и Министерства экономики РФ. Согласно процедуре, экспортер должен предоставить детальную информацию о покупателях этих нефтепродуктов в Украине и их целевом использовании.
Унизительный алгоритм якобы призван не допустить использования российских нефтепродуктов в военных целях. Хотя полностью очевидно, что это механизм контроля над поставщиками, и за украинским рынком в целом.
Ну, скажите, как сжиженный газ или битум могут использоваться в армии?
В режиме перманентного ограничения российского экспорта, украинский рынок живет с 2014 г. – с начала войны между Россией и Украиной.
Первым и действующим по сей день был запрет на поставку авиационного керосина. В 2015 году, Россия почти на девять месяцев закрыла поставку в Украину дизельного топлива, а в 2019-м – битума и отдельной категории промышленных масел. Украина нашла, чем заместить выпавшие позиции, но политику РФ в “горюче-смазочном” экспорте можно рассматривать, как элемент гибридной войны против Украины, призванной дестабилизировать, среди прочего, и украинскую экономику.
В этой ситуации необходимо максимально сократить импорт из РФ и тем самым оградить себя от бесконечных сюрпризов с Востока и не только. Тем более что возможности для этого есть. Например, можно минимум вдвое сократить импорт сжиженного газа из России и Беларуси, который занимает 55% национального рынка автогаза.
Сейчас на повестке дня идея заменить российский сжиженный газ украинским бензином.
Во-первых, наш бензин отвечает стандарту Евро-5, а хорошая половина российского сжиженного газа не соответствует недавно принятому Кабинетом министров Украины техническому регламенту по сжиженному газу по сере и остатку после испарения.
Есть вопросы и по белорусскому, в частности, по газу НПЗ “Нафтан” (Новополоцк). Вред от использования этого топлива в автомобиле несоразмерно больше, чем на бензине. В лучшем случае, его можно использовать только в баллонах для бытового потребления. Но действенного контроля качества моторных топлив в Украине нет, поэтому везти некачественный газ продолжат.
Невероятно, но поставки из России и Беларуси идут благодаря: украинским дотациям. Каким именно? Низким акцизом, который вчетверо ниже акциза на бензин.
Ситуация дошла до абсурда: сегодня сжиженный газ на наших границах уже дороже бензина и дизтоплива. Сжиженный газ – самое дорогое моторное топливо. Но благодаря мизерному акцизу на автозаправочной станции, оно становится привлекательным для потребителя.
В то же время бензин, которым мы способны перекрыть потребность в доброй половине сжиженного газа, не востребован, потому что люди по понятным причинам выбирают искусственно созданный дешевый газ. Украина – первая в мировом рейтинге по использованию автогаза на транспорте. Уже это говорит: что-то идет не так.
В итоге, в стране абсолютно бредовая ситуация: наращиваем импорт самого дорого топлива самого плохого качества. И откуда – прежде всего из России и Беларуси. А параллельно убиваем украинские НПЗ, которые заливаются бензином и не могут наращивать переработку, а, значит, снижать зависимость от импорта дизтоплива, авиакеросина и того же сжиженного газа. Где логика?
Этот абсурд необходимо ликвидировать, установив справедливую налоговую нагрузку на моторные топлива.
Есть разные предложения по сближению акцизов на автогаз и бензин, их можно обсуждать. Единственное, чего точно нельзя допустить, так это консервации нынешней ситуации. Невероятно, но именно это – по сути, сохранить российский поток газа – предлагает Нина Южанина, шеф которой Петр Порошенко противопоставляет себя президенту РФ Владимиру Путину и не притулил слово “европейське” разве что по отношению к салу. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)