Правительство РФ может поддержать экспорт нефти из Венесуэлы, находящейся под санкциями США.

Так, российские страховщики могут предоставить судам российско-венесуэльской “Трансокеании” покрытие до $300 млн., а Промсвязьбанк предоставить кредит в размере $80 млн. на еще два танкера к уже имеющемуся Ayacucho, который в июне сменил имя на “Максим Горький”, а флаг – на российский. Эти суда как минимум будут способны вывозить нефть с принадлежащих РФ месторождений в Венесуэле. Единым логистическим оператором морских перевозок между РФ и странами Латинской Америки и Карибского бассейна может стать совладелец “Трансокеании”, уже находящийся под санкциями “Совфрахт”.

Как стало известно “Ъ”, флот российско-венесуэльской компании “Трансокеания”, которая управляет перешедшим под флаг РФ бывшим венесуэльским танкером Ayacucho (ныне “Максим Горький”), может пополниться еще двумя танкерами. По словам собеседников “Ъ”, в правительстве обсуждается возможность поручить Промсвязьбанку выдать на такую покупку целевой кредит в размере до 80 млн. евро. Обеспечением по сделке могут стать сами суда, выручка по бербоут-чартерным контрактам, а также перевозимая нефть, говорят источники “Ъ”. По их словам, вопрос курирует вице-премьер Юрий Борисов. В аппарате вице-премьера и Промсвязьбанке не предоставили комментарии.

На то, что танкер Ayacucho дедвейтом 320,8 тыс. тонн (класс VLCC) с июня был перерегистрирован в российском реестре и под российский флаг, обратил внимание РБК 18 сентября. Судно было построено в 2013 г. на китайской верфи Bohai Shipbuilding и находилось на балансе у сингапурского СП CV Shipping, принадлежавшего PDVSA и китайской госкомпании PetroChina.

По данным Reuters, после введения американских санкций против PDVSA международные страховщики отозвали покрытие судов, PetroChina инициировала банкротство СП, по итогам которого Ayacucho осталось у венесуэльской стороны и перешло под ее флаг.

В конце мая PDVSA передала судно Национальному институту водного хозяйства Венесуэлы (INEA), а после очередного ужесточения американских санкций танкер зарегистрировали в Большом порту Санкт-Петербург. Сейчас им управляет “Трансокеания”, СП INEA и “Совфрахта”, с 2016 г. находящегося под санкциями США по “крымскому пакету”. “Максим Горький” последний раз отмечался в системе AIS 2 октября и находился возле Реюньона, следуя с грузом из Венесуэлы в Юго-Восточную Азию. Reuters сообщало, что танкер может встать на ремонт на одной из верфей Китая.

По словам источников “Ъ”, может быть подготовлено поручение президента РФ о том, чтобы застраховать все морские суда “Трансокеании” в Крымской первой страховой компании (там не ответили “Ъ”), после чего флот будет перестрахован в Российской национальной перестраховочной компании (там отказались от комментариев). Страховое покрытие составит до $300 млн., говорят источники “Ъ”. В качестве единого оператора морских перевозок между РФ и странами Латинской Америки и Карибского бассейна, добавляют собеседники “Ъ”, госкомпания предложит “Совфрахт” (там отказались от комментариев).

Источник “Ъ” на страховом рынке поясняет, что с учетом санкций, наложенных на правительство Венесуэлы и “Совфрахт”, застраховать “Максим Горький” и будущий флот “Трансокеании” в других странах было бы невозможно – на нем, скорее всего, уже есть или будет красная пометка в системе Ллойда. Страховое покрытие в $300 млн. – это минимальный лимит для соблюдения международных конвенций, его недостаточно для выполнения основных требований большинства крупных мировых акваторий, где объем ответственности для таких судов достигает $1 млрд., говорит собеседник “Ъ”.

Скорее всего, танкеры будут эксплуатировать в узких акваториях (то есть не в самых загруженных портах) и возить российский груз, полагает он, называя решение “политическим и абсолютно правильным с точки зрения защиты интересов и минимизации рисков”.

Правительству РФ принадлежат нефтедобывающие активы в Венесуэле, которые были переданы государству от “Роснефти” в марте. Нефтекомпания последний раз раскрывала, что в 2018 году ее добыча в Венесуэле составила около 2,7 млн. тонн нефти, но с тех пор общая добыча в стране под воздействием санкций США упала почти в четыре раза, до 359 тыс. баррелей в сутки в третьем квартале 2020 года. Как сильно за это время упало производство на бывших активах “Роснефти”, неизвестно.

Основными потребителями нефти Венесуэлы после введения санкций стали Китай и Индия, но и они снижают закупки. В Латинской Америке и Карибском бассейне главным получателем венесуэльской нефти исторически была Куба: до 2015 г. поставки составляли 100 тыс. баррелей в сутки, но в 2019 г. они упали вдвое, по данным Argus. На Кубе есть НПЗ Cienfuegos (принадлежит местной госкомпании CUPET), способный перерабатывать более 3 млн. тонн нефти в год, но сейчас недозагруженный. Из-за снижения поставок из Венесуэлы Куба сталкивается с хроническим дефицитом топлива. Вице-премьер Юрий Борисов является сопредседателем межправкомиссий как с Венесуэлой, так и с Кубой. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий