Около $12 трлн. планируется инвестировать на восстановление мировой экономики после пандемии коронавируса. И 10% от этой суммы, по мнению ученых из Имперского колледжа Лондона, необходимо направить на проекты возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Свое предложение британские исследователи объясняют договоренностями мирового сообщества в рамках Парижского соглашения о сокращении числа выбросов парниковых газов в атмосферу.
“Абсолютно разумно, не просто поддерживать свою экономику с помощью паллиативной помощи, но и реструктурировать ее так, чтобы она была готова к будущему”, – сказал климатолог из Имперского колледжа Лондона и соавтор статьи Йори Рохель.
По мнению исследователей, государственным и частным инвесторам стоит сократить инвестиции в отрасли, работающие на ископаемом топливе, с $1,1 трлн. в год в течение следующих пяти лет до почти $800 млрд., чтобы начать поворот мировой экономики к чистому нулю выбросов углерода к 2050 г. Пока же, по данным некоммерческого исследовательского проекта Energy Policy Tracker, страны G20 за время пандемии выделили $209 млрд. непосредственно на добычу и производство ископаемого топлива, тогда как возобновляемая энергетика получила только $145 млрд.
“Государственные обязательства после пандемии пока критически недостаточны для достижения Парижских целей”, – заявляла руководитель отдела устойчивой энергетики Международного Института устойчивого развития Иветта Герасимчук.
Парижское соглашение: Россия в деле
Цель Парижского соглашения – ограничить рост глобальной температуры на 1,5 градуса Цельсия. Это, по мнению ученых, может предотвратить глобальное потепление на планете. В прошлом году Россия официально приняла Парижское соглашение постановлением правительства и вступила в международный клуб стран-участниц климатического диалог. При этом глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявлял, что РФ в данный момент лидирует по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. По его мнению, “в России благоприятная ситуация в энергетике – 80% выработки энергии осуществляется на электростанциях с низким удельным выбросом парникового газа”.
Базовый сценарий Стратегии Минэкономразвития развитию РФ до 2050 г. предполагает снижение углеродоемкости ВВП на 9% к 2030 г. и на 48% к 2050 г. (от уровня 2017 г.) и сокращение выбросов парниковых газов на треть к 2030 г. (от уровня 1990 г.).
Covid-19 отвернул нефтяников от ВИЭ
Соблюдение климатического соглашение предполагает поворот в сторону ВИЭ. Однако первая волна коронавируса и пандемия внесла корректировки в планы по вводу в строй части “зеленых” электростанций в России. Распространение Covid-19 разорвало цепочки поставок. Так, “Энел Россия” сообщила, что проблемы со своевременным вводом в строй объектов могут возникнуть на ветряных электростанциях (ВЭС) в Ростовской и Мурманской областях. Они должны заработать 1 декабря 2020 и 2021 г. соответственно. О форс-мажорных обстоятельствах также предупредил клиентов Фонд развития ветроэнергетики, который занимается строительством ВЭС в Калмыкии общей мощностью 200 МВт. Электростанции должны были войти в строй 1 декабря.
О возможном сдвиге начала эксплуатации строящихся электростанций сообщила “Солар Системс”. В 2020 г. компания планировала довести мощность электростанций до 365 МВт. Среди строящихся объектов – электростанции в Волгоградской области, Башкортостане, Ставропольском крае.
Отодвинут усилия по переходу к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) на второй план в нынешних реалиях и участники нефтяного сектора. По мнению вице-президента по корпоративному анализу британской компании Wood Mackenzie Валентина Кретшмара, нефтяной сектор будет изо всех сил генерировать финансовый поток, чтобы поддерживать текущие операции. “Все дискреционные расходы будут пересматриваться, включая дополнительный бюджет, выделенный на снижение выбросов углерода. А компании, которые еще не занимались стратегиями сокращения выбросов углерода, скорее всего, отложат проблему на второй план”, – говорил эксперт.
Сахалин ставит эксперимент
Вместе с тем нельзя сказать, что работа в этом направлении остановилась совсем. Так, в Сахалинской области собираются провести всероссийский эксперимент по снижению парниковых выбросов в атмосферу. Сейчас готовится проект федерального закона, который закрепит статус региона как пилотного в проведении эксперимента. Эта работа позволит не только снизить углеродный след и улучшить экологическую ситуацию на островах, но и укрепить экономику, считают в региональном правительстве.
“Мы стремимся, к тому, чтобы острова были чистыми. Мы ставим амбициозные задачи по развитию альтернативной, в том числе водородной, энергетики. Такую потребность диктует сегодняшний мир, – сказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. – Кто не изменится, тот может сильно отстать. Необходимость контролировать выбросы в атмосферу – это на первый взгляд ограничения для бизнеса. Но на самом деле это большие возможности”.
Программы по уменьшению углеродного следа уже реализуют крупные нефтегазовые компании, работающие в рамках проектов “Сахалин-1, 2, 3”. Перед областью же стоит задача создать единую систему контроля за парниковыми газами для всего островного региона.
Ставка на водород?
Развитие возобновляемых источников энергии поддерживает и РГУ нефти и газа имени (НИУ) им. И. М. Губкина. Именно поэтому университет создаст первый в России научно-образовательный центр водородной энергетики. По мнению ректора учебного заведения Виктора Мартынова, водородная энергетика – перспективное направление, которое необходимо развивать, в первую очередь, в научном ключе. В университете сейчас проводится целый ряд научных исследований на эту тему совместно с нефтегазовыми компаниями.
За водородную энергетику выступает и Минэнерго. По мнению заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, экологичность используемых технологий при снабжении энергоресурсами и объем выбросов в атмосферу играет всю большую роль в этом процессе.
“Такие компании как Росатом, Газпром уже инвестируют в новейшие водородные технологии. У нас уже есть все необходимое, все ресурсы, желание и платформы, чтобы сыграть ключевую роль в водородной экономике будущего”, – добавил замглавы Минэнерго России.
Однако, несмотря на общий тренд в сторону ВИЭ, в России это направление находится на начальной стадии развития. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)