С учетом противодействия промышленных групп увеличению тарифа “Укрэнерго” для выплаты долга “зеленым”, в 2021 г. повышение цен на электроэнергию для населения будет неизбежным.

Верховная Рада 17 ноября утвердила проект закона №4119. Документ, среди прочего, дает право Кабмину предоставить государственные гарантии НЭК “Укрэнерго” для привлечения заемных средств.

Зачем нужны эти гарантии?

Тариф на передачу электроэнергии (э/э), который собирает оператор системы передачи (ОСП, Укрэнерго), является источником компенсации по “зеленому” тарифу (ЗТ).

С августа 2020 г. система компенсации ЗТ работает так: объекты генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) отдают свой ресурс госпредприятию “Гарантированный покупатель” (ГарПок).

ГарПок продает эту э/э по рыночным ценам. А разница между рыночной ценой и размером ЗТ компенсируется из тарифа Укрэнерго на передачу.

Сегодня тарифа Укрэнерго не хватает для компенсации долгов “зеленым”. Согласно информации ГарПока на 20 ноября, задолженность Укреэнерго по ЗТ составляет 23,2 млрд. грн.

Почему появились долги перед “зелеными”

Основная часть долга образовалась в период карантина с марта по июль 2020 года. Причины: резкое падение потребления э/э из-за коронакризиса и увеличение выработки ВИЭ весной 2020 г. из-за стремительного роста их мощности в 2019 г.

Кроме прочих проблем, из-за регуляторных ограничений ГарПок не мог эффективно продавать часть атомной и зеленую э/э. Его ресурс продавался по низкой цене, что увеличило объем необходимой компенсации по ЗТ.

Для компенсации ЗТ за счет тарифа Укрэнерго, этот тариф пришлось бы увеличить в три раза – со 155 до 523 грн./МВт-ч. Это бы привело к удару по экономике и еще большему сокращению потребления э/э.

Правительство несколько месяцев искало выход. Наконец, с августа была изменена схема специальных обязательств (PSO, Public Service Obligation) по обеспечению населения дешевой э/э.

ГарПок перестал торговать атомной энергией на рынке, что позволило повысить цену продажи зеленой э/э.

Кроме того, в июле Верховная Рада утвердила закон о снижении с августа ЗТ для уже построенных объектов. На 7,5% – для ветровых станций и на 15% – для солнечных.

Благодаря этим мерам, в августе-сентябре ГарПок на 100% рассчитался с ВИЭ. Правда, с октября долги опять начали расти.

Кто получает зеленый тариф

Буквально в течение 2019 г. установленная мощность ВИЭ в Украине выросла более чем в три раза: с 2,12 ГВт в начале 2019 г. до 7,48 ГВт в октябре 2020 г.

Основной прирост дали солнечные станции. Это означает, что пик производства зеленой э/э, как и выплат по ЗТ, пришлись на весну-лето. Это время, когда в Украине действовал lockdown – максимальные ограничения.

В 2020 году значительно увечилось среднемесячное производство э/э зелеными. Если в 2019 году в самый производительный месяц ВИЭ выдали 600 тыс. МВт-ч, то в 2020 году – почти 1,1 млн. МВт-ч.

При этом, даже после урезания тарифов, средневзвешенный ЗТ составляет около 4 грн./кВт-ч без НДС.

Все это увеличило финансовую нагрузку на энергосистему на фоне карантинных мер. С одной стороны, уменьшилось потребление э/э, с другой – увеличилась тарифная нагрузка для компенсации зеленым на каждый мегаватт-час.

Как уже сообщал БЦ, крупнейшим производителем зеленой э/э в Украине является энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова. По итогам 2020 года ДТЭК произвел около 25% от всей э/э из ВИЭ.

Также ДТЭК – крупнейший производитель э/э угольными тепловыми станциями, самого экологически грязного вида генерации. В 2019 году компания контролировала 63% производства тепловой генерации и 90% добычи угля в стране.

Кроме ДТЭК, в пятерку крупнейших производителей зеленой э/э входят Windcraft Карла Стурена, китайская CNBM (бывшая Active Solar Андрея Клюева), VR Capital Ричарда Дейтса в партнерстве с инвесткомпаний ICU Макара Пасенюка и “Ветряные парки Украины” (ВПУ) Максима Ефимова и Эдуарда Мкртчана.

Кто платит тариф Укрэнерго

Все потребители электроэнергии в стране, включая население, оплачивают тарифы Укрэнерго на передачу и диспетчеризацию. Их устанавливает Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Тариф на передачу включает в себя операционные затраты Укрэнерго на обслуживание магистральных линий электропередачи (ЛЭП) и компенсацию ЗТ.

С момента запуска оптового рынка э/э в июле 2109 года, тариф ОСП на передачу менялся несколько раз, хотя обычно устанавливается один раз на весь год.

Тариф Укрэнерго на передачу (транспортировку) электроэнергии

– С 1 июля 2019 года – 347,43 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №954.

– С 1 августа 2019 года – 312,14 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №1411.

– С 1 сентября 2019 года – 116,54 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №1781.

– С 1 января 2020 года – 155,4 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №2668.

– С 1 августа 2020 года – 240,23 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №1329.

– С 1 декабря 2020 года – 312,76 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №1998.

Тариф на диспетчеризацию включает в себя операционные затраты и расходы на плату за вспомогательные услуги (услуги балансировки) Он гораздо меньше, поэтому менее значим для потребителя.

Тариф Укрэнерго на диспетчеризацию

– С 1 июля 2019 года – 8,9 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №955.

– С 1 января 2020 года – 10,23 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №2669.

– С 1 августа 2020 года – 24,75 грн./МВт-ч. Постановление НКРЭКУ №1330.

Как повышение тарифа Укрэнерго отразится на экономике

Все крупные потребители выступают резко против повышения тарифа на передачу. Для сравнения, в третьем квартале 2020 г. средневзвешенная цена э/э на ценообразующем Рынке на сутки вперед (РСВ) составляла 1,25 – 1,5 грн./кВт-ч.

К цене э/э стоит добавить тариф Укрэнерго 0,33 грн./кВт-ч с декабря. А для потребителей на распределительных сетях еще и 0,2-0,3 грн./кВт-ч тарифа облэнерго на распределение э/э для потребителей первого класса напряжения, в категорию которых входят крупные предприятия.

Самые энергоемкие предприятия в стране – это металлургические заводы, горнодобывающие комбинаты, угледобывающие шахты и химические предприятия.

Вся эта промышленность поделена между олигархами, которые используют свое политическое влияние для недопущения повышения тарифа ОСП на передачу.

В ноябре НРКЭКУ утвердила тарифы Укрэнерго на 2021 год. Размер тарифа на передачу составил – 309,8 грн./МВт-ч, на диспетчеризацию – 40,04 грн./МВт-ч. Хотя, согласно расчетам Укрэнерго тариф на передачу в 2021 году должен был составить 503,01 грн./МВт-ч.

Против роста тарифа выступили все энергоемкие предприятия в стране. Примечательно, что даже ДТЭК против повышения тарифа Укрэнерго на передачу. Об этом в июне заявлял гендиректор D.Trading Виталий Бутенко.

То есть, ДТЭК является основным выгодополучателем возмещения долгов по ЗТ. Но выступает против повышения тарифа Укрэнерго, который является источником компенсации ЗТ.

Кто не платит тариф Укрэнерго

Не смотря, на дефицит средств для выплаты долгов “зеленой” генерации, крупнейшим неплательщиком тарифа на передачу является ДТЭК Рината Ахметова.

Компании группы Д.Трейдинг, ДТЭК Павлоградуголь и ДТЕК Западэнерго, которые занимаются экспортом электроэнергии, через суды добиваются отмены уплаты тарифа на передачу при экспорте.

Суть в том, что в Евросоюзе почти все операторы систем передачи э/э не взимают тариф на транспорт при экспорте, так как его оплачивает конечный потребитель в стране-импортере. Под этим предлогом ДТЭК отказывается платить тариф на передачу при экспорте э/э.

В общей сложности три экспортера Ахметова оспаривают более 1 млрд. грн. При этом, остальные компании-экспортеры тариф платят.

Единственный, кто пошел по пути ДТЭК – госкомпания НАК “Нафтогаз Украины”, которая летом экспортировала небольшие объемы атомной э/э в Беларусь. Нафтогаз оспаривает в суде сумму в 5 млн. грн.

Также тариф на передачу оспаривает так называемая ферросплавная группа Игоря Коломойского. В нее входят Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы (НЗФ и ЗФЗ), а также Марганецкий и Покровский горно-обогатительные комбинаты, которые снабжают ферросплавные заводы рудой.

В целом, эта группа потребляет более 5% всей э/э в стране. НЗФ, как отдельное юрлицо – крупнейший потребитель э/э в Украине.

В июле-августе 2019 года, после резкого повышения тарифа на передачу в связи с запуском рынка э/э, предприятия группы перестали оплачивать тариф на передачу и начали судебную тяжбу. Всего оспаривается 420 млн. грн.

Еще один потенциальный неплательщик – группа предприятий так называемой “зеленой металлургии”. Такое понятие было введено в июле 2020 года в законе об урезании ЗТ благодаря лоббизму Виктора Пинчука.

Норма закона предусматривает, что метпредприятия, которые при производстве одной тонны стали выделяют менее 250 т СО2, получают скидку на тариф Укрэнерго – не оплачивают компенсацию ЗТ в тарифе.

Под понятие “зеленой металлургии” подпадает четыре предприятия: Днепросталь (Днепр) Виктора Пинчука, Днепроспецсталь (Запорожье) из группы VS Energy Евгения Гинера, Александра Бабакова и Михаила Воеводина, Электросталь (Курахово) Игоря Андреева и Азовэлектросталь (Мариуполь) Алексндра Савчука.

Крупнейшим из них является Днепросталь Пинчука.

В 2020 году предприятия “зеленой металлургии” так и не получили эту скидку. Согласно расчетам Укрэнерго, в 2021 году она составит около 360 млн. грн.

Где брать деньги для возврата долгов зеленым

Согласно уже упомянутому закону об урезании ЗТ, 20% компенсации по нему может быть направлено из госбюджета.

По расчетам Укрэнерго, в 2021 году на компенсацию ЗТ производителям ВИЭ необходимо 52,76 млрд. грн. Соответственно, около 10,5 млрд. грн. компания рассчитывает получить из госбюджета, чтобы не включать эту сумму в тариф.

Однако и в этом случае тариф Укрэнерго должен быть более 500 грн./МВт-ч. Такого тарифа не выдержит экономика. Кроме того, финансово-промышленные группы (ФПГ) Ахметова, Коломойского и Пинчука включат весь наличный админресурс для освобождения своих предприятий от его уплаты.

Единственный доступный правительству источник для наполнения ЗТ – повышение тарифа для населения.

Сегодня средневзвешенный тариф для населения составляет около 1,07 грн./кВт-ч без НДС или 1,29 грн./кВт-ч с НДС. Как известно, сейчас тариф на первые 100 кВт-ч в месяц для населения составляет 0,9 грн./кВт-ч с НДС, на последующие – 1,68 грн.

Этого тарифа едва хватает, чтобы оплатить системные услуги по поставки э/э – тариф облэнерго (около 0,7 грн./кВт-ч), тарифы на передачу и диспетчеризацию Укрэнерго (около 0,25 грн./кВт-ч) и тариф поставщика универсальных услуг (около 0,06 грн./кВт-ч).

Большую часть стоимости самой электроэнергии для населения сегодня компенсируют госкомпании Энергатом и Укргидроэнерго.

Однако в связи с внедрением стимулирующего регулирования для облэнерго с 2021 года значительно увеличится тариф на распределение э/э. Примечательно, что чуть менее половины всей э/э в стране распределяют компании из группы ДТЭК Ахметова.

В среднем по системе, для потребителей второго класса напряжения (население и мелкие предприятия) рост тарифа составит 40%.

В таком случае тариф на распределение э/э для населения составит около 1 грн./кВт-ч.

В такой же пропорции, на 40%, вырастут тарифы Укрэнерго – до 0,35 грн./кВт-ч.

Тогда средневзвешенного тарифа для населения в 1,07 грн./кВт-ч не хватит даже для покрытия стоимости системных услуг – около 1,4 грн./кВт-ч без НДС. Не говоря уже о стоимости э/э, как товара.

Первым шагом, судя по всему, будет отмена льготы на первые 100 кВт-ч в месяц, что даст системе дополнительных 12 млрд. грн. платы то населения.

Однако и этой суммы не хватит, чтобы покрыть выросшие тарифы для облэнерго и потребности “зеленой” генерации. Следующий шаг – отмена PSO для населения в электроэнергии по аналогии с рынком газа. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий