В этом году произошло достаточно много изменений механизма возложения специальных обязанностей на рынке электроэнергии. Все эти обязанности легли на плечи государственных генерирующих компаний, в частности, на ЗАО “Укргидроэнерго”. Хотя компания и показала хороший финансовый результат за 9 месяцев 2020, сегодня она сталкивается с рядом технических и экономических вызовов.

О проблемах в работе Market Management System, а также о расчетах перед компанией в рамках механизма ПСО со стороны ГП “Гарантированный покупатель” и другом – в блиц-интервью для агентства ExPro заместителя генерального директора по коммерческой деятельности “Укргидроэнерго” Богдана Сухецкий.

– Недавно был опубликован финансовый отчет “Укргидроэнерго” за 9 месяцев. Компания демонстрирует значительный доход на фоне убытков других государственных компаний…

– На бумаге выглядит все хорошо. Однако стоит анализировать комплексно, учесть налогообложения, дивиденды, задолженность, задержка платежей. Но, действительно, благодаря системному подходу “подушка безопасности” у нас есть.

Начнем с того, что в новой модели рынка “Укргидроэнерго” работает во всех сегментах рынка электроэнергии. Это связано с качественной подготовкой к работе в новых условиях. В течение последних десятилетий компания успешно проводит кампанию по реконструкции и модернизации существующего оборудования ГЭС и ГАЭС, а также строительства новых мощностей для обеспечения мобильных резервов мощности в ОЭС Украины и балансировки в системе.

Не надо забывать, что задача перед компанией не только в энергосистеме. Срезки пиков паводка, поддержание уровня водохранилищ, обеспечения экологического попуска и проход большегрузных судов. Нам приходится находить баланс в условиях нового рынка с целью обеспечения максимальных прибылей.

Кроме того, с самого начала специалисты по коммерции активно присоединились к предоставлению замечаний и исправления ошибок как в нормативно-правовой документации, так и в работе системы управления рынком электроэнергии Украины (Market Management System, MMS).

– Что не так с системой MMS?

– Возможно, это будет для кого-то и обидно, но почти все не так.

Если коротко, то система предполагает автоматизацию. Но ее работа степени не корректная, что сейчас специалистами компании и НЭК “Укрэнерго” осуществляются перерасчеты объемов балансирующей энергии и небалансов, для выполнения всех условий правил рынка и осуществления корректных начислений практически вручную. И только потом осуществляется подписания соответствующих актов и счетов купли-продажи электроэнергии на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг. Это невероятно кропотливая и затратная по времени работа. Для примера мы до сих пор сверяем расчеты с “Укрэнерго”, начиная с апреля. Это большая нагрузка на людей и обидно, что высококвалифицированные специалисты двух государственных компаний должны терять на это время.

С другой стороны, благодаря стремительному неконтролируемом росту “зеленой” генерации, происходит нарушение как физического баланса в ОЭС Украины, так и финансового баланса на рынке электроэнергии Украины. Как вам известно, на текущий момент накопились значительные долги со стороны “Укрэнерго” и “Гарантированного покупателя”, в том числе и перед государственными производителями электроэнергии, в частности перед “Укргидроэнерго”.

– Долги – это больная тема для всех. Какова ситуация с расчетами у вас?

– Вы же понимаете, что долги это не только отрицательный финансовый показатель в отчетности – это вымывание оборотных средств, невозможность рассчитываться с подрядчиками, риски кредитных убытков.

Сейчас все как говорится “сверхприбыли” нашей компании нивелируются накоплением долгов.

Практически 1 млрд. грн. долга остался со старого рынка с ГП “Энергорынок”, “Гарантированный покупатель” остановился на 250 млн. грн., а “Укрэнерго” балансирует тоже на пределе в 1 млрд. грн. Если с НЭК мы находимся в постоянной динамике и средства, хоть и с задержками, но поступают, то с другими все выглядит довольно бесперспективно. Недавно “Гарантированный покупатель” предложил нам рассчитаться в течение 5 лет и отменить для него все пени и штрафы.

Президент Украины в своем Указе от 22.09.2020 №406/2020 “О неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и дальнейшего развития ядерной энергетики” уделил расчетам с госкомпаниями особое внимание. Также есть инициатива председателя Комитета ВРУ по вопросам энергетики и ЖКХ Андрея Геруса признать расчеты с госкомпаниями приоритетными.

Нас очень поддерживает торговля на рынке двусторонних договоров и предоставление вспомогательных услуг. На этих сегментах расчеты происходят вовремя. Но уже в течение определенного времени “Укрэнерго” существенно снижает закупку допуслуг, что нарушает требования Кодекса системы передачи в части обеспечения необходимых резервов для регулирования частоты и мощности в энергосистеме.

– Что стоит изменить на рынке электроэнергии?

– На этот счет, пожалуй, у каждого свое мнение, но для меня фактически рынка не существует. Постоянное “ручное” регулирование не приносит никакой пользы, а только больше заводит госкомпании в тупик. Вместо латания дыр нужна системность и приоритетность. Понятно, что госкомпании всегда использовали как спасательный круг для энергосистемы. Тогда почему сейчас думают о всех, кроме нас? Бессистемность роста “зеленки” привела к финансовому перекоса, который должны взять на себя госкомпании. Мы несем убытки в связи с обеспечением ПСО, у нас накапливаются долги, мы не можем привлечь госгарантии под проекты, необходимые для энергосистемы. А что дальше? Не сможем проводить реконструкцию, ремонтировать оборудование или оплатить платежи в госбюджет? Необходимы соответствующие шаги, а это:

– погашение задолженности;

– приведение цен для бытовых потребителей к экономически обоснованным с применением адресной помощи незащищенным слоям населения (на первом этапе – из-за отмены льготных тарифов до 100 кВт-ч);

– налаживание работы системы управления рынком;

– внедрение жесткой дисциплины в части оплаты за приобретенную электрическую энергию;

– внесение изменений в нормативно-законодательной базы относительно ответственности за баланс;

– введение равных условий для продажи электроэнергии для государственных и частных производителей электроэнергии;

– корректное ценообразования на всех сегментах рынка электроэнергии с применением общемировых практик.

– Какая судьба ПСО?

– Вернее сказать, какая судьба компаний, на которых возложена ПСО.

С начала старта нового рынка мы работаем с пятой! моделью ПСО. Понятно, что при каждой сменой приходится корректировать инвестпрограмму, финплан и вообще какое-то даже краткосрочное планирование выглядит сомнительным. Сейчас мы продаем “Гарантированный покупателю” 30% выработки ГЭС по 1 копейке за киловатт. Это – операция с прямыми убытками и значительным недополучением дохода предприятием. Но не понятно что лучше. “Гарантированный покупатель” откладывает расчеты на годы и поэтому сейчас мы можем иметь доход только на бумаге и считать большие цифры задолженности, заходить в судебные процессы.

Сейчас разрабатывается новая модель финансового ПСО. Но когда она начнет действовать и какова конечная редакция – не понятно. При составлении финплана на 2021 г. пока мы учитывали действующую. Будем ждать и как всегда подстраиваться под обстоятельства. Даже один срок или формулировка может кардинально изменить финансовое положение компаний. Хорошо бы снять такую нагрузку из госкомпаний и то распределить между всеми участниками рынка.

– Какой прогноз вы можете дать на 2021 г.?

– Деятельность на рынке электроэнергии будет как и в 2020 зависеть от двух факторов: гидрометеорологической ситуации и воздействий на функционирование сегментов рынка электроэнергии путем внесения изменений в нормативно-правовую базу Украины. Будем пытаться выдержать показатели этого года и рассчитываем на достаточное водность рек. (ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий