- Депутаты от “Слуги народа” предлагают предоставить “Энергоатому” госгарантии под кредиты на пополнение оборотных средств
27 ноября депутаты от “Слуги народа”, в частности Андрей Герус и Сергей Нагорняк, зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4438 о внесении изменений в закон о госбюджете на 2020 г. относительно обеспечения долговых обязательств НАЭК “Энергоатом”.
Согласно тексту документа, им вносятся дополнения в ст. 6 закона о государственном бюджете Украины на 2020 год, согласно которым предусматривается возможность предоставления государственных гарантий в 2020 году по кредитам НАЭК “Энергоатом”, которые привлекаются для пополнения оборотных средств.
Для обеспечения выполнения долговых обязательств ГП, привлекаемых на пополнение оборотных средств, “Энергоатом” по решению Кабмина может освобождаться от обязательства предоставлять имущественное или другое обеспечение выполнения обязательств по госгарантиям и вносить плату за предоставление этих гарантий, говорится в законопроекте.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, задолженность со стороны участников энергорынка перед компанией составляет 24 млрд. грн.
Долги ГП “Гарантированный покупатель”, в частности, составляют 8,7 млрд. грн., ЧАО НЭК “Укрэнерго” – 3,7 млрд. грн. Кроме того, задолженность ГП “Энергорынок” составляет 11,6 млрд. грн.
В то же время авторы законопроекта отметили, что одним из факторов дефицита оборотных средств стали утвержденные Министерством энергетики балансовые ограничения НАЭК с 78,1 млрд. кВт-ч до 71,2 млрд. кВт-ч, что привело к уменьшению дохода и поступления денежных средств на 4,8 млрд. грн. Кроме того, уменьшение цены продажи электроэнергии по спецобязательствам перед населением (с 56,6 коп/кВт-ч до 1 коп/кВт-ч с 5 августа текущего года – “ЭР”), по их расчетам, повлекло за собой уменьшение дохода на 4,2 млрд. грн.
“Частичное покрытие дефицита оборотных средств может быть безотлагательно обеспечено путем привлечения кредитов под госгарантии”, – считают авторы законопроекта.
- Еврокомиссия отметила ряд критических проблем в сфере электроэнергетики, энергоэффективности и экологии
В Украине остается ряд нерешенных критических проблем в сфере электроэнергетики, энергоэффективности и экологии, следует из ежегодного отчета ЕС о реализации соглашения об Ассоциации, обнародованного на сайте Еврокомиссии.
В отчете, в частности, отмечаются серьезные структурные проблемы на рынке электроэнергии, связанные, по мнению ЕК, с его концентрацией, ограничением конкуренции и стоимости ресурса, “несмотря на юридическое открытие оптового рынка электроэнергии ” в июле 2019 года.
“Правительство и энергорегулятор сохраняли строгие ограничения цен на оптовом и розничном уровне, что способствовало глубокому финансовому кризису в секторе, на который также повлияли экономические последствия пандемии COVID-19”, – указано в отчете.
В связи с этим отмечается финансовая дестабилизация государственных компаний НЭК “Укрэнерго” и НАЭК “Энергоатом”, на которые в наибольшей степени возложена нагрузка по выполнению специальных обязательство по обеспечению электроэнергией населения и компенсации стоимости электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников.
По мнению еврочиновников, это, среди прочего, ставит под сомнение возможность сертификации “Укрэнерго” как независимого оператора системы передачи, отложенную более чем на два года, учитывая, что ряд законопроектов о сертификации ОСП до сих пор не рассмотрены парламентом, “находясь там с весны текущего года”.
Кроме того, в отчете отмечается, что финансовое положение “Энергоатома”, к дестабилизации которого привели недостатки функционирования рынка электроэнергии, может повлиять и на ядерную безопасность Украины.
Вместе с тем ЕК обращает внимание на то, что наряду с принятием закона №719-IX в июне 2020 года, предусматривающем погашение долгов старого энергорынка, не предпринимаются меры по остановке накопления новых долгов, а также устранению структурных проблем в дизайне рынка.
Анализируя ситуацию с развитием возобновляемой энергетики в Украине, еврочиновники выразили убежденность, что она может “еще больше повлиять на инвестиционный климат”, отметив задержку реализации положений меморандума, заключенного между инвесторами в ВИЭ и правительством, и, в частности, рост задолженности за произведенную зеленую электроэнергию.
Еврокомиссия также обратила внимание на необходимость повышения независимости украинского энергорегулятора и прозрачности процесса отбора новых его членов, поскольку это, как отмечается в отчете, “еще не полностью соответствует передовой европейской практике”.
Кроме того, было отмечено сокращение правительством финансирования Фонда энергоэффективности.
“К июлю 2020 г. в Фонд энергоэффективности, поддерживаемый ЕС, поступило более 120 заявок от объединений собственников жилья на общую сумму проекта более 600 млн. грн. или EUR20 млн. Однако из-за перераспределения средств на финансирование борьбы с последствиями COVID-19 предполагаемое финансирование Фонда было сокращено правительством, несмотря на обязательства по его ежегодному финансированию согласно соглашению между ЕС и Украиной”, – говорится в отчете.
Поддержав создание Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, утверждение Кабинетом министров национального плана по управлению отходами “как более соответствующего европейским стандартам”, а также принятие законов, касающихся выбросов парниковых газов, ЕК вместе с тем обратила внимание на несостоявшуюся реформу экологической инспекции, отсутствие обновленного Национально определенного взноса в соответствии с Парижским соглашением и задержку с разработкой национальной стратегии адаптации к изменениям климата.
Наряду с этим ЕК отметила, что Украина выразила стремление приблизить свою политику и законодательство к European Green Deal и начать целенаправленный диалог в этой сфере.
“С этой целью ожидается стартовая встреча между премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем и исполнительным вице-президентом Еврокомиссии Франсом Тиммермансом”, – указано в отчете.
- Реализация газа на УЭБ за 11 месяцев 2020 года превысила 2 млрд. куб. м
а Украинской энергетической бирже (УЭБ) в январе-ноябре 2020 года реализовано 2,1 млрд. куб. м природного газа, что в шесть раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Согласно сообщению на сайте биржи, в целом за 11 месяцев состоялось 235 торговых сессий, на которых природный газ на куплю или продажу предлагали 75 компаний – инициаторов торгов.
На бирже отмечают рост популярности торговли ресурсом из подземных хранилищ (ПХГ), объем продаж которым составил 0,298 млрд. куб. м против 0,033 млрд. куб. м за аналогичный период прошлого года.
При этом доля продаж ООО “Нафтогаз Трейдинг” в общем объеме торгов на УЭБ по итогам 11 месяцев составила 36% против 32% в январе-ноябре 2019 г.
“Результаты деятельности биржи за 11 месяцев показывают рост активности участников, в том числе по направлению “природный газ”, что является признаком системного развития рынка. Недавно для участников стала доступна возможность послеоплаты за приобретенный в “Нафтогаз Трейдинг” ресурс путем предоставления банковской гарантии. Данная опция быстро стала востребованной рынком. Сегодня УЭБ при поддержке европейских партнеров намерена создать полноценный газовый хаб в Украине”, – отметил генеральный директор УЭБ Александр Коваленко.
- Кабмин продлил срок исполнения “Укринтерэнерго” функции ППН до конца 2021 г.
Кабинет министров Украины внес изменения в свое распоряжение №1023-р от 12 декабря 2018 года об определении госпредприятия “Укринтерэнерго” поставщиком “последней надежды”, которыми продлил срок исполнения ГП этой функции до 31 декабря 2021 года без проведения конкурса.
Этими же изменениями правительство упразднило рекомендацию “Укринтерэнерго” продавать электроэнергию своим потребителям по свободным ценам в виду “дефолтного” статуса ГП в энергорынке, а также рекомендацию “Укринтерэнерго” реструктуризировать долги с КП “Вода Донбасса”, для которого ГП больше не является электропоставщиком.
Отметим, что просроченная дебиторская задолженность “Укринтерэнерго” к концу ноября составляла 2,2 млрд. грн., при этом 94% ее было сформировано предприятиями государственной и коммунальной формы собственности.
Срок исполнения “Укринтерэнерго” функций поставщика “последней надежды” был продлен до 31 декабря 2021 года также Законом №810-IX от 23 июля 2020 года “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии”.
- Верховная Рада приняла закон о закупке ОГТСУ газа на бирже
Законопроект №3176, которым вносятся изменения в закон о публичных закупках, позволяющие Оператору ГТС Украины (ОГТСУ), а также другим государственным и коммунальным компаниям покупать природный газ на бирже, приняла Верховная Рада во втором чтении 2 декабря.
Документ поддержали 300 народных депутатов.
Согласно ему, создание возможностей покупки ОГТСУ газа на бирже поспособствует повышению ликвидности и развитию оптового рынка краткосрочных стандартизированных продуктов при покупке газа для балансировки системы.
Принятие законопроекта №3176, в частности, даст возможность разрешить существующую законодательную коллизию. Так, на ОГТСУ распространяется закон “О публичных закупках”, в соответствии с которым компания может приобретать газ исключительно через систему публичных закупок ProZorro, тендерная процедура на которой длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Одновременно положения Сетевого кодекса обязывают оператора покупать краткосрочные продукты газа для балансирования ГТС и определения платы за суточный небаланс.
Документ также разрешает покупку газа на бирже остальным государственным и коммунальным компаниям, что позволит им экономить средства при закупке газа для собственных потребностей.
- Минэнерго предлагает в 2021 году провести “зеленые” аукционы на 365 МВт
Минэнерго на этой неделе представило годовые квоты поддержки возобновляемой энергетики и график проведения зеленых аукционов в 2021 году. Ведомство предлагает в следующем году определить годовую квоту поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников в объеме 365 МВт.
Согласно презентации министерства, годовая квота для СЭС составит 155 МВт, для ВЭС – 150 МВт, для других объектов ВИЭ – 60 МВт.
В презентации также представлен прогноз министерства по квотам поддержки на 2022-2025 гг., согласно которым в 2022 г. квота может составить 420 МВт (по 170 МВт – СЭС и ВЭС, и 80 – другие ВИЭ-объкеты), в 2023 г. – 470 МВт (СЭС – 180 МВт, ВЭС – 190 МВт, другие – 100 МВт), в 2024 г. – 520 МВт (СЭС – 190 МВт, ВЭС – 210 МВт, другие – 120 МВт), а также в 2025 году – 570 МВт (СЭС – 200 МВт, ВЭС – 230 МВт, другие – 140 МВт).
Как указано в презентации, аукционы планируется проводить, начиная с июня 2021 года.
Согласно представленному проекту графика проведения аукционов, в июне следующего года планируются первые из них – по 50 МВт для СЭС и ВЭС, затем в октябре предусматриваются аукцион для СЭС мощностью до 1 МВт на квоту 5 МВт и региональный аукцион для Житомирской, Полтавской, Харьковской, Черниговской, Сумской, Черкасской, Кировоградской и Киевской областей, а также для Киева на квоту 50 МВт.
Кроме того, в ноябре планируется еще один аукцион для СЭС на 50 МВт, а для ВЭС – на 100 МВт.
Аукционы для других ВИЭ-объектов, куда включены биоэнергетические предприятия и малые ГЭС, планируются в октябре на 60 МВт. В презентации отмечается, что дефицит спроса, в частности, на установку объектов биоэнергетики не позволяет предложить более высокую квоту. Предложенная квота в 60 МВт является третью всей мощности объектов биоэнергетики, установленной за последние 10 лет – 194 МВт, а договоров pre-PPA подписано всего на 76 МВт, указано в презентации. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)