Украине не хватает добычи газа для обеспечения собственных нужд. В 2019 г. Украина использовала около 30 млрд. кубов газа. При этом пришлось импортировать 14300000000 кубов.

По данным добывающих компаний, основные месторождения Днепровско-Донецкой впадины почти исчерпаны, поэтому нужно искать газ в новых местах. В Украине – это перспективные участки, которые долгое время не разрабатывались из-за отсутствия технологий, решений государства или политического влияния:

– Глубокие залежи под большими действующими месторождениями.

– Залежи газа в плотных породах.

– Большие неизученные участки традиционного газа на суше.

– Нефтегазовые участки в акватории Черного моря.

Четвертый пункт стал ближе к реализации после соответствующего решения Правительства. 25 ноября Кабмин постановлением №1172 разблокировал возможность изучения шельфа Черного моря с последующей добычей нефти и газа в исключительной экономической зоне Украины.

Документом были внесены изменения в постановление Кабмина №615 от мая 2011 г., которое регулирует предоставление спецразрешений на разработку недр.

Своим решением правительство разрешило компаниям с государственной Группы Нафтогаз геологическое изучение нефтегазоносных недр с последующей добычей нефти и газа на континентальном шельфе сроком на 30 лет.

Теперь во исполнение решения Кабмина Государственная служба геологии и недр (Госгеонедра) должен предоставить соответствующие специальные разрешения Нафтогаза.

Фактически, право добычи газа на шельфе передано государственной компании без конкурса. Почему Кабмин принял такое решение?

История недр украинского шельфа

Попытки Украины начать добычу газа на шельфе Черного моря имеют давнюю историю.

Прикерченская площадь

В 2006 г. Кабмин Виктора Януковича провел конкурс на подписание соглашения о разделе продукции (СРП) при разработке недр Прикерченской площади – вдоль юго-восточного побережья Крыма.

В октябре 2007 г. Кабмин подписал СРП с победителем – компанией Vanco International, которая позже передала право добычи своей дочери – Vanco Prykerchenska, которой совместно владеют DTEK Рината Ахметова и Shadowlight Investments Limited.

В 2008 году правительство Юлии Тимошенко отменило сделку. А после захвата Крыма Российской Федерацией Украина потеряла доступ к этому участку.

Согласно данным портала Нетрадиционный газ, потенциальная добыча Прикерченской площади мог составлять до 4500000000 кубов газа в год.

Для сравнения, в 2019 году Украина использовала около 30 млрд. кубов газа. При этом пришлось импортировать 14300000000 кубов.

Скифская площадь

В мае 2012 года Кабмин Николая Азарова своим постановлением №455 объявил проведение конкурса на заключение СРП при разработке недр Скифской площади – у юго-западного побережья Крыма.

В августе 2012 г. победителем был определен консорциум ExxonMobil Exploration and Production Ukraine BV (Нидерланды), в который вошли мировые добывающие гиганты ExxonMobil и Shell, а также румынская OMV Petrom и государственная НАК “Надра Украины”.

Но с вторжением в Крым РФ консорциум вышел из проекта. Потенциальная добыча газа на этой площади мог составить до 10 млрд. кубов в год.

Одесское месторождение

Единственной компанией, которая разрабатывала украинский шельф Черного и Азовского морей была дочка Нафтогаза – Черноморнефтегаз. Она оперировала четырьмя самоподъемной буровой установки (СПБУ).

Две из них – “Сиваш” и “Таврида” – были построены еще в 1979 г. и 1995 г. соответственно на заводах в Баку и Архангельске для Черноморнефтегаза.

Другие две – “Независимость” и “Петр Годованец” были закуплены Нафтогазом в 2010-2012 гг. за $800 млн., когда министром энергетики был Юрий Бойко. Это и есть знаменитые “Вышки Бойко”.

В 2012 г. Черноморнефтегаз начал разработку Одесского месторождения – к западу от Крымского мыса Тарханкут.

Впрочем, все 4 СПБУ были захвачены русскими в 2014 году. Согласно информации украинского Черноморнефтегаза, с 2014 по 2017 год включительно оккупанты незаконно добыли около 3500000000 кубов газа с Одесского месторождения.

Данные по добыче на захваченных русскими активах Черноморнефтегаза не обнародуются.

Что мешает реализации шельфовых проектах

Как видно из попыток украинского правительства овладеть добычу углеводородов на шельфе, единственной удачной попыткой к захвату Крыма РФ была работа именно государственной компании – Черноморнефтегаз.

Но, несмотря на политические риски, которые мешали реализации СРП в прошлые годы, сегодня появились новые – военные и экономические.

Проблемы, осложняющие добычу на украинском шельфе

  1. Потенциальная агрессия со стороны России

Это самая большая проблема. РФ, оккупировала Крым, также может претендовать на черноморские нефтегазовые участки. Часть украинских участков находится в непосредственной близости к аннексированным Россией территориям.

Политики России уже высказывали свои претензии на шельф. Так, депутат Госдумы РФ Михаил Шеремет заявил, что “РФ будет предотвращать любые попытки Украины добывать газ у берегов Крыма”.

Впрочем, никакой официальной демаркации морской границы не существует. Поэтому “у берегов Крыма” РФ может трактовать по-разному.

Поэтому потенциальные инвесторы требуют подтверждения, что работать на украинском шельфе – безопасно.

  1. Падение цен на газ

С начала 2019 начался тренд на падение цен на природный газ. Он усилился из-за теплой зимы 2019-2020 года и пандемии COVID-19.

Чуть больше чем за год цены на газ упали с 12 тыс. грн. за тысячу кубометров до менее 4 тыс. грн. за тысячу кубометров.

Затем цены немного отскочили. Но тренд на удешевление углеводородов остается глобальным.

Поэтому экономическая выгода проекту требует дополнительного анализа и подтверждения. Может случиться, что инвестиции, необходимые для добычи газа на шельфе, а не отразятся при продажах добытого ресурса.

Экономика проекту будет зависеть от разведанных запасов и объемов добычи.

  1. Недоизученность шельфа

Именно с разведанными запасами вопрос. Чтобы оценить ресурсные возможности шельфа необходимо выполнить ряд мероприятий: провести сейсморазведочные работы, пробурить поисковые скважины.

Имеющейся геологической информации по морским участкам пока недостаточно для формирования реалистичных прогнозов относительно потенциальных ресурсов.

По данным Держгеонадр, до настоящего времени шельф Черного моря освоен лишь на 4-5%. Соответственно, для инвесторов усложняются расчеты возврата инвестиций.

Если в 2012 году этот риск был приемлемым для международных компаний, то сегодня он значительно усилился российской агрессией и отрицательной рыночной конъюнктурой

Новая история шельфа

Участок “Дельфин”

В марте 2019 своим постановлением №271 Кабмин Владимира Гройсмана объявил конкурс на СРП при разработке участка “Дельфин”. Прогнозы запасов углеводородов в пределах этого участка делать сложно. Но по аналогии с соседними участками годовая добыча может достигать 2 – 5 млрд. кубов.

В июле того же года победителем была объявлена компания Trident Black Sea Ильи Пономарева, экс-депутата Госдумы РФ, получил украинское гражданство.

Большого интереса среди мировых энергетических гигантов – Exxon Mobil, Shell, Chevron или British Petroleum – как это было в 2012 г., конкурс не вызвал, несмотря на перечисленные негативные факторы.

Уже в сентябре 2019 года, новое правительство Алексея Гончарука отменил конкурс из-за подозрений в злоупотреблениях во время его проведения.

Правительство разрешило Нафтогазу исследовать шельф

Возвращаемся к недавнему решения правительства, согласно которому Нафтогаз может без конкурса начать изучение морских участков в украинской акватории Черного моря.

После предоставления положительного решения Держгеондар Нафтогаз планирует сделать дерискинг (derisking, снижение рисков): провести 3D-сейсмические исследования, которые дадут дополнительную информацию о ресурсов углеводородов и глубины их залегания.

Начать геологические и сейсмические исследования Черноморского шельфа Нафтогаз планирует именно в пределах участка Дельфин и Скифской площади.

После дерискинга условия участия в проектах и ресурсный потенциал участка будут гораздо более прогнозируемыми.

Соответственно, Украина сможет или пригласить международных партнеров, опыт и репутация которых снизит риски “замораживание проекту”, или привлечь инвестиции в проект.

Это может быть СРП с иностранными компаниями для привлечения дополнительных средств и технологий, но на этапе разработки уже подтвержденных запасов газа.

Как другие страны добывает газ в Черном море

В настоящее время шельф Черного моря так или иначе осваивают почти все государства региона. Кроме РФ, которая оперирует захваченными украинскими СПБУ, его активную разработку осуществляют Турция и Румыния.

Также разведку ведет Болгария. В 2020 году конкурс на разведку в пределах собственного участка Черного моря провела и Грузия.

Турция

Правительство Турции в 2012 г. привлек к исследованию, разведки и бурения шельфовой участки государственную компанию Turkiye Petrolleri Anonim Ortakligi (TPAO).

В 2013 году правительство обеспечило приобретение сейсмического корабля за $ 130 млн. В 2018 году – приобретение установки для глубоководного бурения за $ 500 млн.

Для создания благоприятных регуляторных условий Турция приняла необходимые изменения в законы, касающиеся возможности получения лицензии иностранными компаниями, расширение сроков лицензий для разведки, снижение налога на прибыль и тому подобное.

Результат – в августе 2020 г. государственная компания заявила об открытии одного из крупнейших месторождений в Черном море с запасами газа 405 млрд. кубов – месторождения Сакарья (Sakarya).

Газ обнаружен на глубине 2,1 км. Производственная мощность, по прогнозам, составит 2,5 – 20 млрд. кубов газа в год.

В октябре президент страны Реджеп Эрдоган заявил, что последние результаты исследований позволили увеличить объемы запасов до 405 млрд. кубов газа.

В начале ноября турецкое судно Fatih начало бурения в районе поисковой скважины “Тюркали-1”.

Для сравнения, по данным Enerdata, в 2019 г. Турция использовала 45 млрд. кубов газа. Почти весь необходимый для себя объем газа Турция импортирует.

Румыния

В 2012 году румынская компания OMV Petrom и ExxonMobil, которая входит в “большую энергетическую шестерку” мировых лидеров, открыли на тот момент всего в Черном море месторождение Нептун с запасами газа в 84 млрд. кубов.

OMV Petrom на 20,6% принадлежит румынскому правительству. Мажоритарный пакет акций удерживает австрийская корпорация OMV Group.

В свою очередь, OMV Group основана государственным австрийским холдингом OBAG, который выполняет функции Фонда национального благосостояния и инвестиционным фондом Mubadala Capital из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

В 2008-2016 годах компании провели большой объем 3D-сейсморазведки и пробурили восемь поисковых скважин. Большинство из них дали уверен приток газа. Ожидается, что добыча газа может достичь 6300000000 кубов год.

Месторождение Нептун (Neptun Deep), которое разрабатывает Румыния, граничит с участком “Дельфин”, которая находится в акватории украинского части Черноморского шельфа.

Румыния имеет еще одну потенциальную участок – мелководный блок Мидия, в рамках которого открыли месторождения Ана и Доина с ресурсами 320 млрд. кубов газа.

Планируется, что уже в ближайшее время там начнется промышленная добыча газа в объеме около 1 млрд. кубов год.

В 2015 г. государственная румынская компания Romgaz (70% принадлежит румынскому правительству) совместно с российским Лукойлом открыли в Черном море месторождение Лира с запасами 30 млрд. кубов газа.

Перспективы добычи на этом месторождении составляют около 1 млрд. кубических метров газа в год. Глубина моря в пределах участка составляет от 0,3 до 1,2 км.

Для сравнения, по данным Enerdata, в 2019 г. Румыния использовала 12 млрд. кубов газа. Из них импортировано более 3 млрд. кубов.

Болгария

В 2012 г. Болгария провела конкурс на разработку шельфового блока Хан Аспарух (Han Asparuh).

Победителем стал консорциум, в который вошли испанская компания Repsol, входящей в десятку крупнейших энергетических корпораций мира, французская Total, которая входит в “большую энергетическую шестерку” и уже упомянутая румынская OMV Petrom.

В апреле 2019 г. Repsol вместе с мировым гигантом Shell и австралийской энергетической компанией Woodside Energy начали разработку еще одного проекту на болгарском шельфе – блока Хан Кубрат (Khan Kubrat).

Грузия

В июне 2020 правительством Грузии был завершен конкурс на разработку блока II в черноморском оффшорном районе страны. Победителем стала все та же румынская OMV Petrom. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий