Команда Андрея Коболева готова взяться за крупнейший газовый проект на суше.
На днях Антимонопольный комитет Украины заявил о начале рассмотрения дела о концентрации в виде получения НАК “Нафтогаз Украины” в собственность доли в уставном капитале ООО “Надра Юзовская”.
“Заявленная концентрация происходит на рынках природного газа и жидких углеводородов (сырой нефти и газового конденсата), целью которой является получение “Нафтогазом” ресурса, который обеспечивает возможность добычи на Юзовском участке нефти и природного газа”, – сообщает АМКУ.
Деталей о готовящейся сделке минимум. Из сообщения того же Антимонопольного известно, что в уставном фонде ООО “Надра Юзовская” “Нафтогазу” будет принадлежать “свыше 50% голосов”. При этом отмечается, что указанная концентрация “представляет собой вертикальную интеграцию предприятия, осуществляющего деятельность по добыче сырья (нефти и газа), производству и реализации готовой продукции”.
С одной стороны объяснение конкретно, а с другой в нем не содержится ничего нового. Потому что и так известно, что компании “Надра Юзовская” принадлежит Юзовская нефтегазовая площадь, в случае разработки которой НАК получит возможность напрямую (а не через свою “дочку” “Укргаздобычу”) добывать углеводороды.
Свои планы на этой территории в “Нафтогазе Украины” комментируют следующим образом. На первом этапе компания планирует стать участником так называемого соглашения о разделе продукции (СРП) – это бюрократический контракт, который подписывается с Кабмином всякий раз, когда речь идет о планах разработки беспрецедентно большого участка. Юзовская площадь под такую характеристику подходит безусловно: она занимает территорию площадью 7,886 тыс. кв. км (расположена на территории Донецкой и Харьковской областей).
Перспективность “Юзовки” тоже не вызывает сомнений. Во-первых, об этом говорит ее потенциал, который оценивается в 3 трлн. куб. м условного топлива, благодаря чему на этапе разработки предполагается объем добычи на уровне минимум 10 млрд. куб. м газа/год. Во-вторых, Юзовская площадь во времена президентства Виктора Януковича привлекала внимание международной группы Shell. В 2013-м она подписала с Кабмином вышеупомянутое СРП, но впоследствии вышла из этого проекта.
Как раз с того момента в жизни ООО “Надра Юзовская” и началась роль команды Игоря Кононенко – ближайшего соратника тогдашнего президента Петра Порошенко. Связывать Кононенко с этим проектом пресса начала в 2018 г., когда Кабмин принял решение о передаче права инвестора по СРП на разработку этой площадки компании Yuzgaz B.V. (Нидерланды).
Эта структура была создана за месяц до объявления отбора инвестора и через инвестиционные фонды Emerstone Energy и Emerstone Capital Partners якобы контролировалась бизнесменом Ярославом Кинахом. Тот утверждал, что распоряжается деньгами иностранных инвесторов, но их имена почему-то не называл. А чуть позже начала появляться информация об опосредованной связи Yuzgaz B.V. с Кононенко.
Довести до конца этот проект армейскому другу Петра Порошенко так и не удалось. Поэтому к сегодняшним дням, когда ООО “Надра Юзовская” приготовился поглощать “Нафтогаз Украины”, 100% уставного фонда этой компании принадлежит государственному ПАО НАК “Надра Украины”. Собственно, как раз у государственных “Надр” государственный “Нафтогаз” и покупает “Юзовку”. С этой точки зрения речь идет о сделке “в рамках одного кармана” – владельцем объекта было и останется правительство.
Но кардинальных перемен после этой сделки все-таки стоит ожидать. Главная из них в том, что возглавляемая Андреем Коболевым госкомпания, по ее же публичным заявлениям, намерена начать бурение на Юзовской площадке уже через полгода после подписания договора с Кабинетом министров на ее разработку.
“Украина не может в дальнейшем медлить с разведкой новых перспективных участков в условиях, когда добыча на “старых” месторождениях падает. Обладая необходимыми геологическими данными и опытом работы на смежных площадках “Нафтогаз” сможет обеспечить скорейшее, качественное начало работ на Юзовской площадке”, – так комментирует планы глава газового дивизиона “Нафтогаза” Александр Романюк.
Идея благая и несет пользу не только Украине, давая шанс на пока что недостижимую энергонезависимость, а и самому “Нафтогазу Украины”, чья “Укргаздобыча” откровенно провалила программу роста промысла углеводородов “20/20”.
Но в этом потоке позитива есть минимум одно “но”. Юзовская нефтегазовая площадь является рисковым проектом не только с точки зрения неподтвержденности запасов углеводородов, а и с позиции геополитики: границы этого участка близки к зоне войны России против Украины на Донбассе. В свое время как раз из-за угрозы смещения линии фронта вглубь нашей страны, с “Юзовки” ушел вышеупомянутый Shell. С тех пор уровень угрозы военной российской агрессии, мягко говоря, не изменился – корректнее говорить, что к этому риску просто все привыкли.
Но этой угрозы не опасается руководство “Нафтогаза”. Почему? Возможно, потому что речь идет о риске государственными деньгами. То есть – ничьими. (Владимир Комаров, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)