Украина не покупает газ у России с ноября 2015 г.
Заявление временно исполняющего обязанности министра энергетики Украины Юрия Витренко о возможности закупок газа с российского направления с целью снижения цен на ресурс вызвало нешуточные споры в политической и экспертной среде. Некоторые уже успели обвинить Витренко в намерении возобновить импорт топлива из страны-агрессора. “Апостроф” разбирался, что именно предлагают в правительстве, и стоит ли украинцам ждать снижения тарифов на газ.
Украина может возобновить закупки газа в России после пятилетнего перерыва. По крайней мере, такой вывод легко сделать на основании сказанного Юрием Витренко.
В середине января на своей странице в Facebook он перечислил ряд мер, которые, по его мнению, способствовали бы урегулированию проблем на отечественном рынке газа. Напомним, Кабинет министров под давлением массовых протестов снизил цену газа для населения, но тариф 6,99 грн./кубометр будет действовать лишь до конца отопительного сезона. Что будет с ценами дальше – неизвестно.
Среди мер по более долгосрочному снижению цен на газ Витренко, в частности, назвал “разблокирование экспорта газа частными независимыми компаниями из России”.
Это предложение вызвало неоднозначную реакцию в обществе и Юрию Витренко пришлось еще раз уточнить, что он имел в виду закупки газа не у “Газпрома”, а у независимых от него компаний, например, у компании Shell. При этом сами поставки должны осуществляться по газотранспортной системе России, оператором которой является “Газпром”.
“Если кто-то предлагает возобновить прямой импорт украинскими компаниями газа от “Газпрома” или чтобы государственные компании напрямую закупали импортированный газ из России, то пишите, кто это предлагает. Мы такого предложения не делали”, – отметил он.
Вызывает удивление
Эксперты, опрошенные “Апострофом”, по-разному оценивают инициативу Юрия Витренко.
“Такая идея вызывает удивление, ведь для нужд населения и теплогенерирующих предприятий достаточно природного газа собственной добычи (который дешевле импортного, – “Апостроф”). Поэтому, если речь идет об импорте, то это – для нужд промышленных потребителей, и об этом должна говорить власть”, – сказал “Апострофу” эксперт Центра Разумкова Максим Билявский.
Руководитель специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает заявление врио министра энергетики имитацией бурной деятельности.
“Нужен же план антикризисных мер, а получается, что весь этот план свелся к тому, что снизили цены. Причем непонятно, на каком основании”, – сказал Рябцев “Апострофу”.
По его словам, Юрий Витренко говорит о том, что Украина в лице “Нафтогаза” должна обратиться в антимонопольные структуры Европейского Союза, чтобы они потребовали от “Газпрома” открыть транзитную трубу для других компаний.
“Но европейским компаниям все равно, у кого брать газ. К тому же, у нас подписан транзитный контракт (с “Газпромом”), и там же ничего нет о том, что мы чего-то требуем”, – сказал эксперт.
Да и “Газпром” вряд ли захочет потерять свое монопольное положение оператора газовой трубы (о чем, на самом деле, заявил и сам Юрий Витренко).
Надежды вместо планов
Но нельзя сказать, что в словах руководителя Минэнерго совсем нет рационального зерна.
Эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип считает, что Витренко говорил не столько о покупке Украиной российского газа, сколько о том, что российская власть не должна блокировать возможность для компаний, которые работают в РФ, продавать газ на внешних рынках. Речь также о поставках топлива из Средней Азии.
“Вследствие этого (разблокирование поставок, – “Апостроф”) потенциально может вырасти спрос на украинский маршрут транзита – у нас есть проданные мощности, за которые “Газпром” платит, но физические объемы могут быть ниже, как это было в 2020 году (транзит упал до 55,8 миллиарда кубометров по сравнению с 89,6 миллиарда кубометров в 2019 году, – “Апостроф”), а это увеличивает расходы по обслуживанию украинской трубы. Второй момент – спрос и предложение позволят сформировать понимание, какая цена является рыночной, и она будет совсем не той, какой она есть на хабах в Европе” (по которой Украина покупает газ сейчас, – “Апостроф”), – пояснил специалист “Апострофу”.
Правда, пока это всего лишь планы или даже надежды.
Несложная дилемма
Одним из главных вопросов получения российского газа является его цена. И эксперты сомневаются, что для нас этот газ был бы дешевле.
“На мой взгляд, разницы в ценах быть не может за исключением ситуаций, когда устанавливаются так называемые скидки” (как, например, скидка на газ в рамках “Харьковских соглашений” от 2010 года, которую Украина получила в обмен на продление срока пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, – “Апостроф”), – говорит Максим Билявский.
“Если бы была конкуренция поставщиков, при этом, как было сказано, не только российских, не исключено, что газ был бы дешевле. И у него, конечно, больше предпосылок быть дешевле, чем газ, который “развернут” из Европы в сторону Украины”, – отметил Андриан Прокип.
Но, конечно же, речь не может идти о закупках газа у “Газпрома”.
“Тогда получится, что мы возобновляем сотрудничество со страной-агрессором”, – заявил Геннадий Рябцев.
Но как тогда оценивать планы “Нафтогаза” в 2018 году по возобновлению закупок топлива у России? Напомним, это стало возможным после решения Стокгольмского арбитража в конце 2017 года о том, что “Газпром” должен был снизить цену топлива для нашей страны в рамках действовавшего на то время контракта (его действие закончилось 31 декабря 2019 года), а также победы украинской стороны в том же арбитраже в начале 2018 года в деле о транзите газа. “Нафтогаз” даже сделал “Газпрому” предоплату за поставки, планировавшиеся на март 2018 г., но российский монополист ее впоследствии вернул, решив разорвать контракт с НАК.
Однако в 2018 году ситуация кардинальным образом отличалась от сегодняшней, поясняет Рябцев: “Тогда было (со стороны Украины) исполнение решения Стокгольмского арбитража в рамках действовавшего (на то время) контракта”.
После истечения срока действия контрактов на поставку и транзит газа, “Нафтогаз” и “Газпром” подписали только новый транзитный контракт, то есть соглашения о поставках топлива из РФ на сегодня нет.
Без импорта
Таким образом, можно констатировать, что сейчас нет никаких реальных возможностей снизить цены на импортный газ.
Но вопрос цены можно (и нужно) было бы решить за счет увеличения собственной добычи газа, тем более, что подобные планы были. В 2016 году украинское правительство утвердило концепцию газодобывающей отрасли, согласно которой в 2020 году газодобыча должна была вырасти до 27,6 миллиарда кубометров. Более того, согласно планам правительства, в 2020 году Украина должна была вообще отказаться от импорта газа.
Но реальность оказалась совсем иной – газодобыча не выросла до указанных показателей. Более того, она даже понемногу сокращается и составляет порядка 20 миллиардов кубов в год (данных по 2020 году пока нет).
А это значит, что пока украинцам можно забыть о дешевом газе. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)