В 2017 г. Кабмин обязал операторов газораспределительных сетей ежегодно платить 10% от стоимости газопроводов. Большинство из них игнорируют это требование, а тарифы на транспортировку определяют по своему усмотрению.
В стране сейчас крайне напряженная ситуация с ценами на газ и тарифами на его распределение. Однако как бы ни менялся рынок, проигрывает всегда потребитель.
Украинцев не просто обманывают, их обманывают, используя их имущество. Это не просто слова и популистские лозунги. Я объясню, почему так.
Первое. Очередные попытки создать открытые рыночные отношения столкнулись с организованным саботажем и использованием монопольного положения отдельными игроками на рынке. Теми же, которые имеют доступ к ресурсу добычи и до распределительных сетей.
Второе. Всем известны газсбыты, которые выставляют счета населению, эксплуатируют отсутствие регулирования отпускных цен и устанавливают цены на 30% выше лучшие предложения поставщиков. Удерживать цены на таком уровне им позволяют не рыночные преимущества, а статус поставщика.
К сожалению, 90% потребителей инертны и не хотят ломать голову, как перейти к поставщикам, которые предлагают более дешевый газ, а некоторым клиентам еще и создают искусственные препятствия при попытке сменить поставщика газа.
Недавно на ЭП вышла колонка с полярной точкой зрения представителя одного из операторов ГРМ, который, по моему мнению, приводит весьма сомнительные аргументы.
Третье. Газсбыты не являются самостоятельными операторами на рынке. Большинство из них является креатурой монопольных операторов газораспределительных сетей в своих регионах – облгазов, большинство из которых принадлежит известному олигарху. Главное – облгазы ведут кампанию за постоянное повышение тарифов на поставку газа.
Четвертое. НКРЭКУ приняла судьбоносные решения, которые изменили ситуацию на рынке.
Во-первых, регулятор включил тариф на распределение газа в квитанции – независимо от того, пользуется потребитель ресурсом или нет. Платежи за транспортировку, как известно, выставляются по факту подключения потребителя к сети облгазов.
Во-вторых, Нацкомиссия время от времени повышает тарифы на распределение газа. Кто лишний на этом празднике щедрот? Догадайтесь сами.
Пятое. Газораспределительные сети (ГРМ) – это государственное имущество, то есть наше. Это ключевой тезис. Общая балансовая стоимость государственных ГРМ – 4460000000 грн. Частным операторам его передали в пользование для предоставления услуг. Все это время они пользовались им бесплатно и продолжают это делать.
В 2017 г. Кабмин принял постановление №95, согласно которой операторы должны были платить за год 10% остаточной стоимости имущества. И что в итоге? Большинство операторов ГРМ игнорируют выполнение этого постановления, используя государственное имущество безвозмездно.
Накануне внутренний аудит Минэнерго показал, что из-за этого с мая 2017 бюджет недополучил 1500000000 грн. Главная причина, говорят аудиторы, в том, что договоры с операторами ГРМ были подписаны ненадлежащим образом.
Влияет падение потребления на тариф
Одной из причин роста тарифов на распределение газа часто называют падение потребления газа. От кого исходят эти месседжи, нетрудно догадаться. Так ли это?
В соответствии с методикой, утвержденной НКРЭКУ, указанные тарифы рассчитываются на основе показателя годовой заказанной мощности. При этом бытовые потребители не участвуют в формировании такого заказа.
То есть ничто не мешает оператором делать это по своему усмотрению и произвольно устанавливать показатель требуемой мощности, что в итоге приведет к росту тарифа на транспортировку одного кубического метра газа.
Осторожно, регулятор!
Услуги по доставке – не единственная оплачиваемый услуга операторов газораспределительных сетей. С их перечнем и расценками можно ознакомиться на сайтах компаний.
Проекты структуры тарифа на 2021, размещенные на сайте регулятора, свидетельствуют, что каждый оператор рисует произвольные цифры операционных расходов, мало коррелируют с объемами задекларированного прокачки газа.
Другое свидетельство вымогательства с потребителей – компенсация задекларированных убытков операторов в течение одного года. О чем идет речь? Облгазы обосновывают неизбежный рост тарифов уменьшением потребления газа при неизменной мощности сетей, давление в которых необходимо поддерживать на определенном уровне.
Таким образом, по утверждению облгазов, технологические расходы газа на прокачку неизменны, а в расчете на кубический метр прокачанного газа постоянно растут. Именно поэтому необходимо проводить техническую модернизацию и оптимизацию сети. Проводят такую работу облгазы? Неизвестно.
К тому же, за использованное голубое топливо облгазы платят лишь частично. Операторы объясняют это недостаточностью размера тарифа на прокачку газа. Мол, на полную оплату потребленного технологического газа не хватает средств.
Отдельная тема – насколько достоверны системы учета использованного облгазами технологического газа и цифры, которые они приводят. О необоснованном расчет тарифов говорится и в обращениях крупных производителей к НКРЭКУ.
Запорожский завод ферросплавов указывает на искусственное завышение ожидаемых прибылей “Запорожгаза” в семь раз путем занижения объема распределения.
С одной стороны, утвержденные регулятором в декабря 2020 г. тарифы были ниже пожеланий операторов. Например, для “Днепрогаза” тариф составлял 0,93 грн. за куб. м без НДС против проектно 2,59 грн., а для “Винницагаз” – 1,68 грн. против 4,05 грн.
С другой стороны, есть существенные колебания тарифов между операторами, иногда – в 2,5 раза. Например, для “Лубныгаза” тариф составляет 2,45 грн.
Такой субъективный подход позволяет операторам манипулировать отчетностью для получения лучших тарифов и влиять на принятие решений регулятором.
За Европу, за рынок. Однако для Украины
Тарифный кризис имеет несколько составляющих.
Первая – сомнительная роль “Нафтогаза” и его сателлитных структур как посредников между добывающей компанией “Укргаздобыча” и потребителями.
Вторая – монопольное положение в регионах частных газораспределительных компаний, которые требуют повышения тарифов, используя государственное имущество.
Третья, на что жалуются и сами операторы, – кризис доверия к регулятору, его некомпетентность и безответственность, что привело к беспорядкам на рынках.
Кстати, НКРЭКУ, учитывая социальное напряжение, снизила тарифы на распределение тринадцати операторам, в том числе “Лубныгаза” (с 2,45 до 1,79 грн. за куб. м). Способствуют такие качели стабильной работе операторов и рынка в целом?
Все это не позволяет создать реальный рынок газа в Украине. Что может сделать государство с точки зрения прозрачности регуляторных механизмов и ответственности?
- Ликвидировать посредническую миссию “Нафтогаза”, на которую тратятся миллиарды.
- Создать единую государственную компанию – оператора газораспределительных сетей – и вернуть ей государственную собственность, которую используют частные облгазы.
- Ввести фиксированную прогрессивную шкалу цен для бытовых потребителей: чем больше потребляешь, тем дороже газ.
Такой подход может сделать невозможным манипуляции на рынке газа и распределение за счет потребителей. Создание прозрачных отношений между участниками рынка – это предохранитель социальных конфликтов и кризисов неплатежей. (Юрий Приставский, заместитель директора ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Украины” (2018-2019 гг.), Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)