Почему государственные программы поддержки энергомодернизации не способствуют масштабной термореновации жилого сектора и как это изменить.
Традиционно каждую зиму большинство жителей украинских многоэтажек мерзнут в своих домах, потому что старые окна и стены не сохраняют тепло.
Изношенные электросети не выдерживают напряжения, а аварийные трубы и старые системы отопления частично пропускают теплоноситель.
Из-за высокого уровня энергозатрат дома, украинцы вынуждены годами переплачивать за коммунальные услуги немалые средства.
По данным Министерства развития общин и территорий, 80% всех многоквартирных домов (144000) нуждаются в модернизации.
Они были построены еще до 1994 г., поэтому находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Очевидно, что такие многоэтажки нуждаются не просто в капитальном ремонте, но и комплексных энергоэффективных мероприятиях.
Ведущую роль в непосредственном внедрении этих изменений играет Фонд энергоэффективности. Благодаря пущенной в сентябре 2019 государственной программе поддержки энергомодернизации многоэтажек “Энергодом” украинцы могут вернуть до 70% расходов на утепление ограждающих конструкций и модернизацию внутренних инженерных систем.
Программа набирает обороты, однако, через определенные барьеры на пути внедрения этих мероприятий, до сих пор работает не на полную мощность.
Именно поэтому, специалисты Фонда постоянно работают над совершенствованием его условий, чтобы сделать их как можно более доступными для украинцев.
Как результат – в прошлом году мы утвердили 6 новых редакций этого документа и получили более 300 заявок совладельцев домов на общую сумму более 2 млрд. грн.
Однако, этих шагов недостаточно, чтобы развернуть масштабную энергомодернизацию отечественного жилищного сектора.
Нужны изменения на законодательном уровне, ведь отрасль живет по техническим правилам, большая часть которых рассчитана на новое строительство или реконструкцию с отселением жителей.
Что нужно изменить?
Фонд энергоэффективности системно работает с ключевыми стейкхолдерами над разработкой предложений для актуализации норм профильного законодательства, чтобы усовершенствовать отдельные нормы и устранить неточности в трактовке некоторых положений.
Учитывая количество заинтересованных сторон, каждый специалист может по-разному понимать и трактовать неоднозначно выписанную норму.
Конечно, это создает определенные риски для заказчиков и исполнителей, а для контролирующих органов – поле для махинаций и злоупотреблений.
Именно поэтому, работа в этом направлении продолжается. В частности, одним из последних изменений стало утверждение минимальных требований к энергетической эффективности зданий и изменений в Методику определения энергетической эффективности зданий, над которыми мы совместно работали с Директоратами Минрегиона, RST, ведущими учеными и энергоаудиторами.
Эти изменения позволяют более эффективно планировать финансирование мероприятий и дальнейшие работы, чтобы уменьшить энергопотребление здания.
Кроме того, проводить термомодернизацию можно поэтапно, в объеме проектных решений, необходимых для выполнения работ по капитальному ремонту отдельных ограждающих конструкций и инженерных систем.
Принятие этих документов позволит устранить некоторые барьеры для масштабной термомодернизации.
Правда, впереди еще много работы по внедрению системного подхода к урегулированию проблем отрасли. Затягивание с решением других неотложных задач может привести к торможению важных процессов в сфере энергоэффективности.
В частности, после принятия указанных выше документов, нуждаются в обновлении Порядок проведения сертификации энергетической эффективности зданий и форма энергетического сертификата, ведь несоответствие новых требований к определению класса энергоэффективности старой форме сертификата, создает неопределенность для энергоаудиторов, которую они не могут решить “по своему усмотрению”, рискуя потерей квалификационного аттестата.
Отдельного освещения требует процедура проведения энергоаудита. Не секрет, что многие вопросы, или даже обвинений в Фонд состоит в том, что Фонд требует сертификат до начала работ по термомодернизации, на первоочередном этапе, усложняя присоединения к Программе.
Действительно, с одной стороны претензия обоснована, ведь большинство существующих жилых зданий 60-80-х годов застройки имеют низкий класс энергоэффективности “G”, что понятно и без сертификата и дополнительных расходов на его изготовление.
Главное на этом этапе – это рекомендации по избранию тех или иных энергоэффективных мероприятий, с определением их экономической целесообразности.
В Польше и Литве, например, результатом энергоаудита является инвестиционный план и отчет по энергоаудиту по форме, утвержденной на законодательном уровне.
В законе “О Фонде энергоэффективности” в ст.13 Принципы рассмотрения заявки Фондом написано якобы так же, что процедура рассмотрения заявки на частичное возмещение стоимости мероприятий по энергоэффективности Фондом включает первый этап проведения предварительного энергетического аудита и оформления заявки и сопроводительных документов.
Но в действующем законодательстве Украины, единственным видом энергоаудита является пока сертификация энергетической эффективности, а Фонд должен работать исключительно в рамках законодательного поля. Таким образом, результатом проведения энергоаудита может быть только сертификат энергетической эффективности здания с рекомендациями.
Учитывая то, что методика определения энергоэффективности при сертификации является сложной и требует значительных затрат времени на поиск технической документации здания, изготовление сертификата, а самое главное – отсутствует единое программное обеспечение для расчетов – это создает дополнительную стоимость таких услуг, ведь нужно не только составить и зарегистрировать сертификат, но и подготовить инвестиционный план и рекомендации для избранных мер в рамках формы описания проекта, который требует Фонд.
На наш взгляд, вопрос проведения именно энергоаудита на первом этапе с рекомендательным отчетом и инвестиционным планом по утвержденной форме и сертификации энергетической эффективности после внедрения энергоэффективных мероприятий, в конце концов, должны быть разделены, чтобы не продолжать и дальше придумывать собственные “уникальные” процедуры, которые не соответствуют ни здравому смыслу и логике, ни лучшим европейским практикам. Но такие изменения возможны исключительно на законодательном уровне.
Чтобы дать толчок масштабной термомодернизации жилья, мы предлагаем ввести новый вид строительных работ “термомодернизация” в законе “Об энергетической эффективности зданий” и позволить разработку сертификата энергетической эффективности зданий, на которую предоставляется государственная поддержка, после завершения строительства.
Это важно, потому что термомодернизация не столь сложным видом работ, как новое строительство или реконструкция здания в целом.
В большинстве случаев при внедрении энергоэффективных мероприятий не требуется получать разрешение на выполнение таких работ и акт о принятии объекта в эксплуатацию (Постановление КМУ от 07.06.2017 №406).
Однако, при разработке проектной документации нужно руководствоваться положениями ряда нормативных актов и стандартов, которые в большинстве “заточены” под новое строительство, и не учитывают, что работы проводятся на уже построенных объектах без приостановления их эксплуатации, как это происходит, например, при реализации программы “Энергодом” в многоквартирных домах или по другим программам энергомодернизации жилых зданий.
При разработке проектной документации необходимо руководствоваться значительным количеством регулирующих норм и стандартов, которые в некоторых пунктах противоречат друг другу, иногда уже устарели и неактуализированны, или введены методом подтверждения без перевода и не учитывают национальную градостроительную специфику.
Поэтому, мы считаем, что для решения этих проблем необходимо разработать для нового вида строительных работ “термомодернизация” отдельные Порядки разработки проектной документации и прохождения ее экспертизы и таким образом конкретизировать и оптимизировать требования нормативных документов к проведению работ по термомодернизации зданий.
Вместе с тем, разработка сертификата энергетической эффективности необходимо требовать после завершения строительства или до ввода в объекта строительства эксплуатацию, а не в составе проектной документации.
Проектные энергетические показатели должны рассчитываться по соответствующей методике и отображаться по форме, которая будет установлена новой редакции ДБН В.2.6-31 “Тепловая изоляция и энергоэффективность зданий”.
Предложенные изменения позволят, во-первых, решить проблему исполнителей – проектную документацию разрабатывают инженеры-проектировщики, сертификацию энергетической эффективности проводят после завершения строительства или внедрения энергоэффективных мероприятий – энергоаудиторы.
Во-вторых, имплементация Порядка разработки проектной документации при термомодернизации позволит скомпилировать все основные и рациональные требования нормативных актов при проведении термомодернизации зданий, устранить вариативность оценки проектов и снять риски, связанные с неоднозначной трактовкой строительного законодательства или нереалистичных требований тех или иных ДБН-ов при прохождении экспертизы проектов по термомодернизации существующих зданий.
У Фонда нет достаточных полномочий для изменения законодательных документов. Однако, у нас есть понимание проблем, потому что мы работаем в практической плоскости, есть видение, как их можно решить.
Ключевые стейкхолдеры также понимают проблемы, которые мы постоянно поднимаем и пытаются найти лучшие и сбалансированные решения, которые бы удовлетворяли всех участников рынка.
Поэтому мы и в дальнейшем будем активно сотрудничать с Министерством развития общин и территорий Украины и с депутатским корпусом, предлагая к внедрению актуальные законодательные инициативы, которые могли бы устранить существующие технические барьеры для запуска масштабной термомодернизации зданий.
Безусловно, мы понимаем, что главными барьерами сейчас является финансовый и организационный, но без применения четкой и понятной нормативно-правовой системы и технических требований к проведению энергоаудита, проектирования и сертификации, ввести масштабную комплексную термомодернизацию с высоким качеством выполненных работ и прослеживанием результатов, в любой модели финансирования, крайне сложно.
В существующей системе, которая полна неопределенностей, значительных задержек во времени, рисков и вариативности, завершенных проектов может быть сделано примерно до 300-400 в год, тогда как наша страна нуждается на порядок больше и имеет как собственные, так и привлеченные от европейских доноров ресурсы, чтобы это сделать.
Уверен, что энергомодернизации – лучшая инвестиция в будущее, потому совместными усилиями мы сможем достичь необходимых изменений и вместе обеспечить полноценную работу такой важной для энергонезависимости страны отрасли. (Егор Фаренюк, технический директор Фонда энергоэффективности, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)