Waste-to-Energy или energy-from-Waste – это процесс получения энергии в виде электричества или тепла от сжигания отходов
Сегодня экологические проблемы и связанные с ними вытекающие риски стали одним из главных приоритетов для многих стран мира. Некоторые страны успешно развивали и продолжают развивать технологии, которые позволят одновременно решать указанные вопросы и стимулировать экономику. Одним из таких решений является технология преобразования отходов в энергию “Waste to Energy”.
Что такое механизм Waste to Energy?
Waste-to-Energy или energy-from-Waste (далее – WTE) – это процесс получения энергии в виде электричества и/или тепла от сжигания отходов. Другими словами, при использовании WTE не подлежащие вторичной переработке отходы (бытовые и аналогичные виды отходов) превращаются в полезные формы энергии. Отходы обычно сжигаются на специальных установках по переработке отходов в энергию, которые используют тепло от огня для производства пара и выработки электроэнергии или тепла для отопления.
Краткий обзор WTE в мире
На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тыс. объектов WTE, и наибольшее количество объектов WTE находится в азиатских странах. В список крупнейших компаний в сфере WTE в мире входят такие компании, как Veolia, China Everbright, Covanta, EDF, Suez Environment, Hitachi Zosen Inova AG, Ramboll Group и многие другие.
На территории Содружества Независимых Государств только в Азербайджане имеется один функционирующий завод WTE, крупнейший в Восточной Европе, который начал свою работу в 2012 году.
WTE в Казахстане
В настоящее время на 3500 полигонах страны накоплено более 120 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и ежегодно образуется более 5 млн. тонн ТБО. Сегодня в среднем по стране перерабатывается только 15% отходов.
В целях решения данного вопроса, в Казахстане запланировано развитие технологии WTE путем привлечения инвесторов для строительства WTE заводов в стране. Было объявлено, что первые аукционы на строительство таких заводов в шести городах РК планируется провести среди инвесторов в марте 2021 года. Со слов представителей центральных государственных органов, прорабатываются вопросы с органами местного самоуправления (акиматами) по предоставлению земельных участков, инфраструктуре и гарантированной загрузке отходов этих производств не менее чем на 15 лет.
Для поддержки развития WTE будет использоваться механизм закупки энергии, произведенной на гарантированной основе, аналогичный тому, что уже действует в Казахстане для электроэнергии, произведенной за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). То есть, у новых объектов WTE будут гарантированно закупать заранее определенный объем энергии по фиксированной ставке в течение 15 лет.
Согласно данным государственных органов, предельная аукционная цена (тариф) на электроэнергию, произведенной из сжигания отходов предварительно составит 102 тенге за 1 кВт/ч, которая будет сбиваться потенциальными инвесторами в рамках проведения аукционов. Отметим, что тариф за солнечную энергию сегодня составляет 35 тенге за кВт/час, за ветровую энергию – 22 тенге, а за угольную электроэнергию, тариф составляет 7-8 тенге за КВт/час.
Вышеупомянутые инициативы государства начали отражаться в поправках к законодательным актам Казахстана, некоторые из которых, вступят в силу в ближайшее время.
Например, в действующий Экологический Кодекс страны внесены изменения, предусматривающие определение размера предельных аукционных цен на электрическую энергию, произведенную путем утилизации энергетических отходов, в том числе порядок индексации аукционных цен; утверждение перечня отходов, не подлежащих утилизации энергии; требования к эксплуатации объектов утилизации энергетических отходов; а также формирование перечня энергопроизводящих организаций, использующих утилизацию энергетических отходов.
Кроме того, внесены изменения в Закон РК “Об электроэнергетике”, регулирующие вопросы комплексных испытаний электроустановок энергопроизводящих организаций, использующих энергетическую утилизацию отходов, некоторых обязанностей энергопроизводящих организаций, использующих утилизацию энергетических отходов, а также исключения для энергопроизводящих организаций при приобретении (покупке) ими электрической энергии в целях энергоснабжения.
Что касается поправок в Закон РК “О поддержке использования возобновляемых источников энергии”, то энергопроизводящие организации, использующие утилизацию энергетических отходов, приравниваются к энергопроизводящим организациям, использующим ВИЭ, и все меры поддержки развития ВИЭ теперь также распространяются на утилизацию энергетических отходов (WTE).
Наконец, был принят новый Экологический Кодекс, который вступит в силу с 1 июля 2021 года. Он содержит все положения действующего Кодекса, связанные с регулированием обращения с энергетическими отходами (WTE), и устанавливает принцип, согласно которому одним из способов экономического стимулирования деятельности, направленной на охрану окружающей среды, является гарантированное приобретение электрической энергии, производимой объектами по использованию энергии для утилизации отходов.
Вместе с тем остается много открытых вопросов по развитию WTE в Казахстане. Так, на сегодняшний день, несмотря на объявленные планы, все еще формируется список потенциальных инвесторов для участия в аукционах и ни один из потенциальных инвесторов еще не прошел пред-квалификационный этап.
Также, все еще находятся в разработке и не доступны для ознакомления подзаконные нормативно-правовые акты в сфере WTE, которые должны конкретизировать многие вопросы развития и поддержки данной отрасли в стране. Положения данных актов могут повлиять на привлекательность развития WTE в Казахстане для инвесторов. Принятие данных актов планируется в марте 2021 года (одновременно с озвученным началом проведения аукционов на строительство заводов), что может вызвать сложности для потенциальных инвесторов, так как они должны будут принять участия в аукционах без детального понимания и изучения нормативного регулирования данной отрасли.
Далее, несмотря на наличие законодательных положений о возможности осуществления проектирования и строительства электрических станций, линий электропередач и подстанций, а также их эксплуатации на основании договоров государственно-частного партнерства, в том числе договоров концессии, государственные органы прямо не озвучивали такую возможность для WTE объектов.
Помимо вышеуказанного, некоторые эксперты в сфере WTE отмечают, что для экономической целесообразности WTE проектов требуется постоянный большой объем поставки отходов для сжигания. Отсутствие большого количества населения во многих регионах страны для постоянного обеспечения отходами в целях сжигания, вызывает сомнения возможности реализации плана по строительству сразу WTE заводов в 6 городах Казахстана.
Полагаем, что потенциальные инвесторы, особенно иностранные, опасаются инвестировать в данную отрасль в связи с тем, что существует большой операционный риск. В частности, у иностранных инвесторов имеются некоторые сомнения в выполнении государственными органами их обязательств.
Очевидно, что сегодня механизм WTE как никогда популярен во всем мире, учитывая прогнозируемый рост объемов отходов, что означает ухудшение экологической ситуации. Многие страны готовятся к этим вызовам и разрабатывают различные механизмы эффективного управления отходами и превентивные меры, такие как WTE.
Несмотря на указанные открытые вопросы, анализ данного направления в Казахстане, позволяет говорить об органическом росте казахстанского рынка WTE, в том числе ввиду того, что сегодня ниша остается свободной и власти страны показали свои намерения на создание условий в частности через гарантированные закупки энергоносителей, для инвесторов, готовых финансировать развитие WTE в стране. (Рашид Гайсин, руководитель юридической практики KPMG в РК и ЦА; Бакдаулет Иманбаев, старший консультант юридической практики KPMG в РК и ЦА, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)