Какие выгоды для украинской экономики может принести развитие рынка сжиженного газа?
Сжиженный природный газ (СПГ) стремительно меняет структуру мировой газовой отрасли.
Гибкий в транспортировке, безопасен в использовании и конкурентный в снабжении, СПГ сегодня завоевал уже более 40% физических объемов мирового экспорта газа, с перспективой достижения 60% к 2040 г.
Привлекательность развития СПГ, прежде всего, обусловлена тем, что это один из инструментов достижения энергетической независимости.
Сжиженный газ может поставляться с помощью виртуальных трубопроводов или автотранспортом, поездом или баржей канала.
Таким образом, СПГ способствует усилению конкуренции и уменьшению возможности ключевых региональных поставщиков злоупотребления собственным монопольным положением.
Не менее важны финансовые преимущества СПГ. В частности, благодаря высокой ликвидности, он позволяет использовать спотовые доставки газа, а, следовательно, получать газ по более выгодной цене. Ожидается, СПГ станет основным драйвером торговли газом минимум до 2025 г.
К тому же пандемия COVID-19 заставила ведущие страны мира переосмыслить роль угля и приоритезировать более экологичные виды топлива в частности, природный газ.
США, страны ЕС и наиболее развитые страны Азии вводят общий тренд к декарбонизации в свое законодательство, облагая выбросы CO 2 при производстве и поддерживая низкоуглеродистую промышленность.
Финансовые корпорации одна за другой отказываются от финансирования экологически вредных проектов.
Именно поэтому, вследствие отказа стран и регионов от угля и переориентации на более экологичные виды топлива, в дальнейшем мировая энергетика испытает еще более значительные изменения.
В этом процессе природный газ будет играть роль маржинального топлива, способствуя переходу от угля к возобновляемых источников энергии и будучи партнером зеленой энергетики в ее балансировке.
Украина еще не является полноценным игроком СПГ рынка, несмотря на все для этого предпосылки. Сегодня газ играет важную роль в энергообеспечении Украины и составляет 27,3% в конечном прямом потребления энергоресурсов (2019).
В течение последних трех десятилетий собственную добычу находился на уровне около 20 млрд. кубометров, а потому потребность в импорте газа была и остается.
Однако из-за потенциально нестабильной ситуации с транзитом российского газа, Украина должна искать новые источники и пути поставок газа. Один из способов диверсификации является строительство СПГ инфраструктуры и прокладки морских маршрутов поставок.
Украина имеет выгодное географическое положение в центре Европы, развитую инфраструктуру газотранспортных и газораспределительных сетей, значительный потенциал экономического роста, морскую инфраструктуру, политику безопасности нуждается в диверсификации путей поставок газа и острую необходимость в замещении угольной генерации
Поэтому государство должно быть заинтересовано как можно скорее идентифицировать пути поставок СПГ, а также использовать возможности развить собственную инфраструктуру регазификации сжиженного газа.
СПГ – это новый газовый тренд в мире, и он может сыграть важную роль в процессе усиления геополитических позиций Украины в регионе.
Качественная СПГ-инфраструктура повысит региональную трансграничную торговлю, конкурентоспособность и гибкость на энергорынке.
С помощью реверсных поставок газотранспортными коридорами Украины в среднем импортирует от 10 до 14 млрд. куб. м газа через Словакию, Венгрию и Польшу.
В среднесрочной перспективе (5-7 лет) Украина может диверсифицировать поставки газа, наладив поставки СПГ через инфраструктуру соседних государств или же перестроив свою инфраструктуру. Среди потенциальных стран-партнеров Украины является Литва, Польша, Турция, США, Катар, Азербайджан, Хорватия и другие.
Использование СПГ также позволит Украине получить экономическую выгоду, что особенно актуально в условиях экономического спада.
Сезонная волатильность цены СПГ на спотовом рынке, рост спроса и объемы торговли, а также нестабильность на нефтяном рынке – все это делает СПГ финансово привлекательным для Украины.
Так, благодаря мягкой зиме и увеличению поставок из США, в 2020 год начался с низких цен на газ.
В течение первых недель азиатские спотовые цены колебались на уровне 5,15 долл. за MMBtu, тогда как цены контракта TTF колебались на уровне 3,85 долл. за MMBtu.
И хотя цены были рекордно низкие за последнее десятилетие, после объявления Китаем о закрытии границ, стоимость газа упала еще ниже. Так, в конце февраля цена колебалась на уровне 2,70 долл. за MMBtu.
Через несколько недель, когда остальные страны почувствовали проявления пандемии, цена опустилась еще ниже и в мае достигла своего исторического минимума – 1,90 долл. за MMBtu на JKM и 1,31 долл. за MMBtu на TTF.
Цены продолжали колебаться на низком уровне до августа, после чего поднялись в результате ослабления карантина в мире. Таким образом, уже в августе 2020 цены контракта ТТF вернулись к уровню в начале года.
Даже на американском Henry Hub в период между июнем и октябрем цены более чем удвоились. К концу 2020 цена на природный газ на TTF поднялась почти до 7 долл. за MMBtu, а на JKM она достигла рекордного уровня – 20 долл. за MMBtu, а 12 января 2021 JKM достиг уровня 32,49 долл.
С такими результатами цены на СПГ в 2021 году будут продолжать испытывать значительных колебаний. Прогнозируется, что глобальное производство СПГ вырастет с 362 млн. тонн в 2020 году до 381 млн. тонн в 2021 г. (5%).
В таких условиях перед Украиной открывается заманчивая перспектива использовать гибкость спотовых цен на СПГ для увеличения транзита газа, уровня заполнения газохранилищ и выгодных закупок топлива на сезон.
Развитие СПГ-инфраструктуры станет важным шагом на пути декарбонизации. Сейчас энергетика Украины находится на опасном перепутье: в то время как перспектива сосредоточения на традиционных источниках выглядит привлекательной в период экономического спада, дальнейшие инвестиции в ископаемые топлива будут негативный экономический эффект в среднесрочной перспективе.
Для замещения угля и балансировки производства зеленой энергии наиболее экологичным ископаемым топливом является природный газ.
К тому же, несмотря на усиление борьбы с глобальным потеплением, все больше стран пытаются минимизировать карбоновый след в торговле СПГ, а потому скоро будут доступны еще более чистые технологии, которые мы сможем использовать для уменьшения углеродного следа СПГ-инфраструктуры.
СПГ может стать ключевым элементом энергетики Украины, а потому уже сегодня крайне важно строить региональные политические, экономические и оборонные союзы, основываясь на общих инфраструктурных проектах с государствами-партнерами.
Реструктуризация энергетического сектора, усиление торговли СПГ с другими странами и образования собственных путей снабжения – все это задачи, требующие времени и четкой дипломатической работы, значительных частных инвестиций и тесного государственно-частного партнерства. (Наталья Кацер-Бучковская, эксперт по энергетике и инвестициям Украинского института будущего, народный депутат VIII созыва, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)