Возврат к контролю над ценами на природный газ является не только крайне неэффективным способом субсидирования домохозяйств, но также приводит к злоупотреблению ресурсами из-за коррупции и сдерживанию внедрения энергоэффективности, считает глава представительства МВФ в Украине Йоста Люнгман.
“Существует – и будет существовать – значительная часть украинского населения, которая не может покрыть расходы на газ, тепло, горячую воду и электроэнергию. Самый эффективный способ поддержать эти домохозяйства – идентифицировать их и оказать им финансовую поддержку через бюджет, чтобы они могли оплатить собственные коммунальные счета”, – сказал он в интервью агентству “Интерфакс-Украина”.
Люнгман уточнил, что этот инструмент поддержки существует в форме программы субсидий домохозяйствам.
“Мы поддерживаем эту программу”, – отметил глава представительства.
Он добавил, что другой вопрос является структурным – о том, какой самый эффективный способ организации газового рынка.
“Начиная с 2015 г., осуществляются комплексные усилия для перехода к открытому и конкурентоспособному рынку газа как на оптовом, так и на розничном уровне. Достигнут значительный прогресс, но вполне функциональный рынок бытового газа еще не создан. Предоставление домохозяйствам выбора между широким ассортиментом продуктов, включая контракты с фиксированной ценой, является одной из многих необходимых мер”, – сказал Люнгман.
Говоря об электроэнергетическом секторе, глава представительства отметил, что финансовые дисбалансы в нем вызывают беспокойство, но предложил разделить этот вопрос на два: текущий финансовый дисбаланс и долгосрочная энергетическая безопасность Украины.
По его словам, существует насущная необходимость в определении дополнительных финансовых ресурсов для электроэнергетического сектора.
“Важной частью этого является мобилизация фактических источников доходов. Просто позаимствовать больше не является жизнеспособным решением текущего дисбаланса”, – подчеркнул Люнгман.
Он добавил, что существует более широкий вопрос долгосрочной модели электроэнергетики в Украине, так как сейчас Украина использует устаревшую инфраструктуру производства электроэнергии, большая часть которой является наследием советских времен.
“Переориентация и модернизация производства электроэнергии является необходимой и возможной. Но это требует планирования с целью усиления энергоснабжения и энергобезопасности Украины”, – считает глава представительства МВФ.
В условиях роста мировых цен на газ правительство Украины установило на февраль-март 2020 года предельную цену газа в 6,99 грн./куб. м для бытовых потребителей, а также для объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), жилищно-строительных кооперативов и религиозных организаций.
На апрель это ограничение продлено не было, однако с газотрейдерами были проведены переговоры, и большинство из них сохранили цены до 7 грн./куб. м. С мая ожидается запуск годовых контрактов, однако цена их пока неизвестна.
Помимо того началась дискуссия о возможности продлить режим спецобязательств “Нафтогаза” для предприятий теплокоммунэнерго, завершение которого 1 мая этого года является одним из условий программы сотрудничества с МВФ.
В сфере электроэнергетики правительство в декабре 2020 г. сохранило до 31 марта 2021 г. режим спецобязательств для “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” и цену для населения 1,68 грн./кВт-ч, отменив ранее действовавший льготный тариф на первые 100 кВт-ч электроэнергии в месяц 0,9 грн/кВт-ч. В конце марта такое ограничение было продлено еще на месяц.
Правительство также установило цену продажи НАЭК “Энергоатом” электроэнергии ГП “Гарантированный покупатель” в рамках спецобязательств для обеспечения населения в размере 150 грн/МВт-ч, для ЧАО “Укргидроэнерго” оставило на прежнем уровне – 10 грн/МВт-ч. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)