Правила розничного рынка электроэнергии фиксируют право на замену поставщика без финансовых обязательств для потребителя, но есть особенности.
Еще полгода назад на рынке газа Украины существовала серьезная помеха для смены поставщика голубого топлива.
Для этого нужна была справка об отсутствии задолженности. В чем проблема?
Во-первых, эту справку выдавал действующий поставщик, не заинтересованный в ее выдаче.
Во-вторых, законодательство не указывало, об отсутствии какой именно задолженности идет речь. В различных актах речь шла о “просроченной задолженности” или просто “задолженность”.
Небольшая “задолженность” почти у всех потребителей, ведь газ потребляется непрерывно и оплачивается позже. С момента оплаты счета до похода за справкой формируется новая задолженность, и справку вам уже никто не даст. Фактически поставщик всегда мог отказать потребителю в выдаче такой справки.
Все изменилось 1 июля 2020 г. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, отменила требование о получении этой справки для бытовых потребителей и в целом норму о долгах потребителя как преграду для изменения поставщика.
Этот важный шаг сократил процедуру смены поставщика для представления бытовым потребителем заявления-присоединения к новому поставщику.
Конечно, отмена справки не освобождает от обязанности погасить долг перед предыдущим поставщиком. Последний имеет выставить к оплате окончательный счет, а потребитель – оплатить его в течение десяти дней после получения.
Если оплата не будет произведена, предыдущий поставщик вправе инициировать взыскание долгов с бывшего потребителя в судебном порядке. Важно, что по новым правилам после смены поставщика газа предыдущий поставщик не вправе отключить своего бывшего потребителя в принудительном порядке.
Какова ситуация на рынке электроэнергии?
Электроэнергию украинцы до сих пор покупают по государственной регулируемой цене у поставщиков универсальных услуг (ПУП).
Стимулы для смены поставщика пока отсутствуют. Однако сразу после открытия рынка для конкуренции задолженность может помешать свободной смене поставщика, поэтому стоит уже сейчас изучить, может задолженность быть поводом для блокирования смены поставщика.
Правила розничного рынка электроэнергии и типовой договор ПУП фиксируют право на изменение поставщика без дополнительных финансовых обязательств для потребителя: штрафов или финансовой компенсации старом поставщику.
Для перехода потребитель должен иметь договор распределения, заключенный с облэнерго, и должно быть “отсутствует прекращения поставок электрической энергии вследствие наличия задолженности за поставки электроэнергии перед действующим поставщиком” (п. 5.14 типового договора ПУП).
При этом другое положение этого договора позволяет потребителю расторгнуть договор “при условии отсутствия задолженности и выполнения своих обязательств перед поставщиком” (п. 13.4). Какие обязанности могут помешать расторжению договора, не указано.
К тому же здесь упоминается печально “задолженность”, проблема которой на газовом рынке описана выше. Для примера – решение с газового рынка: в типовом договоре поставки газа бытовым потребителям аналогичное положение прямо не применяется к случаям изменения поставщика.
Новый поставщик после получения заявления-присоединения от бытового потребителя обращается к облэнерго за подтверждением возможности смены поставщика (такая процедура полностью отсутствует на газовом рынке).
Одной из причин отказа в подтверждении является прекращение электропитания или его инициирования действующим поставщиком. Можно ли уберечься от отключения со стороны поставщика, которого потребитель решил изменить?
По правилам, минимум за пять дней до даты изменения действующий поставщик обязан предоставить потребителю прогнозный окончательный счет, потребитель должен оплатить. Срок для уплаты должен быть указан в договоре с поставщиком универсальных услуг, но найти его крайне сложно.
Дело в том, что типовой договор ПУП такую дату не устанавливает, а отсылает к коммерческого предложения поставщика, которая должна быть размещена на его сайте.
Хорошо, что правила на рынке электроэнергии устанавливают: “Отсутствие оплаты потребителем выставленных счетов на дату изменения электропоставщика и/или наличие спора между потребителем и предыдущим электропоставщиком не есть основанием остановки (аннулирования) процедуры изменения электропоставщика”.
Эти же правила определяют, что окончательные расчеты между потребителем и предыдущим поставщиком необходимо провести в течение десяти рабочих дней после изменения электропоставщика.
В отличие от газового рынка, электропоставщик, которого сменил потребитель может инициировать его отключения, если тот окончательно с ним не рассчитался. Как показывает практика, предыдущий поставщик может злоупотреблять этим правом.
Неуплата по окончательному прогнозным счету не должна помешать смене поставщика, но сама процедура предусматривает получение разрешения на смену поставщика и к созданию дата-хаба контролируется облэнерго.
Поставщики универсальных услуг выделились из облэнерго, а, следовательно, входят в одну корпоративной группы, создает потенциальный конфликт интересов. Поэтому пуск дата-хаба является насущной необходимостью.
Кроме создания дата-хаба, перед открытием рынка важно учесть следующее.
- Наличие задолженности не должна влиять на право смены поставщика бытовым потребителем.
- Потребитель должен иметь возможность определить дату оплаты прогнозного окончательного счета поставщика.
- Необходимо рассмотреть целесообразность применения аналогичной газового рынка нормы о запрете инициирования отключения предыдущим поставщиком.
(Елизавета Баданова, руководитель группы по вопросам развития энергетических рынков НАК “Нафтогаз Украины”. Соавтор – Андрей Чубик, аналитик интегрированной информации по энергетическим рынкам НАК “Нафтогаз Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)