Построение собственного СПГ-терминала – это средство получения отечественной энергонезависимости и построения украинского газового хаба.
В ноябре 2019 г. немецкий парламент одобрил своеобразную интерпретацию модификации к газовой директивы ЕС.
Тогда казалось, что построение “Северного потока-2” и новая российско-украинская газовая война при отсутствии нового контракта на транзит газа – это дело времени.
Судьбу украинской ГТС, которая в то время была задействована лишь на половину собственных мощностей, и отечественного транзита спасли американские санкции против компаний-трубопроводчиков в Северном море.
Дело не только в транзите, но и в импорте Киевом голубого топлива. Хотя Украина еще в 2015 г. отказалась от прямого импорта из РФ, большая часть “реверсного газа” из Венгрии и Словакии (их доля в импорте в 2019 г. составила 90%) физически попадает в эти страны через нашу ГТС из России.
В условиях, когда Украина вынуждена импортировать треть газа (страна ежегодно потребляет около 30 млрд. куб. м, из которых собственная добыча 20,7 млрд. куб. м), оставление вне игры украинской ГТС за отсутствия контракта на транзит российского газа существенно угрожало отечественной энергетической безопасности.
Чтобы не допустить такой ситуации после 2024 г., когда закончится украинско-русский контракт на транзит газа, и оставить украинскую ГТС нужной для ЕС, Украине следует диверсифицировать импорт до момента “конца российского газа”.
Для этого Киеву стоит сделать ряд шагов: построить интерконнектор для поставки газа, который прибывает в литовского и польского СПГ-терминалов или польской ПРГУ, приобщиться к Южному газовому коридору для импорта газа из азербайджанских месторождений через Трансбалканский трубопровод или увеличить собственную добычу путем привлечения иностранных инвестиций.
Важное место в отечественной газовой стратегии должна занимать и идея построения собственного терминала СПГ.
5 апреля Владимир Зеленский посетил с официальным визитом Катар. Несмотря на классическую украинскую риторику для стран Персидского залива о перспективах превращения Украины в “промышленного гаранта”, пресс-релиз на сайте ОП содержит память об обсуждении главами государств идеи построения СПГ-терминала.
Хотя идея построения СПГ-терминала или ПРГУ (плавучей регазификационной установки) подымается не первый раз, возможность регазификации СПГ обычно сталкивалась с вопросом пропуска Турцией газовых танкеров через Босфор и Дарданеллы, и именно Катар может помочь Украине в этом вопросе.
Учитывая важность позиции Анкары в этом вопросе, идею построения СПГ-терминала нужно поднимать в трехстороннем переговорном формате между Украиной, Турцией и Катаром – крупнейшим мировым экспортером СПГ и четвертым крупнейшим экспортером газа в Европейский Союз.
В 2020 г. Киев включил Турцию в число стратегических партнеров в Стратегии национальной безопасности. В то время в Дохи и Анкары после Арабской весны 2011 г. сложились союзнические отношения: Катар оказывал Турции миллиардные кредиты, а Анкара разместила свою военную базу в Катаре.
Стоит понимать, что Катар-турецкие отношения базируются не только на конъюнктуре, но и на идеологически ценностных вещах, таких как поддержка религиозно-политических организаций. Поэтому такой треугольник способен улучшить отношения с Турцией и Катаром на среднесрочную перспективу.
В контексте газового сотрудничества Киев может предложить Анкаре цены на аренду сети подземных газовых хранилищ, которая способна хранить 32 млрд. куб. м газа, а сих пор – долгосрочный контракт на экспорт СПГ в Украину.
Турция тоже развивает собственную газовую стратегию через Южный газовый поток и собственные месторождения газа, поэтому будет заинтересована в использовании украинских газовых хранилищ. Факт участия Катара, союзника Турции, в таком Проект поможет Украине нейтрализовать возможное восприятие Анкарой отечественного СПГ-терминала как средства для возможного подрыва положения Турции.
Возникает вопрос: зачем Украине терминал и столько газа? Нужно понимать, что, несмотря на декарбонизация и “зеленый транзит”, спрос на газ, ЕС определяет как bridge fuel (переходное топливо), будет только расти.
По прогнозу компании McKinsey & Company, спрос на рынке СПГ будет увеличиваться до 2035 г. со средним показателем 3,6% в год, тогда как рынок угля и нефти после 2025 г. будет пользоваться меньшей популярностью.
Более того, даже во время периода спада спроса на природный газ важную роль будут играть биогаз и смеси водорода и газа, поэтому для Украины сверхважно обеспечить устойчивую работу газотранспортной системы.
Построение собственного СПГ-терминала – это средство как получение отечественной энергонезависимости, так и построения украинского газового хаба.
Третья крупнейшая в мире сеть подземных газовых хранилищ вместе с одной из крупнейших мировых ГТС, которая способна ежегодно экспортировать 146 млрд. куб. м газа, – это необходимые технические гарантии для функционирования такого хаба.
Украина сможет экспортировать газ в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию, Молдову и Болгарии на постоянной основе и стать “газовым гарантом” для них в случаях роста спроса, холодных температур или форс-мажорных ситуаций.
Более того, дальнейшее развитие услуги short-haul (транспортировки газа между европейскими государствами через территорию Украины) и популяризации идеи использования украинских хранилищ газа – это дополнительный вес “украинского газового хаба” и дополнительная загрузка ГТС.
Наличие постоянных диверсифицированных объемов газа, необходимых технических характеристик вместе с последующей либерализацией рынка позволит Украине превратиться из государства, в октябре-ноябре 2019 находилась в шаге от нового российского газового шантажа, на восточноевропейский газовый хаб.
Это увеличит геополитический вес Украины и уменьшит влияние государства-агрессора на европейский рынок газа. (Виктор Карвацкий, СЕО аналитического центра Adastra, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)