Комментарий директора GMK Center Станислав Зинченко.
СВАМ приведет к уменьшению инвестиционного ресурса украинских производителей.
ЕС рассматривает СВАМ как специальный фискальный инструмент, который заставит производителей импортной продукции платить такую же цену за выбросы СО2, которую платят европейские производители. Соответственно, цель СВАМ – включить в себестоимость импортных товаров те расходы, которые были бы понесены, если б производство этих товаров находилось под таким же режимом регулирования парниковых выбросов, как в ЕС.
Вопрос СВАМ является очень острым для Украины, поскольку ЕС является нашим основным партнером. При этом, как результат курса Украины на европейскую интеграцию, за последние 5-6 лет роль ЕС как торгового партнера значительно усилилась. Так, доля экспорта Украины в ЕС выросла с 34,1% в 2015 г. до 41,5% в 2019 г. Это можно отметить, как положительный фактор – усиление экономических связей. Дошло до того, что, например, металлурги продают на рынок ЕС больше, чем на внутренний рынок Украины.
Но есть и обратная сторона медали. Чрезмерная зависимость Украины от рынка ЕС может в итоге стать губительным для отечественной экономики. Треть украинского экспорта в ЕС – углеродоемкая продукция, которая потенциально попадает под действие СВАМ. Это изделия из черных металлов, удобрения и другая химическая продукция, электроэнергия.
Введение СВАМ будет означать снижение конкурентоспособности украинского экспорта, убытки для отечественной экономики, разрыв производственных цепочек между европейскими и украинскими предприятиями. То есть, Украина сильнее других стран пострадает от введения СВАМ и произойдет это в результате наших тесных и партнерских отношений с ЕС.
Со своей стороны, Евросоюз за счет СВАМ рассчитывает достичь следующих целей:
Снизить риск “утечки углерода” (carbon leakage)
Carbon leakage – увеличение выбросов парниковых газов за пределами страны, которое возникает за счет перенесения производства за границу из-за различий в экологической политике разных стран. Т.е. промышленное производство будет сокращаться в странах с жесткой экологической политикой и расти в странах с мягкой политикой. СВАМ намерен препятствовать этому процессу.
Ликвидировать отличия климатических амбиций между странами
В рамках Парижского соглашения по борьбе с изменением климата страны самостоятельно определяют свою цель по сокращению выбросов СО2. Например, ЕС собирается стать углеродно нейтральным до 2050 г. Цели многих стран – торговых партнеров менее амбициозны.
Устранить асимметричность климатической политики разных стран
Борьба с изменением климата является глобальной задачей. Достичь глобальных целей можно только глобальными усилиями. В ЕС действует система торговли парниковыми квотами EU ETS. Цены квот растут с каждым годом. Но не все страны – торговые партнеры облагают налогом выбросы СО2. Кроме того, ставки имеющихся налогов на СО2 ниже, чем в ЕС. Об углеродной нейтральности экономик торговые партнеры начали задумываться только после того, как ЕС объявил свои планы по внедрению СВАМ.
Украина, подписав соглашение об ассоциации с Евросоюзом, стала частью европейского пространства и взяла на себя обязательства по имплементации европейских экологических директив. Украина разработала свою стратегию по декарбонизации экономики и выразила готовность присоединиться к European Green Deal. Украина в сфере сокращения выбросов парниковых газов движется в одном направлении с Евросоюзом, поэтому введение СВАМ по отношению к украинскому экспорту выглядит необоснованно и разрушительно для двухсторонних экономических отношений.
Более того, СВАМ – это очень противоречий инструмент по своему воздействию. ЕС рассчитывает, что СВАМ позволит выровнять “правила игры” в плане экологической политики в Евросоюзе и странах-партнерах.
Для украинских производителей СВАМ будет означать рост расходов, а “правила игры” не будут равными, поскольку возможности Украины по государственному стимулированию декарбонизации, а также возможности бизнеса по привлечению финансирования значительно меньше, чем в ЕС.
Евросоюз намерен за счет СВАМ поддержать конкурентоспособность местных производителей. В этом плане СВАМ выступает в качестве очередного торгового ограничения для украинского экспорта в ЕС.
СВАМ станет дополнительным источником в бюджет ЕС. Однако украинские производители не будут иметь доступ к фондам, в которых ЕС будет аккумулировать средства от СВАМ. Фактически за счет средств украинских предприятий европейские производители будут модернизировать собственные мощности.
Введение СВАМ создаст условия для появления рынка низкоуглеродных товаров в ЕС. Однако украинские производители не смогут на него выйти, т.к. не будут иметь такой же поддержки декарбонизации, как в ЕС.
Евросоюз рассчитывает за счет СВАМ стимулировать активную декарбонизацию за своими пределами и способствовать глобальному сокращению выбросов СО2. Однако СВАМ приведет к уменьшению инвестиционного ресурса украинских производителей, что в свою очередь будет тормозить процесс декарбонизации в Украине.
СВAM будет иметь негативные последствия для экономики Украины. Например, только последствия в металлургической отрасли могут означать потерю до 0,5% ВВП. Это и снижение объемов экспорта, и снижение инвестиционного ресурса. Кроме того, существуют риски более значительных потерь в долгосрочной перспективе, на данный момент их невозможно определить. Если СВAM будет применяться к Украине на общих основаниях, это будет тормозить декарбонизацию в Украине. СВАМ к Украине применяться не должен, так как мы уже приняли на себя цели European Green Deal. Исключение Украины из-под действия СВАМ – наоборот, будет стимулом для украинской экономики. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)