Весь мир готовится к “зеленому переходу” и ставит амбициозные цели по сокращению выбросов углерода. Украина проиграет, если не будет двигаться со всем миром. Помочь стране может существующая газотранспортная система.

Три крупнейшие экономических пласты мира определились с “дедлайном” на сокращение выбросов углерода к нулю: Евросоюз – к 2050 г.; Китай – к 2060 г.; а президент Джо Байден хочет исключить выбросы СО 2 в энергетике США уже к 2035 г.

Кроме того, для ускорения процесса ЕС вводить углеродный налог на товары из стран, не уменьшают выбросы. Для Украины, учитывая объемы экспорта товаров в ЕС, это может стать значительным экономическим вызовом.

Но есть в Украине то, что государство могло бы предложить своим гражданам и международным партнерам в контексте “зеленого перехода” – одну из ключевых ролей должен сыграть существующая газовая инфраструктура.

Украинская газотранспортная система – не “вчерашний день”, а новые возможности и перспективы.

Конец эпохи природного газа – когда он наступит

Газ не исчезнет в одночасье. Наоборот, он будет способствовать переходу к безуглеродной энергетики (bridge fuel) и еще долго будет одним из ключевых энергоисточников.

Сегодня транзит природного газа в ЕС путем использования мощностей Оператора ГТС Украины помогает снизить уровень вредных выбросов в атмосферу в европейских странах. В частности, это происходит путем замещения газом угля в электроэнергетике.

Согласно оценке IEA (Международное энергетическое агентство) переход от угля к газу обеспечит сокращение выбросов СО 2 от базового уровня в размере до 33% в теплоснабжении и 50% в электроэнергетике.

Кроме того, предполагается переход на транспортировку “нейтральных” газов – зеленого водорода, синтетического метана, смесей с водородом и биометаном. А использование технологий power-to-gas позволит хранить и транспортировать излишки электроэнергии.

Сбалансированный подход

Газ также необходим для баланса энергосистемы. Например, в Украине увеличивается количество ветровых и солнечных электростанций. Но генерация является непрогнозируемой и волатильной. Что это значит?

Когда дует ветер или светит солнце, они производят электроэнергию. Этот график может не совпадать с графиком потребления электроэнергии. И тогда возникают дисбалансы, которые очень опасны.

Поэтому для балансировки энергосистемы необходимые маневровые электростанции, которые могут быстро обеспечить систему энергией. И такими “балансировочными” могут быть электростанции на газе, включая парогазовыми и газотурбинными CCGT.

Газ для безопасности энергосистемы

Сегодня в Украине существует так называемый “угольно-зеленый парадокс”, когда для балансировки генерации из чистых источников используются энергоблоки угольных электростанций. Такой подход не приводит к сокращению выбросов.

Более экологическая генерация на газе решает две проблемы – дефицит балансирующих мощностей и сокращения выбросов. НЭК “Укрэнерго” в своем отчете по оценке соответствия (достаточности) генерирующих мощностей сообщил о дефиците генерирующих мощностей с быстрым стартом в размере 2000 МВт (эквивалент двум атомным энергоблокам).

То есть независимо от того, как работает угольная генерация, дефицит балансирующих мощностей уже есть. И это становится реальной угрозой для энергетической безопасности государства.

Украинская ГТС способна предложить услуги по транспортировке природного газа будущим производителям электроэнергии из газа. Поэтому газотранспортная система есть и остается важным звеном в цепочке, которая обеспечивает стабильность и надежность функционирования энергосистемы Украины.

Водородная стратегия

8 июля 2020 Европейская Комиссия приняла так называемую “Водородную стратегию ЕС”, которая предусматривает сокращение выбросов углерода в течение следующих 30 лет путем увеличения использования электроэнергии и водорода и уменьшения отработанной энергии. Тогда же ЕК представила Европейский альянс чистого водорода, членом которого является Оператор ГТС Украины.

Транспортировка возобновляемых газов, в частности водорода – еще один перспективное направление использования украинской ГТС после 2024 г. Сегодня многие заявляют о своем участии в создании водородных экосистем. Эта тема становится популярной через заманчивые перспективы.

Но эти перспективы в определенной мере неопределенны с точки зрения регуляторного, экономического и технического аспектов. Как государственная компания мы не можем себе позволить тратить средства без детального просчитанного плана.

Наши инвестиции – это средства государства, поэтому лишний авантюризм здесь неуместен. ОГТСУ уже сейчас начинает изучать аспекты транспортировки возобновляемых газов (водорода, биометана и синтетического метана) магистральными газопроводами.

Для этого мы создали рабочую группу по декарбонизации, куда вошли представители различных подразделений компании, оценивают возможность и перспективность внедрения новых технологий, в частности, изучают использования ГТС Украины для транспортировки биометана и водорода.

Перспектива однозначно, и мы исследуем ее в одном темпе с другими операторами ГТС в Европе.

Биометан

Значительную роль в будущем энергобалансе Украины может сыграть биометан, который по своим свойствам не отличается от природного газа, поэтому не требует значительных инвестиций в трансформацию энергетической инфраструктуры.

Украина имеет значительный потенциал в производстве биометана в агропромышленном комплексе. На сегодня в Европе работает более 20000 биогазовых станций и 700 биометановых комплексов.

В Украине же построено только 20 биогазовых комплексов, но ни один из них не производит биометан для подачи к газовым сетям. По оценкам биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO), общий объем производства биометана в Украине может составлять 7800000000 куб. м, или 25% от текущего потребления природного газа. Украинский биометан имеет значительный экспортный потенциал, ведь спрос на биометан в ЕС уже существует.

Кроме того, среди преимуществ биометана – его экологичность, что делает его чистой альтернативой в качестве газомоторного топлива, в частности, для коммунального транспорта и сельскохозяйственной техники.

Альтернативное топливо

Еще один вызов для Европы на пути к “зеленому переходу” и возможность для украинской ГТС – сжиженный природный газ (CNG – СПГ), а в будущем и биометан, как альтернативный вид моторного топлива.

Этот вид топлива экологичнее бензина, дизеля или популярного среди украинских автовладельцев сжиженного пропан-бутана (LNP). Европейские города уже давно начали отказываться от использования дизельного топлива и переходить на использование CNG.

В Украине таких заправок почти четыреста. Если спрос на сжатый газ быстро расти, этого будет мало. И расширить сеть несложно: отечественная инфраструктура позволяет увеличить количество газовых заправок в разы.

Украинская ГТС готова к росту спроса на сжиженный газ. Наша система мощная и имеет большой уровень проникновения в регионы. Необходимая инфраструктура заправочных станций на метане может быть создана в любом городе или у важных автострад.

Следует отметить, что использование метана в качестве горючего важно и с точки зрения энергетической безопасности. Ведь 80% дизеля импортируется в Украину преимущественно из России и Беларуси. В то же время, 70% метана добывается в Украине. Такой транспорт в будущем сможет легко перейти на использование чистого возобновляемого биометана.

Экологическую “революцию” не остановить

Чтобы найти свое место в низкоуглеродистой будущем, важно вовремя “эволюционировать” и в рамках “зеленого курса” выбрать те направления, которые уже сегодня, кроме положительного влияния на экологию, обеспечат экономическую поддержку бюджета Украины.

Оператор ГТС является существенным донором бюджета, поэтому следует помнить, что использование его мощностей является залогом финансовой состоятельности страны.

Украинская ГТС имеет реальные перспективы и потенциал не только после окончания срока контрактов с “Газпромом”, но и когда цивилизованный мир откажется ископаемых источников энергии. (Сергей Макогон, генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий