В надежде удержать цены на ГСМ власти Таджикистана предоставили льготы госпоставщику. Однако эксперты уверены, что мера не спасет топливный рынок.

Обрушившийся в 2020 г. на мир коронавирус больно ударил по экономическому развитию всех стран. Пандемия привела к закрытию границ, ограничению транспортного движения, нарушению устоявшихся схем товарооборота и падению благосостояния граждан.

Миллионы таджикских семей, зависевших от денежных переводов, потеряли основной источник дохода, поскольку трудовые мигранты не смогли отправиться на заработки в Россию и Казахстан.

Ухудшил ситуацию рост цен на горюче-смазочные материалы, набирающий обороты с весны прошлого года. Изменение стоимости ГСМ автоматически отражается на ценниках в магазинах и на рынках Таджикистана.

Тенденция касается не только импортных товаров, которые стало сложнее ввозить в республику, но и продуктов первой необходимости таджикского производства. Так, с начала года картофель подорожал на 29,4%, яйца – на 5,0%, фрукты – на 1,8%, молоко и продукты из него – на 1,4%, сахар – на 1,3%, мясо – на 1,1%. Такие изменения больно бьют по карману рядовых граждан, ведь средняя зарплата в республике составляет чуть более 1,4 тысячи сомони (120 долларов), а минимальная – 400 сомони (36 долларов).

Особенно туго приходится автомобилистам: только за март цены на горючее взлетели на 12%. Если в начале месяца литр бензина можно было купить за 7,2 сомони, сейчас на заправках Душанбе придется раскошелиться до 8,8 сомони, а в некоторых регионах и вовсе до 9 сомони.

На этом фоне одни АЗС ввели лимит на продажу топлива, а другие решили обслуживать лишь постоянных клиентов.

Власти Таджикистана принимают разные меры для сдерживания цен, однако эксперты утверждают, что остановить рост в ближайшее время вряд ли удастся.

Топливный рынок лихорадит

Водители в Таджикистане объяснили подорожание бензина очень просто. По их мнению, занимающиеся поставками топлива компании организовали картельный сговор.

Однако в Антимонопольной службе данное утверждение опровергли, сославшись на объективные факторы.

С одной стороны, это проблема с поставками сжиженного газа из Казахстана, который обеспечивает 90% потребностей Таджикистана. Перебои связаны с ремонтом завода в Атырау, а именно он покрывает 30% внутреннего спроса республики. Когда именно его удастся ввести в эксплуатацию, неизвестно. Но до конца апреля ситуация вряд ли изменится.

С другой стороны, сокращение производства бензина на двух узбекских нефтяных компаниях, не первый месяц работающих лишь на 15% своей мощности.

К третьему фактору относятся возникшие на фоне пандемии перебои с импортом нефтепродуктов из России, которая выступает главным поставщиком в республику (90%).

Все эти условия негативно сказываются на функционировании топливного рынка Таджикистана, буквально взвинчивая и без того высокие цены на топливо. Причем меняются ценники только в сомони, в долларовом выражении стоимость бензина и горюче-смазочных материалов практически не пересчитывается, что связано со снижением реальных доходов населения и обесцениванием нацвалюты.

Власти полагают, что в республике разворачивается кыргызстанский сценарий. Соседняя страна получает топливо из России по нулевым пошлинам, однако это не спасает от роста цен на ГСМ. Только за февраль и март топливо подорожало на 14%.

Из чего рождается цена

И все же стоимость топлива в Таджикистане берется не из воздуха, а формируется по давно отлаженной, но, может, и не совсем удачной схеме. В нее закладывается таможенное оформление, акцизы, затраты на логистику, налоги и многое другое.

Например, таможенная ввозная пошлина для поставщиков нефтепродуктов составляет 0,25%, а НДС равняется 18% от стоимости товара. Акциз не привязан к цене товара, и его ставка остается неизменной: каждая тонна бензина облагается сбором в размере 65 долларов, а дизтоплива – 10 долларов.

Не заплатишь – не уедешь: что будет с бензином в Таджикистане

По подсчетам одной из ведущих компаний на топливном рынке Таджикистана, на 1 марта в республику было импортировано 3,5 тысячи тонн бензина АИ-92 по цене 550 долларов за тонну. При конвертации получается свыше 4,6 тысячи литров, за которые властям пришлось заплатить 21,7 миллиона сомони.

На таможенное оформление пришлось потратить 37,5 тысячи сомони, на акцизы – 2,6 миллиона сомони, транспортировка по ж/д и охрана обошлась в 712,1 тысячи. В связи с чем итоговая сумма вырастает до 25,1 миллиона.

Из-за обменного курса внутри Таджикистана разница за тонну бензина оказывается 381 сомони, что увеличивает затраты еще на 1,3 миллиона сомони – до 26,4 миллиона. Затем прибавляются различные транзакционные издержки, рассчитываемые по ставке 15% (в данном случае 3,9 миллиона сомони). В результате общая стоимость бензина превышает 30,4 миллиона.

После этого компания устанавливает уровень рентабельности не выше 5%, который составит около 1,3 миллиона сомони, а общая стоимость доходит до 31 миллиона.

Бензин для госрезерва освободили от налогов в Таджикистане

Таким образом, отпускная цена бензина оказывается в 6,82 сомони. Но есть еще и налог на добавленную стоимость, из-за которого проданный литр топлива подскакивает до 8-9 сомони.

В итоге заправка на таджикских АЗС превращается в настоящее испытание для кошельков водителей, в глазах которых владельцы компаний выглядят настоящими буржуями, желающими нажиться на рядовых гражданах в топливный кризис. Однако даже для самих поставщиков такая низкая рентабельность больше выглядит нервотрепкой, чем выгодным бизнесом.

Неожиданные льготы

Масла в огонь подлило решение правительства предоставить льготы Агентству по государственным материальным резервам при Правительстве Таджикистана.

Благодаря принятым 31 марта поправкам ведомство было освобождено от уплаты таможенной пошлины, акциза и НДС. Эти преференции облегчат госпоставщику импорт продукции первой необходимости (бензина, дизельного топлива, пшеницы, сахара, риса и другого) и позволят более эффективно использовать кредит Исламского банка развития.

Однако остается загадкой, получило ли Агентство льготы исключительно в рамках займа ИБР или они распространяются и на закупку за счет собственных денег поставщика.

В международной практике под механизмом торгового финансирования обычно предполагается предоставление производителями продукции поставщику под гарантию кредитора, которым в ситуации с Таджикистаном выступает ИБР. В этом случае покупатель после реализации продукции возвращает деньги изготовителей посредством заемщика. Такая мера позволяет создать “запасы” и при этом избежать дополнительных налогов и пошлин, взымаемых своей страной при ввозе товаров.

Нам тоже преференций

Предоставление налоговых и таможенных послаблений госведомству вызвало обеспокоенность таджикских импортеров. Уже через несколько дней Ассоциация поставщиков нефтепродуктов и сжиженного газа Таджикистана написала открытое письмо на имя президента Эмомали Рахмона.

В документе, который подписали 17 таджикских компаний, говорится о необходимости предоставить аналогичные преференции остальным игрокам топливного рынка. Руководители топливных компаний подчеркивают, что, несмотря на рост цен на бензин, чистая их прибыль не превышает 5%.

“Доля поставок членов Ассоциации в общем объеме импорта ГСМ составляет 80%, ежегодно в бюджет выплачиваются налоги на сумму более миллиарда сомони”, – указано в письме, копия которого есть в распоряжении Sputnik Таджикистан.

Согласно подсчетам организации, после предоставления льгот каждый литр бензина обходится Агентству по госрезервам на 2 сомони дешевле, а каждый литр дизельного топлива – на 1,2 сомони.

“Из-за разницы в ценообразовании члены Ассоциации поставщиков нефтепродуктов и сжиженного газа Таджикистана не смогут быть конкурентоспособными и будут вынуждены покинуть рынок”, – подчеркивают авторы обращения.

Руководители компаний-импортеров также перечисляют “объективные причины” резкого повышения цен на топливо в республике.

Вырастут ли цены на бензин в Таджикистане в 2021-м: ответ властей

По их словам, стоимость в первую очередь зависит от нефтяных котировок на мировом рынке. По мере улучшения эпидемиологической ситуации и сокращения накопленных за пандемию излишков в мире медленно, но уверенно восстанавливается спрос на черное золото. За первый квартал текущего года цены на нефть выросли почти на 20%, преодолев в первую неделю марта планку в 71 доллар.

Кроме того, ситуация в энергетическом секторе Таджикистана связана с отсутствием поставок из Казахстана и обесцениванием таджикской валюты, считают они.

Именно по этим причинам, к примеру, стоимость бензина марки АИ-92 повысилась с 7,45 сомони до 8,70 сомони, а дизтоплива – с 8,10 до 8,50 сомони, отмечается в письме.

Уход с рынка: угроза или реальность?

Компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, не уйдут с рынка, уверен экономический обозреватель Пайрав Чоршанбиев. Он полагает, что единственным способом сдержать цены на ГСМ в Таджикистане может быть временное приостановление ввозных таможенных сборов и внутренних налогов.

“Но вряд ли власти на это пойдут, так как налогообложение ГСМ занимает значимый объем в структуре налоговых поступлений, тем более в условиях острой нехватки бюджета, а в республике 70% всех доходов бюджета составляют налоги”, – сказал Чоршанбиев в беседе со Sputnik Таджикистан.

Он подчеркнул, что основная причина повышения стоимости топлива связана с обесцениванием нацвалюты.

“Возьмите, к примеру, цены на самую востребованную марку бензина АИ-92 на сегодня и за 2010 г., сравните их в нацвалюте, а потом конвертируйте в доллары. В национальной валюте получится многократный рост стоимости, а в долларах они будут практически на одном уровне”, – пояснил экономист.

Таджикский аналитик Зулфикор Исмоилен полагает, что решить проблему может только наращивание собственного производства ГСМ.

“В стране построили гигантский НПЗ в Дангаринском районе, который не работает из-за нехватки сырой нефти. Также есть несколько мини-заводов, но большинство из них действуют не на полную мощность. Нужно покупать дешевое черное золото и перерабатывать его в стране. Это единственный путь к снижению цен на ГСМ”, – подчеркнул эксперт.

Он добавил, что в этом случае отпадет необходимость предоставлять импортерам какие-либо льготы.

Экономист Анвар Азизов не считает, что преференции госпоставщзику не изменят ситуацию в секторе.

“Объяснения этих льгот, прозвучавшие от властей, выглядят несколько наивно, ведь Агентство по госрезервам обеспечивает всего 3-5% в общем объеме поставок горюче-смазочных материалов в Таджикистан. Рассчитывать на то, что оно сможет серьезно повлиять на топливный рынок страны, могут только дилетанты”, – объяснил он.

По официальным данным, в Таджикистане импортом бензина и дизельного топлива занимаются 20 компаний, крупнейшая из которых – “Газпромнефть Таджикистан”, поставляющая 37,27% бензина и 41,7% дизельного топлива на внутренний рынок.

“Поддержка госструктуры, без учета интересов частных компаний, давно занимающих солидную нишу на рынке, не даст сколь-нибудь значимого эффекта. Протекционизм оправдан при игре в долгую, но не в вопросах, требующих оперативного реагирования”, – пояснил эксперт.

По его словам, льготы Госрезерву могли быть предоставлены в расчете на то, что ведомство сможет расширить свое присутствие на топливном рынке и перехватить контроль над поступлением ГСМ в республику.

“Учитывая размеры налоговых преференций, полученных Агентством, можно подсчитать, что каждый литр солярки и бензина будет обходиться ему на 1-2 сомони дешевле, чем остальным трейдерам. Да и отсутствие у местных поставщиков ГСМ долгосрочных контрактов с экспортерами может помочь. Но надо взять во внимание отсутствие у ведомства инфраструктуры, необходимой под ввоз, хранение и распространение возросших объемов ГСМ”, – отметил Азизов.

Поэтому занять лидирующие позиции Госрезерв сможет лишь теоретически, да и на это потребуется очень солидный срок. Гораздо более логичный ход в создавшейся ситуации – ввести общие правила для всех, уверен эксперт.

Напомним, что Таджикистан в прошлом году импортировал около 584 тысяч тонн нефтепродуктов, причем основную долю (532 тысячи тонны) – из России. Однако это никак не помогло избежать роста цен на ГСМ и топливо на заправках.

Эксперты призывают Правительство Таджикистана экстренно стабилизировать ситуацию на топливном рынке. В противном случае рост цен на горючее создаст проблемы, особенно в транспортной и сельскохозяйственной сферах, что приведет к резкому удорожанию товаров и услуг. В этом случае степень воздействия на политическое, экономическое и социальное положение страны будет трудно представить. (Sputnik/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий