Энергорегулятор (НКРЭКУ) ограничил доступную пропускную способность для импорта электроэнергии в Украину со стороны государств, не являющихся сторонами Энергетического Сообщества (Россия, Беларусь) до 0 МВт до 1 октября 2021 г.
“Мы принимаем это решение по инициативе министра энергетики Германа Галущенко, который обратился к нам с такой просьбой. При этом мы вспоминаем и наш опыт, и эту зиму, и вспоминаем о балансе интересов, потому что мы также думаем и о потребителях, и о том, что теоретически прекращение импорта как рыночного механизма может приводить и к злоупотреблениям и манипуляциям на рынке”, – сказал председатель НКРЭКУ Валерий Тарасюк.
Он не исключил, что НКРЭКУ, скорее всего, продолжит ограничение пропускной способности сечений линий электропередач между Украиной и Россией и Беларусью и после 1 октября.
НКРЭКУ соответствующим постановлением приняла решение аннулировать результаты годовых аукционов, на которых была распределена пропускная способность на 2021 г. в части межгосударственных сечений между Украиной и государствами, не являющимися сторонами Энергетического Сообщества (Россия и Беларусь). Регулятор также поручил оператору системы передачи возместить победителям аукционов средства, уплаченные за пропускную способность, распределенную на годовых аукционах.
Помимо этого НКРЭКУ поручила производителям электроэнергии с использованием угля обеспечивать накопление угля на конец каждого месяца 2021 г. для ТЭС и ТЭЦ согласно графику накопления угля, утвержденного Минэнерго, и ежедневно подавать оператору системы передачи информацию по состоянию накопления угля.
Как сообщил министр энергетики Герман Галущенко в письме на имя главы НКРЭКУ Валерия Тарасюка от 17 мая, которое было опубликовано в материалах регулятора к заседанию 26 мая, в настоящее время продолжается процесс подготовки к отделению Объединенной энергосистемы (ОЭС) Украины от параллельной работы с энергосистемами Российской Федерации и Республики Беларусь с ее последующим присоединением к европейской сети системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E.
Как напомнил Галущенко, ключевым требованием при присоединении ОЭС Украины к ENTSO-E является обеспечение соответствия (достаточности) собственных генерирующих мощностей для покрытия прогнозируемого спроса на электрическую энергию.
“Привлечение в этих условиях импорта электроэнергии ухудшает финансово-экономических состояние производителей электрической энергии и, соответственно, качество и полноту выполнения утвержденных Минэнерго графиков ремонтов генерирующего оборудования электростанций и теплоэлектроцентралей”, – утверждает министр.
Согласно тексту письма, наличие импорта электрической энергии также негативно влияет на деятельность угледобывающих предприятий и на способность производителей обеспечить закупку топлива в достаточных для устойчивого прохождения осенне-зимнего периода объемах.
“Как следствие, растут риски нарушения безопасности поставок электрической энергии и операционной безопасности ОЭС Украины, что ставит под угрозу будущую синхронизацию ОЭС Украины с ENTSO-E”, – констатировал Галущенко.
В свою очередь, как отметило ЧАО “НЭК “Укрэнерго” в письме регулятору от 17 мая, ограничение импорта из России и Беларуси “не создает угрозы операционной безопасности функционирования ОЭС Украины в условиях отсутствия аварийности или низкой аварийности на энергоблоках тепловых и атомных электростанций и наличия энергоресурсов до начала осенне-зимнего периода 2021/2022 гг.”.
По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКУ Андрея Геруса, прокомментировавшего решение регулятора в своем Телеграмм-канале, такое ограничение не повлияет на рынок, поскольку в Украине ожидается профицит электроэнергии к октябрю.
Вместе с тем он отметил, что импорт э/э из Беларуси и РФ занимает небольшую долю в потреблении электроэнергии: соответственно 0,079% та 0,0036% потребления в апреле.
При этом Герус обратил внимание, что условием закрытия импорта является надлежащая подготовка тепловой генерацией к зиме, в частности, накопление необходимых запасов угля.
Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сертификации оператора системы передачи” от 15 апреля 2021 г. №1396-IX наделяет НКРЭКУ полномочиями ограничивать доступную пропускную способность, которая распределяется на суточных и месячных аукционах, в части межгосударственных сечений между Украиной и государствами, которые не являются сторонами Энергетического Сообщества. (Энергореформа/Энергетика Украины и мира)