Специфическая методика расчета, которую предлагает НАК “Нафтогаз Украины”, дает возможность искусственно занижать объемы потребления газа и увеличивать его стоимость до 10-11 грн. за куб. м.
Системный кризис тепловой области обострился в мае этого года на фоне внедрения рынка газа, который едва не привел к банкротству всех компаний украинских теплокоммунэнерго (ТКЭ).
Те рыночные модели, которые предложил НАК “Нафтогаз Украины”, на самом деле не имеют ничего общего с рынком. Это вовсе не о здоровых конкурентных рыночных отношениях, это – о ценовой манипуляции и злоупотреблении монопольным положением. А также о росте на 40% тарифов на тепло и уничтожения тепловой инфраструктуры в Украине.
После первой попытки Кабмина отменить с 1 мая этого года действие возложение специальных обязанностей (ПСО) при закупке газа, тепловая отрасль всей страны оказалась неспособной работать в условиях введенного НАК “Нафтогаз Украины” нового рынка газа.
В один день 120 городов и поселков Украины потеряли возможность обеспечивать более 5 млн. своих жителей, включая учреждениями здравоохранения, горячей водой. Следовательно, правительство в режиме ручного управления принял решение о продлении действия ПСО до 20 мая.
С 20 мая решением правительства действие газового ПСО для тепловиков окончательно прекратилась, а вместе с этим полностью исчезла и горячая вода в Виннице, Донецке, Кременчуге и других городах нашей страны.
Причины везде одинаковы – государство устранилось от регулирования взаимоотношений между поставщиками газа и тепловиками, а газовый монополист в лице НАК “Нафтогаз Украины”, под лозунгами введения “рынка газа”, в ультимативной форме навязал свое видение новой модели дальнейших взаимоотношений.
Отказаться от предложенных НАК условий закупки газа тепловики не могут, поскольку имеют 50 млрд. грн. накопленных ранее долгов ТКЭ. И неважно, что образовались эти долги из-за несвоевременного пересмотра НКРЭКУ тарифов на услуги теплоэнергетиков, из-за изобретательности самой НАК “Нафтогаз Украины” с ее гибкой системой штрафов и пени.
А еще – из-за невыполнения государством условий подписанного в феврале этого года Меморандума между Ассоциацией городов Украины и правительством, согласно которому государство должно компенсировать предприятиям ТКЭ избыточную стоимость газа, потребленную ТКЭ в прошлом отопительном сезоне. ТКЭ пока не получили обещанную компенсацию.
Понимая масштабы неизбежного финансового и социального кризиса, а также вполне реалистичные риски срыва начала отопительного сезона в масштабах страны, тепловики впервые за последние 30 лет объединились и инициировали проведение всеукраинских акций протеста, засыпав письмами все государственные институты и НАК “Нафтогаз Украины”.
Лишь вмешательство президента и его администрации позволило кризис если не “погасить”, то, по крайней мере, направить ее решения в конструктивное русло. После поручения президента Нафтогаз подготовил соглашения для тепловиков со стоимостью газа в 7,4 грн. за куб. м. На этапе разработки – механизм реструктуризации долгов ТКЭ перед НАК “Нафтогаз Украины”.
Однако в креативной обработке НАК “Нафтогаз Украины” договоренности по газовым соглашениям для тепловиков получили новые значения. Справедливости ради нужно отметить, у них действительно фигурирует стоимость газа 7,4 грн. за куб. м газа, но есть много “но”, почему эти 7,4 грн. за куб. м сугубо условными.
Фактически стоимость газа для ТКЭ может быть значительно выше, чем 7,4 грн. за куб. м. Так газопоставщик применил все, что мог: частичную подписку заказанных объемов природного газа, перекладывание финансовой ответственности на местные органы власти, общеизвестную “НАКовского” драконовскую систему штрафов и пени.
А в основе всего этого “креатива” – достаточно специфическая методика расчета объемов потребления газа, которая дает возможность искусственно занижать реальные объемы потребления, а затем так же искусственно создавать условия для применения “другой” цены на газ более чем 10-11 грн. за куб. м.
Вот такой пример финансовой эффективности газового менеджмента. Средства рядового украинца. Ведь именно он, в конце концов, оплатит то тепло, которое из-за всех манипуляций эффективного менеджмента “Нафтогаза” подорожает на 15-40% в зависимости от города. Или же его оплатит город, прекратив финансирование школ, больниц, строительства дорог и тому подобное.
Диалог об условиях газовых закупок между тепловиками и НАК “Нафтогаз Украины” продолжается. Борьба мощная, ведь вся отрасль теплоэнергетики Украины, тысячи ее сотрудников и вся система централизованного теплоснабжения страны фактически в экономической пропасти.
С 2014 г. тарифы на тепло пересматривались только в части цены на природный газ, доля которого в стоимости всей услуги превышает 80-85%. Остальные составляющих тарифа, за счет которых работают предприятия ТКЭ Украины, – с тех пор почти не изменилась.
А еще устранения последствий аварий в значительной степени морально и физически устаревшем оборудовании советского образца, удается держать в рабочем состоянии только благодаря постоянным ремонтам. Предстоит замена сетей.
А еще – острая необходимость в комплексной модернизации, новые технологии, привлечение в теплоэнергетике молодежи. Вместо всего этого – потакание аппетитам газового монополиста. И на самом деле никакого газового рынка нет, как нет конкуренции, эффективного менеджмента, клиенториентированности, развития – всего того, предусматривающие рыночные отношения.
Кстати, в это время Испания начинает использовать водород для производства тепла и электроэнергии, Франция и Германия строят водородные когенерационные ТЭЦ. Европейский сектор теплоснабжения стремительно меняется, его приоритет – декарбонизация и экологически чистое тепло.
Потому что главный клиент там ни “Нафтогаз” или любая другая компания-победитель, их клиент – рядовой европеец, который добросовестно платит за качественные энергетические услуги. (Сергей Дунайло, вице-президент ассоциации “Укртеплокоммунэнерго”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)