Потребители, коммунальные предприятия и поставщики задолжали государственной компании космическую сумму. Что предлагают делать власти?
В середине июня депутаты сделали первый шаг к урегулированию многомиллиардной задолженности на рынке газа, которая формировалась в течение последних пяти лет. Парламент принял за основу соответствующий законопроект.
Вопрос чрезвычайно сложное и масштабное: более 125 млрд. грн. долгов и десятки компаний, каждая из которых имеет свою историю и проблематику.
Принятый законопроект не предусматривает выделения средств, а предлагает “разложить” долги на составляющие и понять, кто, кому, за что и сколько должен.
Выплаты могут начаться после аудита: деньги по цепочке должны пройти через участников рынка и вернуться в казну. Однако до этого еще далеко. Проект следует доработать и вынести на рассмотрение во втором чтении.
Как сформировалась многомиллиардная задолженность, и как депутаты предлагают исходить из газового кризиса?
Газовые долги: кто, кому, сколько
Долги за газ перед “Нафтогазом” и его дочерними компаниями начали формироваться в 2015 г. после того, как государство перестало дотировать из бюджета разницу между стоимостью газа для потребителей и рыночным ценам.
К осени 2020 накопилось 90 млрд. грн. долгов. Тогда начались первые дискуссии относительно поиска путей решения этой проблемы. Пока они шли, сумма долга возрастала. Сейчас она составляет почти 125 млрд. грн.
Как сформировалась такая большая сумма долга?
Больше, 72 млрд. грн., “Нафтогазу” должны теплокоммунэнерго и теплоэлектроцентрали, которые нагревают воду и производят электроэнергию. Из этой суммы 64 млрд. грн. тепловики должны вернуть НАК, 8 млрд. – “Укртрансгаза” (принадлежит “Нафтогазу”, транспортирует, хранит газ и обеспечивает его транзит).
Еще 30 млрд. грн. НАК виноваты газораспределительные компании. Распределяют голубое топливо операторы газораспределительных сетей или так называемые облгазы, которых в Украине насчитывается более 40 Примерно 70% газа в стране распределяет Региональная газовая компания бизнесмена Дмитрия Фирташа.
Из общей суммы 10 млрд. грн. облгазы должны Оператору газотранспортной системы, 20 млрд. грн. – “Укртрансгаза”. Последняя настаивает, что облгазы должны ей более 40 млрд. грн., но те признают только половину от этой суммы.
Около 24 млрд. грн. должны “Нафтогазу” газоснабжающие компании. До запуска рынка газа для населения и отмена механизма PSO поставкой топлива населению по специальным условиям занимались газсбыты Фирташа.
Что повлекло накопление такой задолженности? В каждой из трех групп должников – свои причины. Однако по крайней мере в части долгов должно государство. Тарифный регулятор устанавливал слишком низкие тарифы для облгазов, а местные власти – слишком низкие тарифы на централизованное отопление.
Они пытались не допустить роста тарифов для населения, и это привело к кризису. Если ее не решить, новый отопительный сезон во многих регионах может не начаться из-за критической задолженность участников рынка.
За что проголосовали депутаты
В 2020 г. участники процесса обсуждали три сценария решения долгового кризиса: списание, компенсация из бюджета и реструктуризация. Впрочем, конкретных шагов никто не делал. За решение вопроса парламент взялся только на днях.
Депутаты поддержали в первом чтении законопроект “О мерах, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечения финансовой стабильности на рынке природного газа”. Решит ли проблему этот документ? На самом деле это лишь первый шаг на пути урегулирования задолженности участников рынка.
Законопроект предусматривает верификацию (аудит) долгов, причин их возникновения и возможность реструктуризации некоторых из них. Документ не предусматривает выделение средств, он только запускает верификацию и закладывает логику процесса урегулирования.
“Нафтогаз”, которому участники рынка должны больше, приветствовал принятие законопроекту и отметил, что этим решением депутаты признали три важные вещи.
Во-первых, долговой кризис на газовом рынке действительно есть, государство ее видит и начинает ее решать.
Во-вторых, все понимают, что в долгов могут быть разные причины, и сумму нужно “разложить” на составляющие в соответствии с этим причинам. “Где-то было несовершенно регулирования, имели место бездействие или пассивность госорганов или местной власти, где это проблемы исключительно субъектов бизнеса”, – заявили в компании.
В-третьих, после окончательного принятия закона областные территориальные комиссии и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование энергетики и коммунальных услуг, проанализируют долги и разделят их на две части.
Там, где есть вина власти, средства будут компенсированы участникам рынка, а там, где ее нет, долги будут подлежать реструктуризации на определенных законом условиях, с финансовым обеспечением и четким графиком погашения.
То есть только после верификации станут известны точные суммы долгов, после чего будут внесены изменения в закон о государственном бюджете для финансирования соответствующих программ. Наиболее вероятно, что это произойдет осенью 2021 г.
Как будут погашаться долги? Предлагается схема, подобная той, которая использовалась при решении долгов за спорный газ “Укрнафты”: бюджеты выделяют средства участникам рынка, те возвращают долги контрагентам, а последние возвращают средства в бюджет в виде налогов или дивидендов.
Однако говорить об этом рано. Процесс погашения долгов может начаться только после доработки проекту и его принятие во втором чтении, хотя в отдельных депутатов были вопросы к документу еще перед первым чтением.
Что следует учесть ко второму чтению
При рассмотрении проекту его резко критиковала депутат от “Голоса” Инна Совсун. Она призвала не принимать документ в таком виде, чтобы не допустить списания долгов “одной олигархической группы”. “Нафтогаз” же уверяет, что государство и местные бюджеты не будут списывать долги отдельных структур.
“В средств будет исключительно целевое назначение – для дальнейших расчетов с субъектами, перед которыми есть непогашенные долги. Прежде всего, это “Нафтогаз”, “Укртрансгаз” и Оператор ГТС. Все расчеты будут проводиться через специальные казначейские счета, чтобы государство контролировало процесс платежей и было обеспечено соблюдение целевого назначения”, – отметили в компании.
Проект предусматривает, что списание штрафов и пеней, превышающих 2 млрд. грн., может применяться только при условии полного погашения тела долга. “Это станет стимулом для погашения долгов и является рыночным механизмом”, – считает НАК.
Что еще стоит учесть? По мнению главы парламентского комитета по вопросам энергетики Андрея Геруса, необходимо снять с местных бюджетов нагрузки там, где органы местного самоуправления не отвечали за тарифы.
Опасения относительно способности местных бюджетов компенсировать миллиардные долги выразили и другие участники рынка. Так, в Ассоциации городов Украины назвали неприемлемым механизм, при котором долговые проблемы будут регулироваться не только средствами государственного бюджета, но и деньгами местных бюджетов.
Кроме того, по мнению Геруса, в будущем должен работать сбалансированный цепочку: тарифы на тепло должны покрывать цену на газ, а тарифы на воду – стоимость электроэнергии. “Чтобы не было” разницы “тарифов”, – добавил депутат.
Такой подход призван решить два ключевых момента: не допустить формирования космических долгов и дать старт полноценному рынка газа в Украине. Как это сделать без повышения тарифов для населения в условиях роста стоимости голубого топлива на мировом рынке – другой вопрос. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)