Почему газоснабжающая компания “Нафтогаз Украины” завершила 2020 г. с убытками, и что это значит для компании и ее клиентов?

Последнюю отдельные ресурсы активно распространяют информацию о финансовой отчетности ООО “Газоснабжающая компания” Нафтогаз Украины” (ГК “Нафтогаз Украины”), акцентируя на единой цифре – убытках 2020 г.

Поэтому предлагаю взглянуть на прошлогодние результаты ГК “Нафтогаз Украины” шире, разобраться в целях компании и определиться: финрезультат с минусом – это досадный конец или громкий начало?

Напомню тем, кто отлучался от темы газового рынка в Украине. С 1 августа 2020 г. в Украине заработал свободный рынок газа. Это означает, что украинцы получили возможность самостоятельно выбирать себе поставщика газа, ориентируясь на уровень и качество сервиса, которые предлагают различные компании.

Газопоставляющая компания “Нафтогаз Украины” – часть государственной “Группы Нафтогаз”, один из более чем 50 поставщиков газа в стране. За 10 месяцев работы открытого рынка ГК “Нафтогаз Украины” увеличила клиентскую базу в четыре раза и на сегодня обслуживает уже более миллиона бытовых клиентов.

Сейчас компания поставляет газ 13% клиентов на розничном рынке (включая клиентами поставщика “последней надежды”).

Да, действительно, согласно финансовой отчетности ГК “Нафтогаз Украины”, которая находится в свободном доступе на Портале открытых данных, убытки компании в 2020 г. составили 115 200 000 грн.

Важно также отметить и дочитать до места отчета, где говорится о доходности предприятия. В прошлом году ГК “Нафтогаз Украины” увеличила доход на 21% или на 608 320 000 грн. Следовательно, доход в 2020 г. составил 2900000000 грн.

Почему компания завершила год с минусом?

Причина 1. Недополученная прибыль

Этот пункт можно разделить на две основные предпосылки:

Первая предпосылка. Нулевая наценка на газ, мы поставляем как поставщик “последней надежды”. Что такое поставщик “последней надежды” (сокращенно – ПОН)?

Это механизм страхования, гарант энергообеспечения, который позволяет потребителям не остаться без газа в случае, если предыдущий коммерческий поставщик не может обеспечить клиентов голубым топливом.

Среди причин, по которым бытовые клиенты остаются без газовой компании: банкротство или ликвидация поставщика; приостановление или аннулирование его лицензии; случаи, когда поставщик не заказал для клиента газ и другие.

Например, с 1 декабря 2020 г. газовая компания в Херсонской области ООО “Херсонрегионгаз” прекратила поставлять голубое топливо населению из-за значительной задолженности потребителей и, как следствие, отсутствие средств для закупки газа.

Поэтому газом жителей Херсонской области обеспечивает поставщик “последней надежды” (ПОН), пока каждый клиент самостоятельно не заключит договор соглашение с рыночной компанией.

Поставщик “последней надежды” как механизм страхования потребителей начал работать с 1 августа 2020 г. Для избрания компании, которая будет выполнять функции ПОН, было проведено правительственный конкурс среди поставщиков. Победителем стала газоснабжающей компании “Нафтогаз Украины”.

По состоянию на конец 2020 г., ГК “Нафтогаз Украины” как ПОН поставляла газ 588 тыс. клиентам в различных регионах, страхуя их от прекращения газоснабжения из-за “недоработки” местных газовых компаний.

Объемы поставки ПОН в прошлом году достигли 84300000 куб. м. И в этих кубах газа ГК “Нафтогаз Украины” не зарабатывает. 0% маржи (наценки) – это наше предложение на правительственном конкурсе.

Да, мы – надежная компания со стабильным ресурсом. Поэтому нам по силам обеспечить газом населенные пункты, области, где исторический поставщик не смог этого сделать.

Вторая предпосылка – это резерв сомнительных долгов, связанный с дебиторской задолженностью. Если просто: это все неоплаченные счета за поставленный газ нашим клиентам.

В 2020 г. оплата счетов нашими коммерческими клиентами была на высоком уровне. 98% наших потребителей оплачивали счета за газ. И мы действительно гордимся этой цифрой и ответственностью наших клиентов.

Однако задолженность клиентов ПОН была, к сожалению, высока. Лишь 59% счетов поставщика “последней надежды” были оплачены. То есть, газ мы закупили, за его транспортировку заплатили, налоги заплатили, газ поставили в дома, клиенты его использовали, но наша компания деньги за газ от потребителей не получила.

Проблема оплаты счетов ПОН – особенно острая учитывая отсутствие в Украине так называемого датахаба – базы данных о бытовых потребителей, которая содержала информацию о бытовое потребление в разрезе ЭИС-кодов бытовых клиентов, а также реестр комбинации “ЭИС-код + ФИО + адрес объекта бытового потребителя”.

Ведь неуплата счетов клиентами ПОН очень часто связана с тем, что клиенты просто не получают счета, а потому не знают, как и куда оплатить.

В свою очередь ПОН не имеет возможности выставить счета клиентам из-за частых манипуляций на рынке: облгазы скрывают и манипулируют данными клиентов, отказываются передать ПОН информацию об адресатах и даже фамилии клиентов, газсбыты возвращают клиентов обратно в свой реестр без ведома и согласия самих потребителей и т. д.

Для примера – история Мелитополя. В октябре 2020 г. поставщик “последней надежды” (ПОН) от 1 до 3-х дней обеспечивал газом 73,5 тыс. жителей Мелитополя. По правилам работы газового рынка, счета за эти дни поставки голубого топлива клиентам имеет выставить ПОН.

Данные для формирования счетов, а именно EIC-код (индивидуальный газовый код объекта) и адрес, ПОН должен получить от местного облгаза ЧАО “Мелитопольгаз”, как того требует законодательство. В частности, в Кодексе ГТС указано, что данные о потребителе облгаз должен предоставить в течение 3-х суток с момента, как потребитель попал на поставки газа в ПОН.

Однако в нарушение требований Кодекса ГТС ЧАО “Мелитопольгаз” так и не предоставило информацию, необходимую для выставления счетов потребителям. И такие манипуляции не единичны. Поэтому, как результат: данные о клиентов нет, выставить счет ПОН не имеет возможности, без счета клиенты не платят за потребленный газ, поэтому ПОН превращается в держателя долгового портфеля.

Причина 2. Инвестиции

Мы называем ГК “Нафтогаз Украины” – “газовым стартапом”, ведь скорости роста клиентской базы нашей компании могут позавидовать ведущие компании не только Украины.

Кроме сверхстремительного увеличения количества клиентов, мы также реализуем, казалось бы, невозможные технические и операционные вещи для коммунальной сферы. Например:

– автоматизация процессов проверки права собственности для новых клиентов благодаря интеграции с государственными реестрами прав на недвижимое имущество;

– обмен данными в электронном формате с органами соцзащиты, что позволило получателям льгот и субсидий лично не посещать УСЗН, чтобы сообщить о смене поставщика или донести справки;

– развитие и поддержка личного кабинета и чат-бота компании; количество активных пользователей онлайн-ресурсов лишь подтверждает тот факт, что мы движемся в правильном направлении: по состоянию на конец мая 2021 уже более 650 000 клиентов зарегистрировались в личном кабинете, а 190 000 клиентов пользуются чат-ботом компании GASUA;

– мы успешно запустили мультиканальное коммуникации для эффективного информирования клиентов об изменениях на рынке и тарифы (E-mail, Viber, SMS).

То есть, как и любой стартап, мы активно инвестируем в наше развитие и наших клиентов. Однако мы рассматриваем инвестиции – не как часть наших расходов, а как возможность улучшить определенной степени открытый рынок газа, клиентский опыт и, в результате, иметь возможность стать эффективной компанией и работать в совершенных условиях.

Краткие выводы для тех, кто не любит читать длинные тексты:

  1. Означает новость об убытках ГК “Нафтогаз Украины”, что компания теряет надежность? Ответ: НЕТ!
  2. Означает новость, что в ГК “Нафтогаз Украины” не имеет достаточно средств, чтобы закупать газ? Ответ: НЕТ!
  3. Означает новость, что убытки ГК “Нафтогаз Украины” как-то повлияют на клиентов или цены на газ? Ответ: НЕТ!
  4. Означает новость, что кому-то очень выгодно преувеличивать информацию об убытках ГК “Нафтогаз Украины”, активно распространять информацию без контекста и манипулировать мнением клиентов? Ответ: ДА!

Что компания планирует делать дальше?

Во-первых, продолжит объяснять клиентам важность своевременной и полной оплаты счетов за потребленный газ.

Во-вторых, наращивать мощности и увеличивать клиентскую базу – для этого команда анализирует потребности клиентов, меняет подходы, совершенствует сервисы.

В-третьих, предлагать клиентам уникальные тарифные предложения, удобные варианты оплаты и цены – для этого компания, например, оптимизирует расходы на физические центры обслуживания, эффективно используя онлайн-сервисы и привлекая широкую сеть партнеров для подключения и консультирование клиентов.

Меньшие затраты – умеренная наценка – выгоднее цена конечного продукта для клиентов. И, в-четвертых, компания будет развивать и совершенствовать открытый рынок газа в стране: в этой плоскости, ну, очень много работы. Но планов и идей – еще больше. (Максим Рабинович, директор ООО “Газоснабжающая компания” Нафтогаз Украины “, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий