Небывалый рост цен на газ в Европе дает “Газпрому” мощные козыри для того, чтобы добиться ясности с вводом и условиями работы газопровода “Северный поток-2”.
Строительство почти завершено, но остается сложный вопрос регулирования, решение которого – в руках Германии и может быть во многом определено начинающимся 14 июля визитом канцлера Ангелы Меркель в США. Для “Газпрома” важно гарантировать себе доступ к 100% мощностей трубы и сделать это до октября, пока у власти остается немецкое правительство, давшее неформальные гарантии в ходе “великой сделки” по украинскому транзиту в 2019 г.
Августовский фьючерс на газ на ключевом европейском хабе TTF на прошлой неделе в моменте достигал 38,65 евро за МВт-ч, или $493 за 1 тыс. кубометров, – это самая высокая цена в истории европейского газового рынка. Она даже выше, чем в мае 2008 г., когда нефть Brent стоила более $140 за баррель. Спотовые цены в Европе иногда достигали и более высоких значений, но всплески были кратковременными и всегда объяснялись исключительными обстоятельствами – авариями на инфраструктуре или необычным похолоданием. Теперь ситуация иная, рынок не ждет скорого снижения цен: фьючерсы на TTF на все ближайшие месяцы поставки вплоть до марта 2022 г. торгуются выше $400 за 1 тыс. кубометров.
Стоимость газа выросла не только в Европе, но и во всем мире. Во-первых, из-за холодной зимы и жаркого лета, вызвавших рост спроса на электроэнергию, во-вторых – в силу определенных ограничений в цепочке поставок газа, связанных с пандемией. Европейский рынок, в отличие от азиатского, в последние как минимум десять лет не страдал от физической нехватки поставок. “Газпром” с избыточными мощностями по добыче и транспорту всегда был готов предоставить дополнительные объемы.
Но в этом году монополия сменила тактику, отказываясь бронировать дополнительные мощности транзита через Украину сверх предусмотренных контрактом 40 млрд. кубометров в год. Более того, 5 июля “Газпром” не стал участвовать в аукционе на мощности газопровода Ямал-Европа на следующий газовый год, объясняя, что сможет забронировать объемы позже на краткосрочной основе.
Позиция компании, по словам нескольких трейдеров, вызвала панику на рынке: 6 июля Ямал-Европа остановился на плановый ремонт (уже снова запущен), и участники рынка опасались, что “Газпром” для выполнения долгосрочных контрактов начнет покупать газ на хабах в Европе. Подобные слухи вкупе с ожиданием остановки на ремонт “Северного потока” 13 июля (продлится до 23 июля), по словам источников “Ъ”, способствовали разгону цен.
Время собирать трубы
Все собеседники “Ъ” как в газовой отрасли, так и в российском правительстве считают жесткий подход “Газпрома” попыткой надавить на Европу для ускорения ввода газопровода “Северный поток-2” (Nord Stream 2, NS2). Ближайшие несколько месяцев могут стать решающими в отношении того, как быстро труба может быть запущена и как будет регулироваться, то есть сколько газа “Газпром” на практике сможет по ней поставлять.
15 июля Суд ЕС должен опубликовать решение по апелляции Германии относительно возможности использования “Газпромом” более 50% газопровода Opal – продолжения “Северного потока” (NS1) по Германии до границы с Чехией. В августе завершится строительство NS2, говорил 12 июля исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг Handelsblatt, газопровод “должен заработать в этом году”.
Также 14-16 июля канцлер Германии Ангела Меркель, уже объявившая об уходе с поста, должна совершить визит в США, и центральной темой, как ожидается, будет урегулирование вопросов запуска NS2 с учетом американских санкций. Наконец, в конце сентября в Германии пройдут парламентские выборы, по итогам которых в стране появится новый канцлер, а также, возможно, иная расстановка сил в парламенте.
До сих пор Германия была главным адвокатом NS2 в ЕС и яростно защищала проект против беспрецедентного давления США при прежнем президенте Дональде Трампе. Некоторые собеседники “Ъ” полагают, что новые власти Германии, возможно, не будут готовы на существенные жертвы ради NS2. Кроме того, новые немецкие лидеры могут не считать себя связанными неформальными обязательствами, которые Германия дала России при заключении “великой сделки” по украинскому транзитному контракту в конце 2019 г. Этот фактор, по мнению собеседников “Ъ”, знакомых с позицией “Газпрома”, сильнее прочих стимулирует его решить все ключевые вопросы по проекту.
И наконец построили
Строительство NS2 в течение 2020 г. было фактически парализовано санкциями США. К концу 2019 г. газопровод проложили почти на 95%, но санкции заставили швейцарского подрядчика Allseas отказаться от завершения работ. Готовых собственных трубоукладочных судов у “Газпрома” тогда не было. В течение 2020 г. “Газпром” дооборудовал “Академик Черский”, но прокладку не возобновил: администрация Дональда Трампа демонстрировала готовность вводить все новые и новые санкции – вплоть до мер против европейских покупателей газа.
После смены власти в США ситуация улучшилась. Хотя подготовленные еще при Дональде Трампе поправки в Protecting Europe’s Energy Security Act (PEESA) были приняты уже при Джо Байдене, новая администрация в апреле ввела только часть санкций (непосредственно против трубоукладочных судов, участвующих в проекте), не приняв мер против оператора Nord Stream 2 AG и его менеджмента.
После этого “Газпром” быстро достроил первую нитку NS2, о чем президент Владимир Путин объявил 4 июня на ПМЭФ. Nord Stream 2 AG 11 июня сообщил, что начинает на ней пусконаладочные работы, которые займут “несколько месяцев”. Они должны прежде всего включать в себя проверку герметичности (гидроиспытания под давлением), а затем заполнение трубы газом. На практике, по оценкам источников “Ъ”, такие работы можно выполнить за восемь-десять недель. Сроки достройки второй нитки Владимир Путин тогда оценил в полтора-два месяца. Таким образом, в идеальном сценарии первая нитка может быть готова к эксплуатации к сентябрю, а вторая – в середине ноября.
Но прежде чем газопровод сможет заработать, он должен пройти техническую сертификацию, иначе немецкий регулятор Bundesnetzagentur не разрешит эксплуатацию. Это проблема, поскольку оказание сертификационных услуг прямо запрещено PEESA. По мнению Кати Яфимовой из OIES, существуют два варианта: либо США предоставят какой-либо европейской компании исключение (waiver), либо сертификацию проведет неизвестная пока российская компания. По исходному плану сертификацию должна была проводить норвежская DNV GL.
55 пишем, половина в уме
Главный стратегический вопрос: какой частью NS2 “Газпром” сможет в итоге пользоваться? Проектная мощность трубы – 55 млрд. кубометров в год. Однако из-за инспирированных противниками NS2 поправок в газовую директиву ЕС участок газопровода, который проходит в немецких территориальных водах, уже считается частью внутриевропейской газовой сети и должен следовать правилам Третьего энергопакета, среди которых – разделение видов деятельности. Это значит, что “Газпром”, будучи производителем газа и владельцем 100% NS2 через Nord Stream 2 AG, сможет воспользоваться не более чем половиной мощности газопровода. Остальные 50% должны быть оставлены для иных потенциальных поставщиков газа, которые в этой трубе физически не могут появиться.
Nord Stream 2 AG уже оспаривает как сами поправки, так и решение немецкого регулятора не давать компании исключение. По закону норма о разделении видов деятельности может не применяться к “старым” морским газопроводам, введенным до 23 мая 2019 г. Nord Stream 2 AG запросила о подобном исключении на том основании, что на эту дату NS2 уже был завершен в инвестиционном смысле: были получены разрешения и понесена большая часть вложений. Но Bundesnetzagentur не согласился. Nord Stream 2 AG подала жалобу в Высший земельный суд Дюссельдорфа, решение ожидается 25 августа. По мнению источников “Ъ”, шансы на успех крайне малы.
Поэтому оператор уже начал готовить запасной вариант, 11 июня направив регулятору заявку о сертификации в качестве независимого оператора (independent transmission operator, ITO). Это допускаемая законодательством ЕС форма разделения видов деятельности, распространенная в Германии. В рамках модели ITO “Газпром” сможет остаться владельцем Nord Stream 2 AG, но будет ряд ограничений. Тарифы согласовываются с регулятором, сотрудники монополии не могут работать и входить в органы управления оператора, все основные системы (IT, бухгалтерия и пр.) должны быть разделены, “Газпром” не должен оказывать никаких услуг оператору (только по согласованию с регулятором) и пр. По такой модели работает немецкий газотранспортный оператор Gascade, где у “Газпрома” 50%.
Сертификация Nord Stream 2 AG в качестве ITO позволит “Газпрому” использовать NS2 на 100%, но ее еще нужно пройти. По закону на процедуру отводится до десяти месяцев, причем от регулятора зависит, разрешит ли он эксплуатацию газопровода до завершения сертификации. Иными словами, может сложиться ситуация, в которой NS2 до февраля 2022 г. не сможет работать даже при полной технической готовности.
Более того, само успешное прохождение сертификации не гарантировано, поскольку Bundesnetzagentur обязан запросить позицию Еврокомиссии (ЕК). Хотя конечное решение за национальным регулятором, игнорирование ЕК даст ей повод оспорить итоги сертификации в суде. Сейчас в Суде ЕС уже рассматривается спор, в котором ЕК обвиняет Германию в недостаточно точной имплементации газовой директивы в национальное законодательство и слишком мягких требованиях к ITO. Вопрос сертификации крайне важен для NS2 и, вероятно, будет сопровождаться большими спорами, поскольку разница между заполнением на 50% и 100% принципиальна для судьбы украинского транзита.
Плавающий Opal
Другой важный фактор, который нужно принять во внимание при оценке пропускной способности NS2,- доступ “Газпрома” к газопроводу Opal. У NS1 два сухопутных продолжения по Германии – Nel в Нидерланды (20 млрд. кубометров) и Opal в Чехию (35 млрд. кубометров на входе и 25,7 млрд. кубометров на выходе). Так называемая транзитная мощность Opal в 25,7 млрд. кубометров подчиняется Третьему энергопакету, поэтому “Газпром” априори может претендовать только на 50%. После многих лет согласований в 2016 г. ЕК разрешила “Газпрому” участвовать в аукционах на еще 30% мощности (то есть всего он мог получить 80%, или 20,5 млрд. кубометров). Но Польша, к удивлению участников газовой отрасли и юристов, оспорила это решение ЕК в Суде ЕС, используя ссылку на принцип энергетической солидарности. Германия подала апелляцию, исход которой станет ясен 15 июля.
С сентября 2019 г. по решению Суда ЕС “Газпром” потерял доступ к 50% Opal, но смог сохранить полную загрузку NS1. Это произошло благодаря тому, что уже был построен и простаивал газопровод Eugal – сухопутное продолжение NS2 (из Северной Германии в Чехию). “Газпром” забронировал на долгосрочной основе 80% мощностей Eugal, или 44 млрд. кубометров в год, и может выкупить остальные 20% на краткосрочных аукционах. Теперь “Газпром” намерен запустить NS2, но в Eugal нет места для всех проектных объемов, поскольку сейчас часть газа идет туда из NS1.
“Цифры с потока”
Учитывая все эти факторы, есть три сценария загрузки NS1 и NS2. Даже в худшем случае, если “Газпром” сможет использовать только половину NS2 и половину Opal, коэффициент утилизации мощностей всей системы составит 75% – приемлемые цифры для отрасли, в которой утилизация свыше 70% считается неплохим долгосрочным показателем. Но “Газпром” после ввода NS2 получит 27,5 млрд. кубометров дополнительной мощности – слишком мало, чтобы отказаться от транзита через Украину. Базовый сценарий предполагает, что “Газпром” – хотя, возможно, не сразу – сможет использовать NS2 на 100%, тогда как Opal останется загруженным наполовину. Тогда уровень утилизации превысит 88%, а дополнительная мощность – 42 млрд. кубометров. При оптимистичном сценарии (Opal загружен на 80%) объем дополнительной мощности возрастает до 50 млрд. кубометров.
В этом году “Газпром” уже доказал, что с 40 млрд. кубометров мощностей транзита через Украину способен, хотя и не без труда, выполнять долгосрочные контракты даже при холодной зиме. Таким образом, при двух сценариях монополия сможет отказаться от украинского маршрута.
Это делает предстоящую сертификацию Nord Stream 2 AG как независимого оператора крайне политизированным процессом. WSJ и Bloomberg писали со ссылкой на источники, что США хотели бы ограничить мощность NS2 так, чтобы сохранить транзит через Украину, но Германия на это не соглашается. Альтернативным сценарием выглядит продление украинского транзитного контракта, который действует до конца 2024 г., уже сейчас.
“Думаю, Россия может согласиться на продление транзитного соглашения, но только после того, как NS2 пройдет все технические процедуры и регуляторные разрешения для начала полноценной работы, – заявила Катя Яфимова в подкасте для OIES.- Важно помнить, что ситуация очень отличается от 2019 года: тогда “Газпром” уже не имел доступа ни к украинским газотранспортным мощностям (так как контракт истекал), ни к NS2, который еще не был построен. И Германия четко дала понять, что NS2 может быть завершен только при сохранении транзита через Украину. Эти ключевые факторы привели к подписанию транзитного контракта. Сейчас “Газпром” имеет доступ к украинским мощностям до конца 2024 г., и, учитывая текущий баланс газа на рынке, если у него не будет возможности использовать NS2, это просто приведет к росту цен на газ в Европе”.
Холодная зима и высокие цены на СПГ в Азии оставили Европу этим летом, по сути, наедине с “Газпромом”. Даже не используя все возможности наращивания объемов экспорта, компания резко улучшит результаты. Так, по оценкам BofA Merrill Lynch, при средней цене экспорта в $240 за 1 тыс. кубометров выручка “Газпрома” в 2021 г. вырастет на 43%, до $129 млрд., скорректированная EBITDA – вдвое, до $40,84 млрд., чистая прибыль – в 13 раз, до $24,9 млрд., а свободный денежный поток – до $15,8 млрд. против отрицательного показателя за 2020 г. Больше компания зарабатывала (в долларах) только в “жирные” 2010-2013 гг.
Единственный существенный конкурент – СПГ, но этой зимой его, вероятно, можно не опасаться. В ближайший год рынок СПГ останется достаточно тесным, полагает глава подразделения СПГ ICIS Heren в Азии Роман Казьмин: “Значение имеет уже не столько объем предложения, сколько стоимость транспортировки – ставки фрахта на СПГ-танкеры на сентябрь-ноябрь превышают $150 тыс. в сутки, и зимой мы вполне можем увидеть более $200 тыс.”. Удорожание фрахта связано с удлинением среднего маршрута (многие грузы из США теперь идут вокруг Южной Америки или Африки из-за ограничений Панамского канала). Кроме того, танкеров в принципе не хватает, поскольку в 2020 г. в условиях пандемии их мало заказывали, полагает эксперт. При этом он ожидает в 2022 г. роста спроса в Азии. (Коммерсантъ/Энергетика Украины и мира)