Правительство готовит проект объединения двух крупных машиностроительных предприятий Харькова – “Турбоатома” и “Электротяжмаша” в составе нового АО “Украинские энергомашины”.

Фонд государственного имущества уже инициировал проведение внеочередного собрания акционеров “Турбоатома” 27 августа, где будет рассмотрен этот вопрос. Архитектором идеи считают влиятельного гендиректора “Турбоатома”, а заодно и депутата Харьковского облсовета Виктора Субботина.

Мотивы и контексты

Два завода часто работают в спайке, но к потенциальному объединению подходят в несколько разных кондициях. “Электротяжмаш” завяз в постоянных убытках и с трудом сводит концы с концами. “Турбоатому”, несмотря на все политические, экономические и пандемические риски, удается генерировать прибыль. За последние 10 лет он ни разу не закончил год в минусах. Казалось бы, зачем успешному предприятию брать на себя дополнительный балласт, который будет тянуть на дно? Но резоны и выгоды для “Турбоатома” в поглощении “Электротяжмаша” имеются. И сразу несколько.

Во-первых, под одной управленческой крышей теперь будет работать полный цикл “турбина + генератор”, что привлекательнее для клиентов и рентабельнее для производителя. Круг заказчиков у харьковских заводов примерно тот же. Но теперь они смогут заключать один договор вместо двух, проводить одну тендерную процедуру, рассчитывать на лучшую координацию по срокам и параметрам (если турбогенераторный агрегат будет производиться в рамках одной корпорации), и возможно, даже на некоторые ценовые послабления. Одним словом, все выгоды вертикальной интеграции на кону.

Во-вторых, процесс создания АО “Украинские энергомашины” в обозримой перспективе снимает вопрос приватизации, как “Турбоатома”, так и “Электротяжмаша”. Последний до сих пор еще живет в статусе госпредприятия, хотя решение о его акционировании уже принято. Кроме того, ФГИ предстоит утвердить оценщика для определения рыночной стоимости акций “Турбоатома”, изменить тип этого общества с публичного на частное, внести изменения в устав. А потом пройти все семь кругов бюрократии с учреждением “Украинских энергомашин”. Пожалуй, Виктору Субботину такая юридическая волынка только на руку. Пока она тянется, его директорские позиции остаются крепкими.

В-третьих, вхождение “Турбоатома” в состав “Украинских энергомашин” позволит вымыть из состава акционеров неудобных мелких миноритариев. Сейчас государству принадлежит 75,22% акций “Турбоатома”. Еще около 15% находится в управлении венчурного фонда “Седьмой”, повязываемого с украинско-российским бизнесменом Константином Григоришиным. Еще около 5% принадлежит кипрскому оффшору Biscone Ltd, аффилированному с российской компанией “Силовые машины”. На многих рынках она прямой конкурент “Турбоатома”. При обмене на акции “Украинских энергомашин” эти пакеты будут превращены в мизер.

В-четвертых, вполне ожидаемо все финансовые потоки “Электротяжмаша” вскоре будут переведены на харьковский “Мегабанк”, который сейчас полностью обслуживает “Турбоатом”. И главным акционером которого является все тот же Виктор Субботин. “Электротяжмаш” сейчас обслуживается в государственных банках. И у него даже в кризисном состоянии обороты серьезные: 882 млн. грн. доходов за 2020 г., а в предыдущие годы бывало и больше 1 млрд. грн.

В-пятых, это позволит без лишних нервов продолжить работу над одним из стратегических для “Турбоатома” проектов по масштабной модернизации украинских ГЭС, входящих в состав государственного холдинга “Укргидроэнерго”. Его стоимость – свыше 5,6 млрд. грн., а финансирование предоставили Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. В прошлом году около половины всей продукции, изготовленной “Турбоатомом”, уходило на нужды ГЭС. И это очень выручило харьковский завод, поскольку экспортные контракты из-за коронавируса подсели. Более того, сотрудничество с “Укргидроэнерго” обеспечит “Турбоатом” стабильной работой еще как минимум на 2-3 года. Но в начале 2021 г. этот контракт оказался на грани срыва. Ведь основным подрядчиком по нему у “Турбоатома” является как раз “Электротяжмаш”. Однако из-за нехватки оборотных средств он в первом квартале остановился и перестал делать нужные для модернизации ГЭС агрегаты. Уже тогда Виктор Субботин вызвался взять бедного партнера в концессию на 5 лет. Как видим, в итоге пришли к идее полноценного объединения двух предприятий.

Рынки близкие и далекие

Еще около 30% в нынешнем портфеле заказов “Турбоатома” занимает оборудование для украинских атомных электростанций. В частности, под нужды “Энергоатома” в Харькове выпускают конденсаторы, рабочие лопатки и другое оборудование для замены на действующих атомных блоках. А в перспективе “Турбоатом” очень рассчитывает на то, чтобы изготовить турбины для будущих 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Но в последнее время давнее сотрудничество расклеилось. В июле харьковский завод даже заявил, что начинает претензионно-исковую работу против “Энергоатома”, поскольку полюбовно договориться о проплатах за изготовленную для нужд АЭС продукцию не удалось. Согласно данным “Турбоатома”, по состоянию на 8 июля размер задолженности составлял 937 млн. грн., из которых 685 млн. грн. – это долг, который тянется уже второй год. Всего между предприятиями заключено контрактов почти на 3 млрд. грн., отгружено продукции на 2,2 млрд. грн. “Энергоатом” и раньше не отличался пунктуальностью расчетов, но в 2021-м дисциплина платежей упала совсем. За первое полугодие “Турбоатом” получил только 91 млн. грн. Причем, как отмечают на предприятии, предложение согласовать хотя бы график погашения долгов на период до первого квартала 2023 г. также не нашло отклика у “Энергоатома”.

Параллельно руководство “Турбоатома” обратилось к премьер-министру Денису Шмыгалю с просьбой посодействовать в решении этой долговой проблемы. На начало августа деньги все еще не нашлись. Зато правительство спустило “Турбоатому” более мягкие финансовые обязательства. Так, на заседании Кабмина 28 июля был утвержден финплан предприятия на текущий год, предусматривающий получение 340, 49 млн. грн. чистой прибыли (50% которой должно быть направлено на дивиденды). В прошлом году перед харьковским заводом план по прибыли стоял на уровне 522,2 млн. грн. Другое дело, что выполнен он был даже не наполовину. В 2020 г. “Турбоатом” получил 226,53 млн. грн. прибыли. Если и сейчас ему не удастся выполнить задачу – алиби уже есть: кризис неплатежей в украинской энергетике, ну и пандемия.

Как утверждают на “Турбоатоме”, программа участия предприятия в модернизации АЭС Украины на 2021-2025 гг. уже не будет выполнена в установленные сроки. Например, пришлось перенести сроки модернизации системы центрального теплоснабжения Южно-Украинской АЭС и изготовления конденсатора для блока №5 для Запорожской АЭС. А на этих поставках “Турбоатом” должен был заработать более 0,5 млрд. грн. Ожидаемый же договор на производство конденсатора для первого блока Запорожской АЭС вообще еще не подписан.

В докладной записке, подготовленной к заседанию Кабмина, Виктор Субботин наводит еще целый перечень потенциальных контрактов, которые были сорваны или отложены из-за пандемии. В частности, заводу не удалось провести переговоры относительно участия в реконструкции целого ряда объектов в Казахстане (Шульбинская ГЭС, Экибастузская ГРЭС, Аксукская ТЭС). Также представители “Турбоатома” не смогли пока обговорить возможности поставок техники для модернизации АЭС в Пакше (Венгрия) и Козлодуе (Болгария) и для первой АЭС, строящейся в Узбекистане. Хотя на предприятии надеются еще побороться на тендерах за эти заказы. Кроме того, свои тендерные предложения “Турбоатом” подготовил для модернизации энергетических объектов в Кении, Индии, Мексике. Стоит отметить, что у всех этих заказов длинный цикл реализации. Одни только тендерные и договорные процедуры могут тянуться до 3 лет, а выполнение самих работ – до 5-7 лет.

В среднесрочной перспективе и центральноазиатские, и индийский рынки могут быть стать весьма урожайными для “Турбоатома” (или теперь уже для “Украинских энергомашин”). Так, в Индии работает около 70 турбин на 200 мВт на тепловых станциях (преимущественно российского производства), установленных еще в прошлом веке. Сейчас сроки их службы подходят к концу и харьковские агрегаты способны их заместить. В постсоветских странах Центральной Азии “Турбоатом” наиболее успешно сотрудничает с Казахстаном. Но и в соседних республиках у него есть виды на потенциальные подряды. Как уже упоминалось, свою первую атомную электростанцию намерен построить Узбекистан. Строительство планируют начать в 2022 г. в Джизакской области. “Турбоатом” заинтересован в том, чтобы на новой АЭС стояли турбины К-1000 его марки. Правда, ключевым партнером узбекского правительства в этом проекте выступает “Росатом”. Киргизстану и Таджикистану украинские турбиностроители готовы предоставить оборудование для крупнейших в этих странах гидроэлектростанций – Уч-Курганской и Рогунской соответственно. Но при всех этих надеждах синицей в руке для харьковского предприятия еще долго будет оставаться украинский рынок сбыта. По оценкам Виктора Субботина, в ближайшие 10 лет объем внутренних заказов составит порядка 750 млн. долл. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий