На разработку H2-технологий для автомобилей, поездов, судов и самолетов правительство Германии выделило 290 млн. евро. При этом Берлин сочетает поддержку энергетических инноваций с программой развития регионов, передает DW.

Германия сделала новый важный шаг на пути к объявленной цели стать одним из мировых лидеров водородной экономики. Правительство ФРГ выделило 290 млн. евро на создание и финансирование до 2024 г. четырех инновационно-технологических центров (ITZ), которые займутся разработкой водородных технологий для транспортной сферы: легковых и грузовых автомобилей, поездов, речных и морских судов, самолетов.

“Эти центры будут учитывать различные потребности промышленности и сосредоточатся на разных задачах”, – пояснил министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ (BMVI) Андреас Шойер.

Бавария: “зеленый” водород для автотранспорта

Стремясь совместить решение задач как инновационной, так и региональной политики, министерство решило распределить бюджетные средства между Западной, Восточной, Северной и Южной Германией, направив средства преимущественно в средние и даже небольшие города.

Так, один из четырех центров, южный, разместится в городке Пфаффенхаузене, насчитывающим всего 5 тыс. жителей. Но именно сюда будет направлена львиная доля выделенных средств – до 100 млн. евро. Ведь именно в этой части Баварии к северо-востоку от Мюнхена в конце 2019 г. был дан старт проекту HyBayern, цель которого – создать модельный регион по производству и использованию “зеленого” водорода.

Для этого будет построена установка для получения H2 путем электролиза воды. Этот электролизер будет использовать “зеленую” электроэнергию действующих гидро- и солнечной электростанций. Полученным водородом будут снабжаться три запланированные в регионе заправочные станции. Они будут обслуживать те 140 водородных транспортных средств, которыми намечено оснастить в рамках проекта местные коммунальные и частные предприятия. Это около 30 автобусов, примерно столько же легковых автомобилей, несколько грузовиков и порядка 70 автопогрузчиков и тракторов.

Основной специализацией ITZ в Пфаффенхаузене станет разработка водородных решений для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Тем более, что отсюда менее ста километров до Мюнхена, где расположены штаб-квартиры и головные заводы автоконцерна BMW и производителя грузовиков и автобусов MAN (входит в концерн Traton, принадлежащий группе Volkswagen). Обе компании активно переходят сейчас на электромобили, но не исключают выпуск машин, работающих на водороде.

Дуйсбург: водородный центр для Рурской области

Другой специализацией баварского центра, указывает министерство, станет создание компонентов и технологий для самолетостроения, в том числе для легких летательных аппаратов. Ведь в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль.

На западе Германии новый центр разместится в Дуйсбурге. В этом городе на Рейне с полумиллионным населением находится крупнейший в Европе речной порт, так что одним из направлений научных и конструкторских работ станет обслуживание судоходства и, возможно, судостроения. Но здесь будут заниматься также поиском технологических решений для железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок, ведь рядом находятся Рурская область, один из основных промышленных регионов ФРГ, и город-миллионник Кельн – важнейший транспортный узел.

“Более 100 предприятий, научных учреждений и деловых объединений подтвердили свое намерение сотрудничать с центром в Дуйсбурге”, – сообщил премьер-министр федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (и кандидат в канцлеры ФРГ) Армин Лашет. В дополнение к 60 млн. евро федеральных субсидий земельное правительство поддержит первые шаги по созданию центра суммой в 1,6 млн. евро, а в перспективе (до 2025 г.) может выделить до 50 млн. евро.

Хемниц: водородные трамваи и локомотивы

На востоке страны, в федеральной земле Саксония на территории бывшей ГДР, водородный ITZ разместится в Хемнице (население: четверть миллиона человек) по соседству с Техническим университетом (TU Chemnitz) и двумя институтами прикладных исследований Общества имени Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft), один из которых, к примеру, работает в области станкостроения.

Саксонский центр тоже получит из Берлина 60 млн. евро, а его специализацией станет, в частности, железнодорожный транспорт – локомотивы и трамваи, а также грузовики, строительные и сельскохозяйственные машины.

Гамбург: водородные решения для судоходства и авиации

Четвертый, северный центр станет скорее кластером, поскольку он разместится не в одном, а сразу в трех точках: в Гамбурге (1,8 млн. человек), Бремене/Бремерхафене (570 тыс./114 тыс.) и Штаде (48 тыс.). Вполне естественно, что здесь, в этих ганзейских портовых городах на берегу Северного моря, одним из основных направлений предстоящих исследований станет морское судоходство.

Однако в этом регионе сосредоточены также предприятия немецкой аэрокосмической отрасли, принадлежащие, в частности, европейскому концерну Airbus. Поэтому другой специализацией северного кластера станет авиастроение.

“На воде, при грузовых перевозках на суше и в авиации водород может заменить ископаемые энергоносители и тем самым сделать логистику более щадящей для климата”, – заявил первый бургомистр Гамбурга Петер Ченчер. В то же время он выразил уверенность, что научными разработками нового центра наверняка смогут воспользоваться не только крупные компании: “Он поддержит водородные проекты стартапов, а также малых и средних предприятий”.

В марте 2021 г. Volkswagen Group отказалась от разработки водородных электромобилей. Генеральный директор группы Герберт Дис заявил, что водородные технологии слишком дороги и неэффективны в применении к легковым автомобилям. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий