К облгазам имеют претензии многие украинцы – от обывателя до министра.

Украинцы имеют большие претензии к газоснабжающим компаниям – так называемым облгазам, которые нередко злоупотребляют своим монопольным положением. Не так давно “Харьковгаз” фактически оставил без газоснабжения целое село под Харьковом, а “Киевоблгаз Сбыт” насчитал министру энергетики Герману Галущенко несколько десятков тысяч грн. долга, с которым глава Минэнерго категорически не согласен. При этом около 70% газового рынка страны, как и прежде, находится под контролем олигарха Дмитрия Фирташа, несмотря на введенные против него санкции. “Апостроф” разбирался, как украинцам противостоять “газовому” произволу.

Министр энергетики Украины Герман Галущенко имеет долги за газ. Нет, это не первоапрельская шутка – речь идет о судебном решении в споре главы Минэнерго с компанией “Киевоблгаз Сбыт”.

Если коротко, то Галущенко считает, что газовый счетчик в его доме завышает показатели потребления топлива, в связи с чем он перестал за него платить. Поставщик отключил газоснабжение, однако, судя по материалам судебного разбирательства, оно было восстановлено несанкционированным образом. Галущенко подал в суд на “Киевоблгаз Сбыт”, потребовав аннулировать начисленную ему задолженность, но проиграл дело. В результате ему выставили счет на 76 тыс. грн. Министр не собирается сдаваться и уже подал апелляцию на решение суда первой инстанции.

Мы не намерены выяснять, кто в данной истории прав, а кто виноват, – этим должны заниматься судебные органы.

Однако здесь, помимо самого курьезного факта наличия долгов министра энергетики за газ, интересно другое. Дело в том, что с необоснованными газовыми тарифами, накрутками показателей на счетчике и прочими “сюрпризами” сталкиваются многие потребители. И, даже если министр проигрывает дело облгазу, то на что может надеяться простой украинец?

Показательно, что упомянутая в связи с судебным делом Германа Галущенко компания “Киевоблгаз Сбыт” находится под контролем олигарха Дмитрия Фирташа, который, несмотря на введенные против него санкции в Украине и вынужденную эмиграцию, продолжает контролировать порядка 70% всего внутреннего газового рынка страны.

В 2020 году в Украине заработал рынок газа для населения, и это значит, что потребители стали вольны выбирать себе поставщика топлива, ориентируясь на условия, прежде всего, ценовые, которые те или иные компании им предлагают. Однако по факту монополия облгазов, подконтрольных Дмитрию Фирташу, в целом сохраняется.

Строго говоря, потребители покупают газ у газсбытов, а так называемые облгазы обеспечивают распределение и доставку топлива. Именно поэтому у украинцев с недавнего времени в квитанциях присутствуют два соответствующих платежа. Связано это также с изменениями на рынке газа, согласно которым одна и та же компания не может одновременно заниматься поставками топлива и его распределением.

Но в реальности все обстоит несколько иначе. Дело в том, что облгазы, которые раньше поставляли потребителям газ, во исполнение законодательства о газовом рынке, создали формально обособленные компании – те самые газсбыты. Но, поскольку газсбыты аффилированы с облгазами, последние, а, точнее, их собственники, сохранили за собой украинский газовый рынок. А он, напомним, в значительной степени находится под контролем олигарха Фирташа.

Кстати, если с введением рынка украинцы имеют возможность выбирать поставщика газа, хоть это и не всегда оказывается возможным, то компанию-распределителя – то есть облгаз – сменить нельзя, так как облгазы контролируют трубы, которые одни для всех.

И именно облгазы, пользуясь своим монопольным положением, собираются уже в ближайшее время поднять свои тарифы в несколько раз.

Государство против облгазов Фирташа

С газовой монополией облгазов пытаются бороться уже не первый год.

“Им надо вжарить по первое число, потому что монополисты уже сели на голову и свесили ноги”, – эта фраза, датируемая далеким уже 2018 г., принадлежит экс-премьеру Украины Владимиру Гройсману.

Самую настоящую войну облгазам объявила госкомпания НАК “Нафтогаз Украины”. И в данном случае фамилия руководителя энергохолдинга непринципиальна. “Облгазы фирташевской группы РГК продолжают нагло и цинично обворовывать своих клиентов – бытовых потребителей. Частные компании полностью игнорируют решение НКРЭКУ, регулирующей их деятельность. Как результат, украинцы снова получили платежки с “газовыми коэффициентами”, – заявляли в НАК в апреле 2019 года.

А в марте 2021 года, незадолго до своего увольнения с поста главы “Нафтогаза”, Андрей Коболев заявил, что регулятор (НКРЭКУ) и Антимонопольный комитет должны разобраться, почему реального разделения облгазов и газсбытов так и не произошло.

Коболев рассказал о некоторых, наиболее распространенных злоупотреблениях, которые совершают облгазы и подчиненные им газсбыты, но украинцы прекрасно знают о них и по собственному опыту.

Достаточно типичной схемой облгазов является начисление потребителям газа по завышенным нормам, после чего выставляются счета по долгам за фактически не потребленное топливо. Добиться перерасчета в таких случаях, в принципе, можно, но далеко не все замечают такие махинации, да и заниматься бесконечными спорами с газовиками не у всех есть силы и время.

Есть и другие способы “честного” отъема денег у граждан. Например, в многоквартирном доме прекращается газоснабжение под предлогом обнаружения аварийной ситуации. Облгаз информирует жильцов о том, что возобновление поставок газа возможно только после проведения ремонтно-технических работ. За которые нужно заплатить. Такие действия незаконны, но у людей просто нет выбора – даже если подать жалобу и добиться справедливости, на решение вопроса уйдут месяцы, а газ нужен уже сегодня.

Вопиющий случай произошел в начале октября этого года в Харьковской области. Компания “Харьковгаз” (кстати, подконтрольная Дмитрию Фирташу) под предлогом проведения ремонта отключила газ целому селу Благодатное. Для того, чтобы вернуть газоснабжение, от всех жителей населенного пункта потребовали подписать с компанией дополнительное соглашение на предоставление услуги по обслуживанию внутридомовых систем. Ситуацией заинтересовалась СБУ, и в данном конкретном случае, возможно, виновных накажут, но вряд ли это прекратит другие злоупотребления газопоставляющих монополистов.

Без контроля

Но есть ли управа на недобросовестные облгазы?

К сожалению, в определенной степени проблемы возникают из-за самих потребителей.

Как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип, у отечественного потребителя сегодня нет технических сложностей для смены поставщика газа, однако очень многие до сих пор об этом просто не знают.

“Согласно данным нашего опроса от 18 октября, 59% респондентов ответили, что вообще не знают, как происходит замена поставщика. При этом только 20% хорошо об этом осведомлены, а 18% – что-то об этом слышали”, – рассказал он.

Также, добавил он, в ситуации, когда “Нафтогаз” всем газоснабжающим компаниям продает газ плюс-минус по одинаковой цене, для потребителей нет особого смысла менять поставщика.

“Если бы у нас на рынке была полноценная конкуренция, этот процесс шел бы живее. В связи с этим, я думаю, что это – вопрос времени, потому что невозможно мгновенно запустить ритейл газа”, – сказал Прокип.

С облгазами ситуация сложнее, потому как, напомним, сменить их потребители не могут: “Поэтому здесь ключевой вопрос – чтобы контролирующие органы в лице Антимонопольного комитета и НКРЭКУ следили за соблюдением законодательства участниками рынка”.

Судя по тому, что злоупотребления в этой сфере не прекращаются и, можно сказать, носят системный характер, вряд ли надлежащие меры были приняты.

Санкции есть – толку нет

А как обстоит дело с монополией на рынке газа?

Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что проблемой является не сама монополия.

“Проблема может состоять в злоупотреблении рыночной властью отдельными предприятиями”, – заявил он в комментарии изданию.

Эксперт напомнил, что газопроводы, согласно законодательству, должны находиться в собственности государства: “Вопрос заключается в том, кто и на каком основании передавал их в управление (облгазам). Это вопрос, который задавался неоднократно, и даже поднимался на СНБО. Но его поднимали-поднимали, а потом спрыгнули с него. И я до сих пор не понимаю, почему не дали ходу всем этим исследованиям и расследованиям”.

Кроме того, отметил Рябцев, любая компания будет играть по тем правилам игры, которые утвердила власть. И, если эта власть утверждает, что компании Дмитрия Фирташа что-то нарушают, то против него нужно ввести соответствующие санкции.

Самое поразительное, что в июне 2021 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) ввел санкции против олигарха, однако они не мешают ему, как и прежде, контролировать рынок газа Украины.

“Как же эти санкции вводились, что он до сих под владеет облгазами?”, – иронизирует Геннадий Рябцев.

Вопрос остается открытым, и пока на него не будет дан внятный ответ, мы и дальше рискуем в любой момент стать жертвами произвола газового монополиста, и от этого не застрахован ни простой обыватель, ни даже министр. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий