Сегодня “Оператор газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ) выглядит как двуликий Янус, ведь занимается и физическим, и коммерческим балансировкой рынка газа.

И если до сих пор по поводу физической балансировки каких-либо сомнений в возможностях оператора не возникает, то по поводу функции коммерческой балансировки есть множество серьезных вопросов, ведь оператор ГТС получает сверхприбыли за услуги балансировки, которые не предоставляет.

По итогам 2020 г. оператор ГТС получил 4 млрд. грн. за урегулирование небалансов на рынке газа, прогнозы в этом году – более 10 млрд. грн.

Поскольку балансировку оплачивают поставщики, которые закладывают эту плату в договоры с потребителями, то сегодня (в условиях рекордных цен на газ в мире и в Украине) такие дополнительные суммы выглядят как банальный грабеж.

Уже более двух лет после проведенного анбандлинга НАК “Нефтегаз Украины”, когда было отделено из системы оператора ГТС, поставщики газа на различных мероприятиях с участием чиновников поднимают тему неурегулированности вопросов балансировки на газовом рынке.

Компании стучат во все возможные двери, которые пока для них остаются закрытыми. Участники газового рынка Украины заявляют, что регулярно терпят убытки из-за необоснованно высокой стоимости услуг балансировки оператора ГТС, в то время как реальные услуги не предоставляются. Рассмотрим, как формируется стоимость услуг.

Вся суть в деталях

Плата за балансировку, положительные и отрицательные небалансы, алгоритм их расчета прописаны в Кодексе ГТС и Законе “О рынке природного газа”.

Небаланс – разница между объемом газа, который представил заказчик услуг транспортировки на точке входа и объемом, отобранным из ГТС.

Проще говоря – разница между заказанными потребителями и оператором ГТС на IT-платформе заявки на ежедневную поставку потребителям, преимущественно промышленным, а тот, в свою очередь, распределяет потоки газа в соответствии с заявками (номинациями).

И если потребитель не потребил выделенный ему объем газа в газовом времени (например, остановил завод на ремонт, изменилась температура и т. п.), у поставщика образуется избыток газа (положительный небаланс), остающийся в газотранспортной системе и в принудительном порядке выкупается оператором ГТС по заниженной цене.

Если же потребитель использовал больше газа, чем заявил его поставщик (создан отрицательный небаланс), оператор ГТС также в принудительном порядке продает поставщику нужный ему объем (вы правильно догадались!) значительно выше, чем на рынке.

Каждый случай небаланса поставщика учитывается, в конечном счете, за небаланс, выставляемый оператором ГТС поставщику после газового месяца. Это и есть суть положительных/отрицательных балансов.

Для завершения картинки информация о небалансах поставщика недоступна онлайн! И как бы поставщик ни пытался свести свои небалансы к нулю, это просто невозможно, ведь фактические данные по потреблению большинства потребителей появляются на платформе оператора ГТС спустя всего 9 дней после окончания месяца поставки!

Закон “О рынке природного газа” и Кодексом газотранспортной системы предусматривает, что оператор ГТС выполняет функции балансировки автоматически, а плата за коммерческую балансировку не должна быть статьей прибыли ОГТСУ.

Однако на практике мы наблюдаем сегодня другую картину. Поскольку цена газа для балансировки определяется не на рыночных условиях, то есть ОГТСУ не закупает газ на украинской бирже, на рынке существует парадокс цен.

Цена продажи поставщиками положительных небалансов ОГТСУ крайне низкая, а цена покупки отрицательных небалансов – значительно завышенной.

До 1 ноября этого года разница между покупкой и продажей газа в отдельные дни достигала более 50%, а в абсолютных цифрах более 20 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м!

Хотя декларируется, что на балансировке ОГТСУ ничего не зарабатывает, а мы видим, что есть колоссальная разница цен. Почему это так? Ответ прост!

До сегодняшнего дня ОГТСУ не осуществляет закупки газа для балансировки на украинской бирже, вместо этого, начиная с 19 января 2021 г., услуги балансировки для ОГТСУ де-факто предоставляет “Нафтогаз Украины” после проведенного тендера на Prozorro, который он и выиграл.

Заключенный договор предусматривает, что в случае профицита газа в газотранспортной системе ОГТСУ продаст излишек “Нафтогаза” по цене, которая будет равна цене европейского хаба на текущую дату.

В случае дефицита ОГТСУ купит газ у “Нафтогаза” по цене (внимание!) плюс 1 918,26 грн. с НДС в каждой тысяче куб.м. к цене европейского хаба! Неплохая гарантированная маржа, не правда ли?! Еще один парадокс: часто государственная компания продает газ дешевле, чем покупает.

Что же мы имеем в конечном счете? Теперь каждый из участников рынка должен учитывать и маржу “Нефтегаза” в своих договорах (!), а вопрос: почему Оператор ГТС не выполняет Закон Украины №3176 “О публичных закупках” по закупке природного газа” на “Украинской Энергетической Бирже”, подписанный Президентом еще в начале года – становится риторическим.

Наказание поставщиков НКРЭКУ и исправление ошибки через год

Если брать финансовые результаты, то расходы на балансировку у поставщиков значительно выросли по итогам 2020 г., и вот в чем нюанс.

Кроме значительной разницы между покупкой и продажей газа, о которой мы упоминали выше, необоснованно высокая стоимость услуг балансировки оператора ГТС включает также высокие штрафы за небалансы для участников рынка.

НКРЭКУ 26 августа 2020 г., именно по инициативе ОГТСУ, приняло изменения в Кодекс ГТС по усилению штрафов для участников рынка за небалансы, с которыми они категорически не согласились.

Изменения, внесенные Регулятором в Кодекс ГТС, касались уменьшения толеранса (размер допустимого отклонения небалансов) для поставщиков с 10% до 3%; для операторов ГРМ (облгазов) с 15% до 7,5% и увеличение расходов на балансировку участников рынка с 10 до 20%, начиная с 5% отклонения.

В результате этих изменений уровень доходности Оператора ГТС вырос с 20 до стабильных минимум 40%, а в некоторые дни – более 50%! В этой ситуации наиболее интересным было то, что, внеся изменения в Кодекс ГТС, НКРЭКУ по инициативе ОГТСУ еще и дополнительно наказало поставщиков за небалансы, которые 100% оплачивались и за которые ОГТСУ получает прибыль.

А вот вопрос тех небалансов, которые формируют безнадежную задолженность, почему-то совсем не интересует ни ОГТСУ, ни НКРЭКУ. Вопрос не решен до сих пор. Сумма такой безнадежной задолженности “Укртрансгаза” (родной оператор ГТС) составляет 44 млрд. грн. Сумма безнадежной задолженности ОГТСУ – более 10 млрд. грн.

Больше года понадобилось НКРЭКУ, чтобы исправить свою ошибку. 29 октября 2021 г. Регулятор принял постановление об уменьшении штрафов с 20% до 10% при небалансах от 5% (для поставщиков) и от 15% (для операторов ГРМ).

Еще раз подчеркну, что эти инициативы Регулятора совместно с Оператором ГТС больше года оплачивали потребители!

Что дальше? Поиск равновесия?

На днях государственный Оператор газотранспортной системы Украины объявил тендер на закупку услуги балансировки на 400 млн. куб. м природного газа.

Ожидаемая стоимость вышеупомянутых 400 млн. кубов, которые планируется закупить до конца текущего года, составляет 12,464 млрд. грн., однако эта цена не имеет ничего общего со стоимостью самого газа.

Условия договора о закупке снова содержат ценовой сюрприз для поставщиков и потребителей! Похоже, что скандальные две цены, применяемые для расчета платы за небалансы, никуда не денутся.

Более того, как и в предыдущем договоре балансировки, предполагается, что цена будет увеличена на маржу трейдера, если ОГТСУ будет покупать газ, но при продаже газа ОГТСУ цену хабу дополнительно снизят на величину 20% от маржи трейдера!

При этом оператор ГТС предлагает определять цену газа при балансировке на уровне немецкого хаба Trading Hub Europe (THE), который заработал с 1 октября в результате объединения Gaspool и NCG.

Вместе с тем новинкой является то, что маржу трейдера решит тендер. Пока из формулы следует, что речь может идти о чрезвычайно привлекательных надбавках, которые другие участники рынка не могли представить в самых смелых желаниях.

В свете этих событий мы возвращаемся к главному тезису о том, что сегодня вместо выполнения первостепенных функций, согласно Кодексу ГТС, обеспечения надежного функционирования газотранспортной системы и принятия всех мер, необходимых для этого, ОГТСУ продолжает утверждаться в роли самого успешного трейдера газа.

Поэтому наконец, из-за того, что вопрос суточной балансировки на рынке газа в Украине все еще не решен цивилизованным способом, это не дает оснований назвать рынок газа в Украине полноценным ликвидным и работающим по европейским нормам и стандартам.

Участники рынка еще раз будут публично собираться для свидетельства наличия проблем, которые по непонятным причинам “заморожены”. И еще нужно помнить, что новый рынок газа создавался ради потребителя, который сейчас в чрезвычайных условиях рост цены на газ платит дополнительно за неурегулированные вопросы между участниками рынка. (Андрей Мизовец, президент Ассоциации “Газовые трейдеры Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий