1 января 2022 г. исполнится 2,5 года “новому” рынку электроэнергии в Украине. Чего он достиг в своем развитии в уходящем 2021 г., а в чем деградировал?
Своим видением главных вех этого года для электроэнергетики поделился Владимир Крупко, СЕО Группы поставщиков энергоресурсов Tolk.
Авторский блог отображает исключительно точку зрения его автора. Редакция Kosatka.Media может не разделять мнение автора.
Продажа основного объема производства “Энергоатома” на первое полугодие “в одни руки”
21 декабря 2020 г. на Украинской энергетической бирже состоялись торги, в результате которых один из победителей (в торгах было всего 9 победителей, 8 из которых приобрели мелкие лоты) получил основной свободный объем производства НАЭК “Энергоатом” с 1 января по 30 июня 2021 г. (объем, который оставался у госкомпании после выполнения ею своих обязательств в рамках механизма ПСО, для коммерческой реализации).
На этих торгах было реализовано 13 млрд. кВт-ч электроэнергии (3000 МВт-ч базовой нагрузки), что составляет 10% всего годового объема производства электроэнергии в стране, по основной цене продажи в 1,15 грн./кВт-ч.
Торги тяжело назвать демократическими, но они определили раскладку сил на оптовом рынке электроэнергии на все первое полугодие 2021 г.
Критическое падение цены электроэнергии на рынке РСВ в мае
Классическая “торговля воздухом”, когда на рынке “на сутки вперед” трейдер продает несуществующий у него объем электроэнергии, а затем докупает его по более низкой цене на внутрисуточном рынке, сыграла злую шутку с поставщиками и потребителями, которые попытались начать работать по европейским правилам и зафиксировали свои тарифы.
Самое низкое ценовое значение, которое показал рынок, было 23 мая 2021 г. на уровне 409,82 грн./МВт-ч.
Решение Регулятора о поднятии Price caps в торговых зонах ОЭС и БуОс
Согласно нашему классическому принципу “авось”, в июле все внезапно вспомнили, что после лета неизбежно приходит осень, а там и холодная зима. Тем временем Китай скупает все мировые запасы угля, цена на уголь в мире растет, а остатки запасов на складах украинских угольных генераций, наоборот, тают…
И в июле, с целью спасения угольной генерации и поиска источника средств на закупку дорогого угля, на сайте НКРЭКУ появляется проект решения о поднятии Price caps в торговой зоне Объединенной энергетической системы Украины (ОЭС) в полтора раза.
Но “аргументы” группы ДТЭК, видимо, оказались весомее, и 30 июля Регулятор внезапно принимает решение о поднятии Price caps на 100% с 1 августа 2021 г.!
Представьте, что Вы все время заправляете свой автомобиль по 30 грн. за литр, а однажды утром, приехав на свою любимую заправку, видите там цену 60 грн./литр?!?
Или Вы, простой ФОП в районном центре Украины, каждый день возвращаясь домой, покупаете своей семье продуктовый набор за 100 грн. И вот очередным вечером Вы заходите в свой любимый магазин со 100 гривнями в кармане, а продавец Вам озвучивает: “С Вас 200 грн.”!
Я полагаю, что эти примеры более чем наглядны, чтобы понять, что пережили участники рынка. В выигрыше остались только генерации. Остальные же игроки сильно пострадали. Потребители получили вдвое большие по сумме счета за электроэнергию. Поставщики же либо получили огромные убытки по поставкам с фиксированной ценой, которые были проведены в рамках тендерной процедуры закупки еще в начале года (а это в основном социальная инфраструктура: школы, садики, поликлиники, водоканалы и т.д.), либо начали отказываться от своих клиентов, разрывая в одностороннем порядке договора и фактически “выбрасывая” потребителя на поставщика последней надежды, цена на электроэнергию которого еще выше рынка.
В условиях рынка недопустимо принятие Регулятором решений, следствием которых является одномоментное увеличение цены на электроэнергию в два раза. Такие решения должны приниматься ступенчато, с увеличением цены не более, чем на 25% в месяц, чтобы дать возможность участникам рынка адаптироваться к новым условиям.
Торговая зона Бурштынского острова получила свои Price caps, увеличенные в полтора раза, 8 октября.
Запуск нового финансового механизма ПСО с 1 октября 2021 г.
Безусловно важным для рынка событием года стал запуск новой финансовой модели ПСО, так как выполнение спецобязательств затрагивает практически 30% всего рынка электроэнергии Украины.
Правительство должно было представить новую финансовую модель еще 1 апреля, но постоянные кадровые перетасовки в Министерстве энергетики сдвинули эту дату на 1 октября.
Вывод по результатам работы этой модели за 3 месяца: модель неидеальна, поставщики универсальной услуги (ПУУ) все также терпят кассовые разрывы, которые увеличились вместе со стоимостью электроэнергии на рынке.
Эти разрывы возможно сократить, приведя в соответствие сроки расчетов населения перед ПУУ со сроками расчета поставщиков универсальной услуги перед операторами систем распределения (ОСР) за услуги распределения (для справки: население платит по постоплате, а ПУУ обязаны рассчитаться перед ОСРами по предоплате).
Но в целом модель имеет право на жизнь, как переходной этап от государственного регулирования цены для населения к полностью либерализированному розничному рынку электроэнергии в Украине.
Были еще скандальные “зеленые торги” Гарантированного Покупателя на Украинской энергетической бирже в июле; возобновление импорта электроэнергии со стороны Белоруссии в ноябре; продажа “Энергоатомом” дочке-трейдеру Украинской железной дороги громадного объема в 5 млрд. кВт-ч по суперльготной цене в 1,105 грн./кВт-ч (в два раза ниже рыночного индикатива на момент торгов и в три раза ниже рыночного индикатива на сегодняшний день), и другие.
Но все они не имели или не имеют глобального влияния на весь рынок электроэнергии Украины, поэтому и не рассматривались здесь подробно.
Основное событие года, оказавшее глобальное влияние на рынок – безусловно, увеличение Регулятором Price сaps в два раза в торговой зоне ОЭС с 1 августа и в полтора раза в торговой зоне БуОс с 8 октября текущего года.
Основной позитив года – рынок эволюционно становится более прозрачным.
Если сравнить ситуацию по состоянию на 1 января 2021 г. и 2022 г., мы увидим намного более прозрачные правила игры. Рынок становится более открытым, значительно уменьшилось либо нивелировалось влияние определенных групп на “Энергоатом” и “Центрэнерго”.
Теперь, видя любые торги на Украинской энергетической бирже, трейдер осознанно идет в них участвовать, не переживая, что результат торгов определен наперед.
Основной негатив года – увеличилось административное влияние государства на рынок. Появилась политика вседозволенности действий, под предлогом “защиты интересов государства”.
Основное негативное следствие такой политики – одностороннее невыполнение своих договорных обязательств со стороны государственных “Энергоатома” и “Центрэнерго”. Когда последние посчитали, что трейдеры получают слишком большую маржу по заключенным с ними контрактами, и просто в одностороннем порядке урезали объемы поставок по своим же договорам. Это очень сильно подорвало веру поставщиков, а значит и потребителей, в скорейший переход на длинные контракты с фиксированными тарифами.
Длинные контракты (от 12 месяцев) – это основа основ здорового рынка электроэнергии, так как они обеспечивают стабильную работы всей цепочки “потребитель – поставщик – генерация – собственник энергоресурса”.
Правительству необходимо прекратить эту практику односторонних действий и больше прислушиваться к мнению участников рынка.
Что принесет нам 2022 г.
2022-й в ценовом отношении ожидается более стабильным годом. Все участники рынка вынесли много уроков из уходящего года, и в 2022 будут вести себя консервативно, стараясь скорее нивелировать убытки, чем заработать мнимую сверхприбыль. Стабилизация цены на газ в Европе с мая 2022 г. также будет играть положительную роль в стабилизации ситуации с ценами на рынке электроэнергии.
Новая модель финансового ПСО, вероятнее всего, будет продлена с 1 мая до 31 декабря 2022 г.
Прогноз средневзвешенной цены на 2022 г. на базовую нагрузку на оптовом рынке электроэнергии – 2 250 грн./МВт-ч. (Владимир Крупко, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)