По итогам 2021 г. объем рынка моторных топлив – автобензинов, дизельного топлива, сжиженного газа – вырос на 6% и составил 12,22 млн. т. Это является абсолютным рекордом за всю историю наблюдений. Об этом свидетельствуют результаты исследования Консалтинговой группы “А-95”.
В “А-95” рост рынка связывают с экономической активностью и детенизацией.
Баланс рынков дизтоплива и автобензинов увеличился на 7% до 7,97 млн. т и 2,29 млн. т соответственно.
Рынок сжиженного газа (СУГ) в 2021 г. впервые за последние 8 лет продемонстрировал отрицательную динамику. По итогу года объем рынка сократился на 1%, до 1,96 млн. т.
В структуре поставок дизтоплива доля импорта выросла до 86%, а украинских НПЗ – снизилась до 14%. В 2020 году это соотношение составляло 84 и 16%.
Самым ощутимым изменением в структуре снабжения стало уменьшение доли российского дизтоплива с 35% до 25% (2,05 млн. т против 2,61 млн. т в 2020 г.). Это, прежде всего, связано с прекращением прокачек по нефтепродуктопроводу “ПрикарпатЗападтранс”.
Из Беларуси было ввезено на 30% дизтоплива больше – 2,89 млн. т. Это позволило ей занять 36% рынка, или на 6% больше, чем в 2020 г.
Рекордный объем – 1,2 млн. т, или в полтора раза больше, чем в 2020-м, зашел в Украину по морю.
Доля импортных бензинов на украинском рынке составила 56%, или 1,28 млн. т.
Белорусские НПЗ нарастили отгрузки на 17%, до 1 млн. т, тем самым сохранив свою долю в импорте бензинов на прошлогоднем уровне – 78%. Польский концерн Orlen за год увеличил поставки на 11%, до 262,2 тыс. т.
Внутреннее производство бензинов за прошлый год показало 3%-ое падение и составило 1,01 млн. т, что вызвано неполадками на НПЗ “Укртатнафта” осенью 2021 г. (завод произвел 0,88 млн. т бензинов).
На рынке автогаза доля импорта составила 79%, внутреннего производства – 21%.
Прямые поставки сжиженного газа из РФ упали на 16%, до 607 тыс. т, а его доля на рынке снизилась с 36% до 30%. На 16% сократила поставки и Беларусь – до 289 тыс. т.
Ощутимо вырос объем поставок из Казахстана – на 18% до 297 тыс. т.
“Увеличение поставок стало результатом не только растущей экономической активности, особенно в аграрном секторе и дорожном строительстве, но и комплексных усилий по борьбе с нелегальным рынком. Часть объемов удалось вывести из “тени”, но этот сектор, особенно касаемо бензинов, все еще составляет до 20% рынка”, – отметил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)