Как решить проблему нехватки угля на электростанциях в условиях, когда у производителей нет оборотных средств для пополнения запасов сырья?
Рекордные цены на уголь и природный газ, обновляющие десятилетние максимумы, привели к существенному росту стоимости электроэнергии в Украине.
Цена на электроэнергию на рынке “на сутки вперед” в Объединенной энергетической системе Украины в январе 2022 г. поднималась до 4000 грн./МВт-ч (а декабрьский “антирекорд” достигал почти 5000 грн./МВт-ч).
Из-за высокой стоимости электроэнергии приостанавливают свою работу производства, которые имеют значительную долю электричества в себестоимости продукции.
Под угрозой оказались услуги, предоставляемые местными общинами, а именно: наружное освещение городов, пассажирские перевозки электротранспортом, централизованное водоснабжение, услуги образования и здравоохранения.
Структура электрогенерации в Украине такова, что даже если, как сейчас, работают все 15 энергоблоков АЭС, для балансировки суточных пиковых нагрузок необходима работа станций, которые могут оперативно запускать-останавливать блоки.
Таковы, в частности, ТЭС (их доля в покрытии нагрузки в январе составила 30,9%) и ТЭЦ (7,5%).
Однако имеем ситуацию, что на складах ГК ТЭС фактические запасы угля на сегодняшний день составляют лишь 61% от гарантированных, а запас газа в ПХГ на 46,5% меньше, чем в прошлом.
Но ликвидировать дефицит сырья производители энергии не могут из-за нехватки средств. Потому и участились остановки на “ремонт” блоков тепловых станций.
Как понимаем, требуется другой выход, чем остановка электрогенерации. Нужен механизм, который сможет помочь выживанию энергоотрасли, а вместе с ним – и всем участникам энергорынка.
Одним из таких механизмов является толлинг, позволяющий решить вопросы закупки сырья и стабилизировать работу ТЭС и ТЭЦ.
Старый-новый механизм
Толлинг (в широком смысле – производство продукции из давальческого сырья) известен в мире из прошлого века. Главным его отличием является то, что собственник сырья остается собственником и произведенного из него товара, который затем реализует.
По такому принципу производилась продукция во многих странах мира – от США до Латинской Америки и Африки, от Европы до Азии. Прежде всего, толлинг применялся в сфере агропромышленного комплекса, металлургии, нефтехимической и легкой промышленности, энергетике.
В этом процессе выигрывают обе стороны: заказчик гарантированно получает из своего сырья продукцию с использованием специальных технологий и оборудования, которыми на данный момент не владеет. Для него толлинг в этом случае экономически выгоднее.
Переработчик получает загрузку своих производственных мощностей и работой персонала при дефиците финансовых средств для самостоятельной закупки сырья или отсутствия кредитов.
В современной Украине механизм толлинга недавно использовался при производстве бензина, авиакеросина, дизтоплива из давальческой нефти, аммиака и карбамида – из давальческого природного газа.
Толлинг на рынке электроэнергии
Может ли быть задействована модель толлинга на украинском рынке электроэнергии? Этот вопрос мы начали изучать еще в конце 2019 г., как только запустил новый рынок.
Вместе с коллегами обратились с запросом к Регулятору рынка – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Суть вопроса была в том, возможна ли в Украине модель взаимоотношений, когда собственник энергоресурса (уголь или газа) передает его на переработку в ТЭС или ТЭЦ, перерабатывают этот уголь или газ, и готовый продукт – именно электроэнергию – передают владельцу энергоресурса (заказчику).
Таким образом, приобретая преимущества от взаимодействия сторон и избегая двойного оформления договорных отношений.
Разница в чем? Если я просто снабжаю производителя сырьем, у меня два договора купли-продажи: первый – я продал газ/уголь на станцию, станция потом, как производитель, продала мне электроэнергию (по другому договору).
Схема толлинга, работающая на Западе, предусматривает один договор: я отдал энергоресурс – получил электроэнергию. В чем его преимущество?
В защите собственника энергоресурса: он не боится, что его обманут, сожгут газ или уголь, а электроэнергию ему никто не поставит.
Что не запрещено, то нельзя?
Закон Украины “О рынке электрической энергии” не запрещает производство электрической энергии из ресурсов, принадлежащих не производителю. Хотя и не содержит пункта о производстве электроэнергии на заказ.
Юристы с международным опытом, практикующие в сфере энергетики, выражают экспертное мнение, что толлинг как вид производства электроэнергии подпадает под концепцию договора подряда.
И им есть возможность урегулировать, что право собственности на производимую электрическую энергию должно принадлежать заказчику.
Однако в ответе, полученном от НКРЭКУ, было констатировано, что в рамках действующего закона и нормативно-правовых актов это невозможно. И что законодательством не предусмотрено осуществление купли-продажи электрической энергии по договору подряда.
Следовательно, если механизм толлинга при производстве электроэнергии умело себя зарекомендовал на Западе, и действующий Гражданский кодекс Украины видит возможность его применения, поэтому следует внести соответствующие изменения в Закон Украины “О рынке электрической энергии”, подробно прописав права и обязанности сторон.
Для украинского производителя электроэнергии, страдающей сегодня дефицитом финансов на закупку энергосырья, это было бы решением проблемы.
Он мог бы получить энергоресурс от его собственника без оплаты, переработать его и передать производимую электроэнергию собственнику энергоресурса, при этом обеспечив работу станции и заработок генерации, не отвлекая деньги на закупку топлива.
Это способствовало бы накоплению предприятиями собственных оборотных средств, снижению социального напряжения в регионах, устойчивой работе и повышению конкурентоспособности участников рынка электроэнергии. (Владимир Крупко, СЕО группы поставщиков энергоресурсов Tolk, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)