В конце января остановилось около 120 АЗС под вывеской SunOil. 2 февраля в своем официальном релизе ТД “Сан Ойл” заявил, что сохраняет за собой только 19 станций в Харьковской, Сумской и Черниговской областях. По сути, это крах крупной сети, еще недавно насчитывавшей около 140 АЗС.

Что произошло?

Формальную причину не скрывает даже сам “Сан Ойл” в своем заявлении – преждевременный разрыв договора аренды.

Остановившиеся 120 АЗС, ранее известные по бренду “Веста”, принадлежат одесскому предпринимателю Сурену Сардаряну, который в 2015 г. сдал их в аренду “Сан Ойлу”, созданному группой донецких бизнесменов во главе с Юрием Грувером (ранее на рынке они были известны по бизнесу “Юниойл”).

Отношения арендаторов и арендодателя никогда не были радужными. Сначала несколько лет они работали на погашение огромных долгов “Весты” перед банком “Пивденный”.

По имеющимся данным, в 2017-2018 они заключили инвестиционное соглашение, согласно договорились совместно развивать сеть.

Совместно или по отдельности, но проект забуксовал практически сразу. “Сан Ойл” несколько раз анонсировал начало ивестиционного цунами.

Последний раз это было в начале 2020 г., когда речь шла не только о модернизации станций, но и даже о свежеприготовленных салатах, фитнес-батончиках и натуральных чаях с новенькими кофе-машинами.

По факту за три года установили несколько газовых модулей и ценовые стелы на двух десятках станций, дизайн и исполнении которых, как говорится, очень на любителя. Увидеть машину на этих станциях можно было нечасто.

Причина провала программы развития тоже очевидна – отсутствие финансирования. Известно о продолжительных переговорах с несколькими украинскими банками, которые закончились безрезультатно.

Но 2019, 2020 и первое полугодие 2021 г. выдались отличными для топливного ритейла, маржи достигли рекордных значений. А начиная с лета 2021 г. от “Сан Ойла” начали поступать сигналы бедствия.

Сначала по рынку гуляло предложение о продаже всего “вертикально-интегрированного” бизнеса “Сан Ойла”.

Дело в том, что с этой компанией связывают работу четырех мини-НПЗ – в Решетиловке, Кременчуге (оба Полтавская обл.), в Богодухове и Васищево (Харьковская).

А осенью начались сообщения о проблемах с оплатой нефтепродуктов. Недавно довелось пообщаться с трейдером, которому “Сан Ойл” должен за машину сжиженного газа уже более трех месяцев.

В чем проблема? В особенностях бизнеса.

На рынке “Сан Ойл” известны прежде всего как торговцы специфическим топливом. Притом эта слава закрепилась еще задолго до истории с “Вестой”.

В 2021 г. буквально каждое исследование топлива на “Сан Ойле” приносило Институту потребительских экспертиз новые рекорды по отклонению от гостандартов.

В частности здесь, а также у БРСМ весной 2021 г. был найден давно забытый октаноповышающий компонент ММА, запрещенный к использованию в Украине, Европе и США.

Аналогичную статистку получила и Госэкоинспекция: вместе с коллегами из Мotto сеть SUNOIL разделила почетное первое место по итогам проверок в 2021 г. – обе набрали по три некачественные пробы.

Неудивительно, что продажи заправок “Сан Ойл” были одними из самых низких на рынке. По словам инсайдеров, большинство станций не продавало и 1000 л в сутки, тогда как средний по рынку объем порядка 3500 л.

Получается замкнутый круг: продажи небольшие, потому что станции старые, а топливо плохое. Но если торговать качественным продуктом, тогда не будет маржи для покрытия затрат, не говоря уже о прибыли.

Видимо, эта шаткая конструкция где-то треснула.

Из очевидных факторов – госрегулирование, по факту введенное в мае 2021 года. Маржи ощутимо снизились у всех, как сократилось расстояние между “черной” и “белой” сторонами рынка.

Расчеты показывают, что в 2021 г. сети так называемого “эконом-сегмента” торговали бензином и сжиженным газом без прибыли, небольшая наценка была только на дизтопливе, но ее недостаточно для покрытия постоянных затрат (разумеется, расчеты подразумевают торговлю заводским продуктом с налогами).

Далее, предположения. Не приходится исключать, что принципиальная непоколебимость “Сан Ойла” по части качества продукта вполне могла стать причиной разрыва со стороны Сардаряна, сеть которого с каждым днем лишалась последних шансов когда-нибудь воспрянуть.

Могло “ранить” этот бизнес и государство. В 2021 году власти были вынуждены реагировать на множественные сообщения о расцвете нелегального топливного рынка.

Было много рейдов и спецопераций, не исключено, что в их ходе могли пострадать “дружественные” мини-НПЗ и тем самым дестабилизировать поставки дешевого безакцизного продукта.

В августе источники сообщали о блокировании силовиками “миника” в Кременчуге.

Из последних сводок штаба операции “Акциз” в МВД следует, что точно не работает завод в Решетиловке, а вот что в Кременчуге, Богодухове и Васищево – неизвестно.

В пользу их работы говорит тот факт, что стабильно продолжает импорт безакцизных октаноповышающих растворителей фирма “ВТГ-Трейдинг”, которую связывают с “Сан Ойлом”.

Впрочем, как показывает опыт БРСМ, для выпуска смесевых продуктов не обязательно использовать мини-НПЗ, достаточно нефтебаз.

В завершении стоит вспомнить рейтинг налогоплательщиков среди крупнейших сетей, в котором “Сан Ойл” занял почетные места в хвосте как в 2020-ом, так и 2021 году.

Кто знает, может у налоговой службы дошли руки спросить у харьковских бизнесменов об их пути к такому успеху?

Интересно, будет ли иметь данный прецедент продолжение? Сетей, подобных “Сан Ойл”, на рынке остается немало. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий