Ядерная энергетика сегодня – достаточно спорный вопрос. Экологи выступают против, в то время как миру необходима дешевая “зеленая” электроэнергия для достижения углеродной нейтральности. Помимо возможных катастроф из-за аварий на АЭС, открытой остается проблема утилизации опасных отходов. Что происходит на закрытых атомных станциях, рассказали Financial Times.
Как работают закрытые атомные станции
Реактор французской атомной электростанции Chooz A на севере Франции был остановлен более трех десятилетий назад. Самые опасные материалы были вывезены сразу же, но на станции все еще работают люди. Их задача – обеспечить безопасную утилизацию оставшихся отходов.
Каждый работник Chooz A носит с собой детектор, который постоянно измеряет уровень ионизирующего излучения. Радиоактивное воздействие измеряется в зивертах. Один зиверт может привести к болезням, пять – к смерти.
Сотрудник АЭС Бенуа Ганназ говорит, что за более чем 15 лет работы в этой области самое высокое годовое облучение, которое он получал, составляло 0,05 мЗв.
“Не все, кто работает в ядерной сфере, боятся радиации”, – говорит он, стоя в нескольких шагах от места, в котором хранится высокорадиоактивный металл. “Я больше боюсь того, что врач отправит меня на рентген, который мне на самом деле не нужен – для меня это эквивалентно 6 месяцам работы”.
Катастрофы на АЭС заставили многие правительства отказаться от атомной энергетики. После аварии на Фукусиме 10 лет назад Германия объявила, что закроет все свои станции к 2022 г., а Бельгия – к 2025 г. При этом страны продолжают импортировать атомную электроэнергию.
Но за последний год интерес к ядерной энергетике снова возрос. Правительства Франции, США, Китая и Индии поддерживают строительство новых атомных электростанций. Ожидается, что инвестиции в сферу составят $45 млрд. в 2022 году и $46 млрд. в 2023. В 2021 г. эта сумма составила $44 млрд., согласно анализу Rystad Energy. При этом в настоящее время в 19 странах мира строятся 52 реактора.
Привлекательность ядерной энергетики заключается в необходимости надежного, безуглеродного источника энергии. Солнечные и ветровые станции не могут обеспечить бесперебойную выработку “зеленой” электроэнергии.
Недавно Еврокомиссия включила ядерную энергетику в “зеленую таксономию” – список отраслей, имеющих право на устойчивое финансирование. Это вызвало критику со стороны некоторых ученых и активистов по борьбе с изменением климата.
Как утилизируют отходы
Тем не менее, по мере возвращения интереса к АЭС, мало кто обсуждает огромные затраты и сложность демонтажа станций в конце их службы (примерно 50 лет).
А вопрос, что делать с огромным количеством высокоактивных ядерных отходов, (некоторые остаются опасными до 300 тыс. лет) остается без ответа.
“Нигде и никому в мире не удалось создать место, где можно было бы навсегда захоронить чрезвычайно опасные ядерные отходы”, – говорит Дени Флорин, партнер парижской компании Lavoisier Conseil. “Мы не можем продолжать использовать атомную энергетику, не думая об утилизации отходов и не признавая, того что нам необходимо найти постоянное решение”.
Над этим сейчас работает Франция. В процессе утилизации отходов с АЭС Chooz A страна пытается создать прототип более эффективного способа вывода станций из эксплуатации.
Chooz A была закрыта в 1991 г., и в течение трех лет 99,9% радиоктивных отходов (РАО) были перенаправлены на специализированный завод в 620 км в Ла-Гаге, на северо-западе Франции.
Согласно французскому законодательству, наиболее высокорадиоактивные элементы, топливо и стержни, должны быть утилизированы как можно скорее после остановки станции. Такой подход очень отличается от политики большинства стран, где наиболее опасные материалы утилизируются в последнюю очередь.
Франция разработала способ, с помощью которого, уран, плутоний и химикаты деления можно переработать в новое топливо. Химические отходы, которые нельзя использовать повторно, превращают в стекло для краткосрочного хранения под землей.
Демонтаж остальной части Chooz A начался в 2007 г., и должен быть завершен к 2024 г. Его общая стоимость составит 500 млн. евро.
Как пытались “спрятать” опасные отходы
Страны пытались выбрасывать отходы в космос или в океан. Но такие способы либо невозможны, либо слишком опасны.
Только одно долгосрочное решение в целом считается безопасным и осуществимым – глубокие геологические хранилища. В них радиоактивный материал хранится на глубине нескольких сотен метров под землей в формациях из глины, каменной соли и гранита, которые не двигаются уже миллионы лет.
Но еще никому не удалось в этом преуспеть. К примеру, США вложили $15 млрд. в проект по захоронению отходов под горой Юкка в Неваде, но от этой инициативы отказались из-за общественной реакции. Подобное противодействие со стороны местных жителей также преследовало попытки Германии, Великобритании и Японии найти места захоронения.
А вот Финляндия, после многолетних переговоров с жителями отдаленных островов, все же захоронит РАО в медных трубах на глубине 426 метров под гранитной скалой на острове Олкилуото. Ожидается, что могильник начнет работу в 2023 году.
Франция также решила захоронить отходы в деревне в 300 км от Парижа. Проект Cigeo стоил ей 2,5 млрд. евро и 25 лет исследований. Окончательное решение будет принято правительством в 2022 году. Но и этот проект столкнулся с противодействием со стороны местных жителей. (Татьяна Гузенко, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)