Спрос на биотопливо среди промышленных предприятий стремительно вырос после удорожания природного газа.
Сегодня Украина и вся Европа – в состоянии мощного кризиса на рынке энергоресурсов, прежде всего природного газа.
Кризис вызван как глобальным фактором, незримым врагом – вирусом Covid 19, так и видимым, от которого, к сожалению, у мира еще нет вакцины – Российской Федерации, провокационными действиями целенаправленно подрывающей экономику европейских стран.
Российская Федерация, любым способом, потеряв международный авторитет на политической арене, манипулирует ресурсами, еще остающимися в ее арсенале – природным газом. На международных хабах и украинском рынке еженедельно фиксируются новые ценовые рекорды.
К сожалению, около 40% энергии Украина до сих пор вынуждена закупать за границей, в том числе в Российской Федерации, что вводит нас в прямую энергетическую, а значит и политическую, зависимость от врага.
Развитие государственности Украины, возможность вхождения ее полноправным членом в ЕС – такая действительность не соответствует имперским амбициям Кремля.
В Украине, даже в условиях рекордно высоких цен на традиционные энергоресурсы, развитие биоэнергетики сталкивалось в 2021 г. с рядом вызовов и проблем. Дело в том, что в Украине существуют три цены на газ (цены округлены для упрощения восприятия):
– Цена на газ для населения – около 8000 грн./1000 куб. м;
– Цена на газ для бюджетных учреждений – около 16 000 грн./1000 куб. м;
– Цена на газ для промышленных и коммерческих учреждений – рыночная от 35000 грн./1000 куб. м и выше.
В то же время существует одна цена на биомассу и биотопливо. Например, стоимость древесной щепы составляет сейчас 2500 грн./т, а стоимость гранул из шелухи подсолнечника – 6500 грн./т.
Для замещения 1000 куб. м природного газа необходимо 3 т древесной щепы или 2 т гранул. Тогда стоимость древесной трески будет эквивалентна стоимости газа по 7500 грн./1000 куб. м, а стоимость гранул – стоимости газа по 13000 грн./1000 куб. м.
Соответственно, оба вида биотоплива полностью неконкурентны с ценой газа для населения, и низко конкурентными с ценой газа для бюджетной сферы. Они конкурентны только с газом для промышленных и коммерческих учреждений.
Именно поэтому в 2021 г. мы видели растущий спрос на биотопливо со стороны промышленных и коммерческих учреждений и практически отсутствие строительства новых котельных на биомассе в бюджетной сфере и у населения.
Считаем такую политику ошибочной, и цементирующей зависимость Украины от импортного природного газа.
Мы уже имеем в этом отопительном сезоне вопиющие случаи, когда муниципальные власти погасили котельные на альтернативном топливе и включили природный газ.
Муниципалитетам выгоднее использовать уплаченные из нашего кармана льготы, чем использовать альтернативные, экологически возобновляемые источники топлива для замещения совсем не дешевого газа, что на самом деле уже стоит Украине не только денег.
Обратная сторона “дешевого” газа
В декабре 2021 г. украинские общества уже получили из государственного бюджета 22,03 миллиарда грн. субвенции для компенсации разницы в тарифах на тепло, направляемых на погашение задолженности предприятий теплоснабжения за потребленный газ перед НАК “Нафтогаз” Украины. И это только за часть отопительного сезона.
До конца отопительного сезона Украине, вероятно, нужно будет докупить еще до 4 млрд. куб. м газа при ожидаемой цене около $1000 за 1000 куб. м. На это понадобится до $4 млрд. Где их брать?
Разрыв между рыночной и текущей ценой природного газа для населения и теплокоммунэнерго настолько велик, что в случае его длительной сохранности НАК “Нафтогаз Украины” потеряет способность покрывать его за счет собственных ресурсов, предупреждает председатель правления Юрий Витренко.
Как обычно, при субсидировании цен из бюджета страны или государственных компаний возникают сопутствующие проблемы и социальная несправедливость. В частности:
– Более богатые имеют лучшие условия жизни и потребляют больше тепла, а потому при низких тарифах сэкономят больше, чем бедные;
– В деревне централизованного теплоснабжения нет, но заплатят за него и крестьяне по своим налогам;
– “Низкие” тарифы снижают мотивацию улучшать энергоэффективность зданий – проводить термомодернизацию, ставить индивидуальные тепловые пункты и т. д., а также замещать этот газ альтернативными видами топлива и энергии.
Шаги, необходимые для исправления ситуации
Путь, избранный нашей властью – смягчающие меры. Предоставляя населению и бюджетным учреждениям газ по субсидированной цене (в три-пять раз ниже рыночной) власти создают картину относительно “дешевого” топлива для конечного потребителя.
На государственном уровне это означает только перенаправление из одной статьи расходов в другую. В конце концов, разница покрывается за счет налогоплательщиков Украины, то есть с нашего с вами кошелька.
Реальный путь решения этой проблемы должен включать более рациональные, экономически и политически обоснованные шаги. Прежде всего, решение проблем организации надежных путей обеспечения внутренними, независимыми топливно-энергетическими ресурсами, уменьшение зависимости от импорта энергоносителей.
Рациональное использование совсем не дешевого природного газа возможно уже сегодня, при условии использования его, как ресурс для выработки тепловой энергии, только там, где нет других, альтернативных источников.
Ведь альтернативные источники, в частности, биомасса, являются экологически чистым видом топлива, что способствует значительному уменьшению влияния на катастрофические климатические изменения.
– Правильным считаем существование одной цены на газ для всех категорий потребителей и прямую финансовую поддержку со стороны государства бедной части населения (монетизация субсидий).
– Запретить использование природного газа для производства тепла там, где есть возможность извлечь его из альтернативных источников энергии (биотопливо, тепловые насосы и т.п.).
– Ввести систему электронной торговли твердым биотопливом.
– Обеспечить недискриминационный доступ независимых производителей к тепловым сетям ЦТ. Ввести конкурентный рынок тепловой энергии в ЦТ.
– Освободить от уплаты налога за выбросы СО2 установки, сжигающие жесткое биотопливо и биогаз.
По данным Государственной службы статистики Украины (Энергетический баланс Украины за 2020 г.) биоэнергетика уже замещает 5,2 млрд. куб. м природного газа/год. Может замещать гораздо больше при изменении отношения государства к этому сектору. (Георгий Гелетуха, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины. Соавтор: Богатов Константин, член правления Биоэнергетической ассоциации Украины. Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)