Беларусь активно включилась в гибридную войну против Украины. Нелегитимный белорусский президент Александр Лукашенко пригрозил, что в случае открытой войны между Украиной и Россией поддержит именно Россию. Он также пообещал перекрыть поставки в Украину нефтепродуктов, если начнутся боевые действия.
Эти угрозы следует воспринимать очень серьезно, так как на Беларусь приходится почти половина всего украинского импорта автомобильного топлива, а поставки горючего из Литвы белорусский диктатор блокирует уже сегодня.
“Апостроф” разбирался, что происходит на отечественном рынке нефтепродуктов, и как Украина может избавиться от топливной зависимости от Беларуси и России, которая также поставляет в Украину автогаз и дизель.
Плановый форс-мажор
Пока украинцы обсуждают многочисленные агрессивные заявления российского руководства, аналогичная риторика начала раздаваться и из Минска. Белорусский узурпатор Александр Лукашенко в интервью одному из российских пропагандистских телеканалов заявил, что в возможном конфликте Украины с Россией он полностью присоединится к агрессору, в том числе примет участие в энергетической блокаде нашей страны.
“Если вы столкнетесь с Россией, мы будем не с вами, – пригрозил белорусский диктатор. – Мы отрежем поставки не только горюче-смазочных материалов, но с Россией вместе и электричество”.
Угрозы Лукашенко, в случае их выполнения, могут иметь очень серьезные последствия для Украины, поскольку, как это ни прискорбно признавать, мы действительно очень сильно зависим от поставок энергоресурсов из страны-агрессора и ее сателлита. Ведь Украина за счет собственного производства покрывает только 49% от объемов потребления бензинов, 15% – дизтоплива и 20% – сжиженного газа. В результате общего упадка нефтеперерабатывающей отрасли у Украины осталось только одно крупное нефтеперерабатывающее предприятие – Кременчугский НПЗ, который контролирует группа “Приват” олигарха Игоря Коломойского.
По результатам 2021 года Украина импортировала из Беларуси нефтепродуктов на сумму 2,4 миллиарда долларов. Общий объем импорта по этой группе товаров составил 5,6 миллиарда долларов. Таким образом, доля Беларуси в украинском импорте нефтепродуктов составляет 43%.
Вторым крупнейшим экспортером в Украину является Россия, откуда в прошлом году было завезено нефтепродуктов, преимущественно дизеля и сжиженного газа, на 1,2 миллиарда долларов.
Третьим в списке поставщиков стала Литва, откуда поступило горючее на 655 миллионов долларов. Однако сейчас этот канал поставки для Украины закрылся из-за того, что Беларусь заблокировала перевозку литовских товаров через собственную территорию. Поэтому, по оценкам специалистов, эта доля украинского импорта также отойдет к Беларуси. В результате Россия и ее сателлит будут контролировать уже 75-80% украинского импорта моторного горючего.
Очевидно, что такая критическая зависимость неизбежно будет использована Кремлем в случае реального обострения ситуации, которая поставит Украину, и, в первую очередь, ее армию, в очень сложные условия. Причем, по мнению директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, агрессор, возможно, и не станет ждать реального начала боевых действий.
“Уже от двух крупных трейдеров пришлось слышать, что в марте может произойти плановый форс-мажор, когда, скорее всего, Беларусь будет вынуждена снизить поставки в Украину под предлогом нехватки нефти, аварии на нефтепроводе, сбоев в технологии и т.д.”, – сообщил эксперт.- И это уже будет не прекращение поставок из Литвы, это будет реальная проблема, когда день год кормит”.
Кто первый перекроет кран
После открытых угроз Лукашенко вопрос о диверсификации поставок горючего и снижении уровня зависимости Украины в этом вопросе от агрессора перешел в практическую плоскость, и требует быстрых и эффективных действий власти и бизнеса.
“Украина имеет большие возможности для диверсификации импорта, – считает эксперт “Нефтерынка” Александр Сиренко. – Собственные производственные мощности по переработке нефти есть в Польше, Венгрии, Румынии. Горючее можно завозить из этих стран. К тому же существуют большие возможности получения нефтепродуктов морским путем. В Украине есть несколько портов, способных принимать такие грузы. И их загруженность составляет около 10%. Поэтому технически есть возможность достаточно быстро увеличить снабжение по морю в несколько раз”.
Впрочем, пока украинские поставщики продолжают отдавать предпочтение ввозу горючего из Беларуси и России. Причина этого банальна – такое горючее выходит несколько дешевле, чем завезенное с других направлений. И, поскольку на рынке идет острая конкуренция, поставщики предпочитают ресурс, который дает возможность поддерживать более низкие цены на АЗС.
Подобные проблемы есть и с продукцией украинского производства.
“Кременчугскому НПЗ сегодня трудно конкурировать с российскими и белорусскими предприятиями, – говорит Сергей Куюн. – Для производства бензина он покупает азербайджанскую нефть, которую нужно везти танкером, а затем переваливать в порту и транспортировать по трубопроводу в Кременчуг (Полтавская область). А заход судна в украинские порты стоит втрое дороже, чем в турецкие. И тарифы на транспортировку нефти по государственным трубопроводам и железной дороге также достаточно высоки”.
Все это, по словам эксперта, увеличивает цену горючего от украинских производителей и усложняет для них конкуренцию на рынке. Поэтому мощности Кременчугского НПЗ загружены менее, чем наполовину. Имея возможность производить 7,5 миллиона тонн нефтепродуктов в год, он в 2021 году выпустил всего 3,2 миллиона тонн.
Поэтому государству следует действовать на опережение и создать условия для диверсификации источников поставок нефтепродуктов. Это позволит отказаться, по крайней мере, частично, от белорусского и российского импорта до того, как агрессор сам его прекратит.
“Наиболее очевидной мерой стало бы квотирование объемов импорта сначала с российского, а затем и белорусского направления, – считает Александр Сиренко. – Это заставит трейдеров для наполнения рынка искать нужные продукты в других местах”.
Кроме того, для того чтобы выровнять условия конкуренции, государство может ввести пошлину на ввоз нефтепродуктов из России и Беларуси. По мнению Сергея Куюна, будет достаточно, если такая пошлина составит 30-50 долларов на тонну (что в конечном тоге прибавит около 1 гривны к ценникам на АЗС). В этом случае конечная стоимость горючего, ввезенного с этих направлений, сравняется со стоимостью горючего, доставленного из других стран.
“Также это создаст равноправные условия конкуренции между белорусскими и украинскими производителями, – добавляет эксперт. – Ведь на сегодняшний день белорусская продукция попадает на отечественный рынок безо всяких преград, тогда как для горючего украинских производителей в Беларуси существует целый ряд препятствий. Такие условия неравноправны. А в нынешних условиях создают угрозу национальной безопасности”.
Куюн считает, что применение ограничительных мер позволит в значительной степени снять угрозы со стороны России и Беларуси, а также сократить их долю в украинском импорте до 30%: “И тогда, думаю, мы уже не услышим заявлений, подобных тем, которые делает Лукашенко, поскольку, имея диверсифицированный рынок, Украина всегда может заменить белорусское и российское топливо поставками через другие каналы”.
Впрочем, до настоящего времени правительство заметных движений в направлении ограничения импорта стратегического ресурса из недружественных государств не делало.
“Единственным действием в этом направлении было введение летом 2019 года пошлины на доставку в Украину российского дизеля по трубопроводу, – рассказывает Сергей Куюн. – Однако эта мера почти не дала результата. Российские производители перешли на железнодорожный транспорт и уже к концу года восстановили объемы поставок горючего в Украину. Надеюсь, на этот раз правительство услышало угрозы и примет решительные меры для обеспечения энергетической безопасности”.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Между тем, пока правительство не проявляет никакой активности, предприниматели, осознавая, что импорт нефтепродуктов из Беларуси и России в любой момент может оборваться, изучают альтернативные пути поставок.
В первую очередь речь идет об увеличении завоза нефтепродуктов морем. Это направление позволяет получить дополнительные объемы топлива достаточно быстро.
Однако в случае начала открытой вооруженной агрессии со стороны России он, скорее всего, также станет слишком рискованным из-за того, что агрессор, вероятно, организует морскую блокаду Украины. “Репетиция” такой блокады пройдет уже 13-19 февраля – под предлогом военных учений Россия намерена перекрыть все подходы ко всем украинским портам в Черном и Азовском морях.
Впрочем, сейчас это не должно вызвать сбоев с поставками. По данным Сергея Куюна, пока что танкеры в Украину прибывают по расписанию.
“11 февраля в Одессу прибывает танкер с 84 тысячами тонн нефти для “Укртатнафты”, в двадцатых числах – еще один. Никаких признаков нарушения поставок нет”, – сообщил эксперт.
Однако, по его словам, в последнее время и без того непростой процесс финансирования поставок нефти в Украину осложнился еще больше. Испуганные сообщениями о напряженности на украинских границах, банки не хотят рисковать.
Следовательно, наиболее надежным, хотя и достаточно сложным с точки зрения логистики, является поставка ресурсов с западного направления, в первую очередь, из Польши.
“Сейчас украинские трейдеры проводят переговоры с польской фирмой Orlen, владеющей значительными мощностями по нефтепереработке, в том числе Мажейкяйским НПЗ в Литве, продукция которого ранее поступала на украинский рынок, – говорит Александр Сиренко. – В первую очередь речь идет о возобновлении поставок литовских нефтепродуктов, прерванных из-за белорусской блокады. Маршрут через Польшу длиннее и, соответственно, дороже, чем через Беларусь. Поэтому быстро возобновить поставки пока не удается. Кроме того, стороны рассматривают возможность увеличения объемов импорта в случае прекращения импорта из Беларуси и России”.
По словам эксперта, слабым звеном на данном маршруте является “Укрзализныця”, которая тяжело налаживает регулярные перевозки. К тому же из-за разницы в ширине путей приходится на украинской границе переливать нефтепродукты в другие цистерны, что делает транспортировку более длительной и дорогой.
Таким образом, у украинских трейдеров, в принципе, есть запасные варианты на случай перекрытия поставок из Беларуси и России. Однако на сегодняшний день эти варианты, скорее, теоретические, и для их практической реализации понадобится время.
“Для ввоза дополнительных объемов горючего в случае внезапного прекращения импорта понадобится около месяца, – считает Сергей Куюн. – А для наращивания собственной добычи на Кременчугском НПЗ понадобится около полутора месяцев. Ведь нужно время на то, чтобы привезти нефть в порт, выгрузить и транспортировать на завод по трубопроводу”.
Поэтому в случае чрезвычайной ситуации Украине придется продержаться около месяца до тех пор, пока поступят первые партии нефтепродуктов из альтернативных источников. И вопросы о том, имеет ли Украина достаточный для этого стратегический запас, и есть ли у правительства четкий план действий в такой ситуации, на сегодняшний день, к сожалению, не имеют ответа. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)