Операторы газораспределительных сетей больше заинтересованы в получении прибыли, чем в должном содержании госимущества. Как это исправить?

Мнение Вячеслава Чауса, главы Черниговской облгосадминистрации.

Тема газоснабжения мне близка давно. В свое время благодаря работе в мощной газодобывающей компании. Сейчас – сразу по нескольким причинам.

Как житель общины я хочу получать качественные услуги по газоснабжению. Как руководитель областной госадминистрации стремлюсь, чтобы общины имели возможность эффективно распоряжаться своим имуществом.

В последнее время значительно возросло количество жалоб от населения и юридических лиц на Оператора газораспределительных сетей (ГРС). Только отдел обращений граждан Черниговской ОГА в 2021 г. получил их 2080 – вдвое больше, чем в 2020 г.

Например, из-за прорыва трубы в ноябре школа и 750 домохозяйств Понорницкой общины ждали газ две недели. Все это время оператор выяснял отношения с сельхозпредприятием, повредившим газопровод. Оператор хотел компенсацию за потери газа и стоимость аварийных работ.

К сожалению, этот случай не одинок. Газовики не спешат реагировать на прорывы сетей и удерживают жителей в заложниках. Хотя по закону аварийно-восстановительные работы и разрешение споров должны происходить параллельно.

К тому же, согласно Кодексу газораспределительных систем, Оператор ГРС должен немедленно устранять аварийные ситуации и возобновлять надлежащую работу сети.

Где тонко, там и рвется. Оператор не спешит инвестировать в ремонт или реконструкцию сетей, хотя им уже больше 40 лет. По данным АО “Черниговгаз”, из 13,8 тыс. км газораспределительных сетей области около 700 км нуждаются в замене.

Оператор утверждает: для полной модернизации системы области нужно вкладывать не менее 320 млн. грн. в год в ценах 2018 г. Однако фактически в 2021 г. не отремонтировано ни одного километра сетей.

Наибольшее количество капиталовложений было сделано в аппараты учета. В частности, на замену индивидуальных счетчиков ушло 10,5 млн. грн. Это при том, что ГРС достались оператору бесплатно. Сети долго имели неопределенный статус. В селах их часто строили на средства колхозов, фермеров и крестьян.

В 2017 г. правительство приняло постановление, предусматривавшее инвентаризацию сетей на балансе операторов ГРП. Запланировано и восстановление правоустанавливающих документов на государственные сети и их составляющие, паспортизацию и независимую оценку имущества, используемого в процессе распределения природного газа.

Документ также предусматривал платное использование государственных сетей в размере 10% от их остаточной балансовой стоимости. Но единственное, что сделали во исполнение этого постановления – внесли все газораспределительные сети в Единый реестр объектов государственной собственности. По другой информации отсутствует.

Согласно заключенному между Минэнерго и Оператором ГРС договору, министерство может только участвовать в комиссиях, расследующих причины и обстоятельства аварий и несчастных случаев, случившихся в процессе эксплуатации имущества.

К слову, информации о создании таких комиссий в области и приобщении к ее работе представителей уполномоченного органа тоже нет. А в самом договоре нет ни слова о восстановлении и замене устаревших сетей по ежегодному графику. Поэтому неудивительно, что эффективность управления сетями низкая.

Исправить ситуацию можно. Для этого нужно передать ГРС в собственность общин. Общество как владелец сможет отслеживать состояние сети и в случае обнаружения отклонений от нормальных режимов потребует от оператора их устранения.

Общество будет иметь право требовать своевременного технического обслуживания сетей и их составляющих и контролировать такие работы. Общество – наиболее мотивированный к эффективному управлению владелец. Сети в основном построены на средства жильцов, и услуги, которые хотелось бы получать дешевле, предоставляются им же.

Люди потребуют от оператора делать технические и экономические шаги для повышения эффективности эксплуатации сетей, чтобы платить меньше.

Важной функцией эффективного владельца является контроль за расходной составляющей тарифа на распределение. Любые работы, проводимые в населенном пункте, проходят на глазах его жителей. Так что никто лучше их не знает, какие работы действительно проводились, а какие были приписаны.

Жители точно будут участвовать в общественных слушаниях при утверждении инвестиционной программы и не дадут превратить ее в формальность, как это сейчас. Соответственно, они будут следить за выполнением программы, потому что речь идет об их деньгах и безопасности, то есть о состоянии сетей.

Кроме того, именно община, как владелец, будет иметь все правовые основания для включения мер по удержанию и восстановлению сетей в местные и региональные программы. Общество также сможет получить поддержку этих нужд из госбюджета – средства Государственного фонда регионального развития и субвенции.

Итак, история газораспределительных сетей – еще тот гордиев узел. Однако решить его можно, а главное – нужно. Когда общины получат в собственность ГРС, тогда исчезнет ряд проблем. Пока проблемы – неоправданная стоимость услуг, их неудовлетворительное качество и опасность сети – только накапливаются. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий