Экономика России слабеет, ее валюта рухнула, а ее долг – мусорный. Далее следует потенциальный дефолт, который может стоить инвесторам миллиарды и лишить страну доступа к большинству рын-ков финансирования
В среду, 16 марта, российское правительство запускает процесс выплаты процентов по долларовым облигациям на сумму $117 млн., что является ключевым моментом для держателей долговых обяза-тельств, которые уже видели, как стоимость их инвестиций упала после того, как Россия вторглась в Украину, пишет Bloomberg.
Правительство заявляет, что весь долг будет обслуживаться, но это будет происходить в рублях, пока санкции, введенные за вторжение в Украину, не разрешат расчеты в долларах. Невыплата или оплата в местной валюте вместо долларов приведет к потенциальной волне дефолтов по долгу в иностран-ной валюте на сумму около $150 млрд., которую должны как правительство, так и российские компа-нии, включая “Газпром”, “Лукойл” и “Сбербанк”.
“Это будет грандиозный дефолт, – сказал Джонатан Прин, портфельный менеджер Greylock Capital Associates. – В долларовом выражении это будет самый значительный дефолт на развивающихся рынках со времен Аргентины. С точки зрения более широкого воздействия на рынок, это, вероятно, самый масштабный дефолт в странах с формирующимся рынком со времен самой России в 1998 г”.
Из-за санкций и различных указов, введенных Россией в ответ на санкции, дефолт кажется почти не-избежным. На рынках свопов вероятность того, что это произойдет в этом году, составляет около 70%. Fitch Ratings говорит, что это “неизбежно”. Индикативная цена на облигации страны оценивает неко-торые из них около 20 центов за доллар. Всего за несколько дней до вторжения те же самые банкноты торговались выше номинала.
Если Россия не выполнит свои обязательства, технически у нее есть 30-дневный льготный период, который дает ей время до 15 апреля, чтобы исправить ситуацию.
Официальное объявление дефолта может также привести к предъявлению претензий по свопам кре-дитного дефолта, страховым инструментам, предназначенным для покрытия убытков, если страна или компания не сможет выполнить свои долговые обязательства.
Критерии дефолта включают пропущенные платежи, проблемные обмены, реструктуризацию.
Некоторые суверенные еврооблигации имеют договорные формулировки, позволяющие осуществлять платежи в местной валюте, а некоторые компании выпустили свои долговые обязательства через иностранные дочерние компании и хранят доллары в офшорах. Тем не менее, по-прежнему сохраня-ется огромная неопределенность, особенно в связи с тем, что клиринговые палаты, в том числе Clearstream и Euroclear, перестали принимать рубль в качестве расчетной валюты и запретили рос-сийским организациям проводить большинство операций.
Если держатели облигаций не получат выплаты в долларах в среду, это станет началом очень долго-го и сложного процесса.
Что же касается российских компаний, то еще до того, как хоть одна из них пропустит платеж по своим обязательствам, возникает проблема найти юристов и консультантов, готовых взяться за их дело. На прошлой неделе JPMorgan Chase & Co. отказалась консультировать поисковую систему Yandex NV по возможной реструктуризации долга.
Ли Буххейт, один из самых известных в мире экспертов по реструктуризации долга, говорит, что инве-сторы должны быть готовы к долгосрочной перспективе. Он предполагает, что кредиторы могут быть особенно жесткими по отношению к России как по моральным, так и по финансовым причинам.
“Украина пользуется почти всеобщей поддержкой, даже среди обычно упертых институциональных инвесторов. Некоторые из этих инвесторов, возможно, захотят нанести удар, – сказал Буххейт. – Один из способов сделать это – проголосовать за досрочное погашение российских внешних облигаций по-сле истечения льготных периодов и добиваться применения инструментов в судебном порядке. Я не удивлюсь, если некоторые держатели облигаций решат сделать это с большей готовностью, чем мы обычно наблюдаем после дефолта по суверенным облигациям”. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)