Почему европейские газохранилища перед войной оказались пустыми, когда энергоносители начнут дешеветь, как Польша отказывается от российского газа, и почему заявления ЕС об уменьшении закупок газа у Москвы на две трети – это только декларации.
Для продолжения войны путинскому режиму достаточно получать валюту от продажи нефти и газа странам Европейского Союза.
Из-за нежелания ЕС вводить эмбарго на импорт энергоносителей нынешний бюджет террористической России пополнится рекордными 300 млрд. дол.
С такими поступлениями экономика может справиться со многими потрясениями, однако россиян ждет еще немало нокдаунов из-за введенных санкций.
Одну из наиболее жестких позиций по отношению к российским нефти и газу занимает Польша. В Варшаве планируется отказаться от российского газа с 2023 г. Об отказе от нефти речь не идет.
Многие европейские страны не могут себе позволить чего-то подобного.
По мнению бывшего главы крупнейшей польской газовой компании Polskie Gornictwo Naftowe и Gazownictwo (PGNiG) Пьотра Возняка (2016-2020 гг.), некоторые страны ЕС слишком сильно доверились российскому “Газпрому”.
Что думает о нынешнем энергетическом кризисе экс-президент польского газового гиганта, почему европейские газохранилища перед войной оказались пустыми, снизятся ли цены на энергоносители, как Польша отказывается от российского газа, и когда нет российскому монополисту сможет сказать весь Евросоюз.
Об этом с Возняком поговорил представитель Команды по поддержке реформ Министерства энергетики Украины Николай Войтов.
– Что будет с ценами на газ в 2022 году?
– Резкую динамику роста цен на природный газ вызвал высокий спрос на него со стороны стран Евросоюза в ноябре-декабре 2021 года. Чего, очевидно, ожидала и к чему готовилась Россия, не закачивая ни одного кубометра в хранилища Нидерландов, Австрии и Германии.
Российская агрессия в Украине только усилила эту динамику.
Нужно помнить, что цены на газ – понятие очень относительное. Они разные: одни зафиксированы в двусторонних контрактах на поставку, например российского, норвежского или сжиженного газа, а другие – это цены на европейских энергетических биржах и хабах.
Как правило, цены начинают падать с завершением отопительного сезона, то есть с начала апреля и удерживаются на довольно низком уровне вплоть до октября. Этого стоит ожидать и в 2022 году, однако цены однозначно будут выше осени 2021 года.
– Какова ситуация с европейскими подземными хранилищами газа (ПХГ)? Низкие запасы в 2021 году тоже повлияли на цены.
– В Польше уже давно на законодательном уровне каждый импортер должен хранить свой газ в газохранилищах. Таким образом, ежегодно ПХГ полностью заполнены – примерно более 3 миллиардов кубометров.
В отличие от Польши в ЕС такого условия для импортеров (трейдеров) нет. Столь Евросоюз доверял российским поставкам природный газ.
Сейчас Германия, Австрия и частично Нидерланды продают и передают в управление свои ПХГ российским компаниям. Результат такой политики – газовый кризис в Европе в конце 2021 года, когда при высоком спросе на газ эти ПХГ оказались пустыми или наполовину…
– По вашему мнению, вопрос с “Северным потоком-2” уже закрыт?
– История с “Северным потоком-2” не закончилась, она отсрочилась. Россия очень непредсказуемая сторона, а ее основные партнеры, немцы, очень противоречиво комментируют ситуацию, сложившуюся вокруг этого газопровода.
На данном этапе запуск Северного потока-2 не соответствует энергетическому законодательству ЕС: поставщик природного газа и оператор газопровода не могут быть одним юридическим лицом.
Немецкий регулятор энергетического сектора сертифицирует оператора газопровода, который должен быть полностью независим – организационно и финансово.
Поэтому комментарии канцлера ФРГ, которые он “сдержал сертификацию оператора газопровода “Северный поток-2”, не только противоречат энергетическому праву ЕС, но и неуместны, поскольку процедура сертификации в ЕС выходит за пределы правительственных полномочий. В любом случае такая сертификация вообще не может произойти, потому что противоречит энергетическому праву ЕС.
Запуском “Северного потока-2” Россия хочет полностью изолировать Украину от транзита газа. Если предположить, что им удастся запустить этот газопровод, то технически остановить транзит газа через ГТС Украины можно в течение трех суток .
Россияне, по моему опыту, могут полностью проигнорировать любой контракт на транзит газа, даже если речь идет о контракте на транзит до 2024 года.
Они просто его нарушат, не беспокоясь о последствиях для себя и не принимая во внимание декларации Ангелы Меркель (бывшего канцлера ФРГ – ЭП). Она уверяла, что российская сторона дала ей гарантии сохранения транзита газа по украинской ГТС до 2024 года включительно.
– Будет ли ЕС монолитным в контексте отказа от российского газа и за сколько лет это может произойти?
– К сожалению, заявления, которые мы слышим от чиновников Евросоюза, что “к концу 2022 года покупка российского газа снизится на две трети”, это только декларации. Трудно сказать, когда это произойдет.
Речь не об уменьшении импорта газа, а о полной замене российского газа такими же объемами от других поставщиков.
Я бы хотел знать, что происходит в головах европейских политиков и руководителей крупных энергетических компаний и как это повлияет на принятие ими решений. Самые первые, о ком я хотел бы вспомнить, – это представители Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов.
В общем, нужно пять-шесть лет, чтобы отказаться от одного поставщика и перейти к другому.
В нашем случае – чтобы ЕС отказался от российского газа, перестал финансировать российскую армию и войну в Украине и диверсифицировал поставки по другим маршрутам (при максимальной имеющейся мощности инфраструктуры), в частности, LNG.
Однако для этого должно быть единогласное интегральное решение Еврокомиссии, и такое решение должно строго соблюдаться. Но сейчас консенсуса в ЕС по этому вопросу нет, учитывая позицию Венгрии и Германии. Однако это не значит, что нужно ждать их.
Каждая страна Европы в ближайшей перспективе может и должна развивать свою газодобычу. Однако Германия, например, за последние почти четыре года почти не добывает газ из своих месторождений. Они очень доверились российскому газу и концепции Energiwende (переход к низкоуглеродистой и возобновляемой энергетике).
Вопрос риторический: не нужен ли он Германии? Это явное недоразумение, рано или поздно кто-нибудь его начнет добывать…
– Польша не будет продлевать контракт с россиянами после 2022 года. Как поляки будут обеспечивать себя газом?
– Польша “завершает” с российским газом уже в декабре 2022 года.
Альтернативные маршруты поставки – это природный газ из норвежского шельфа через Baltic Pipe (газопровод между Данией и Польшей), а также сжиженный газ через Swinoujscie LNG terminal и запланированный Gdansk FSRU.
Дополнительно может использоваться газопровод GIPL (между Литвой и Польшей), но только с условием, если это будет газ с LNG Klaipeda.
– Какие страны станут новыми клиентами российских газовых компаний?
– Когда Россия станет терять большой рынок сбыта газа в ЕС, конечно, Китай сможет стать тем новым крупным рынком, который вместит у себя большие объемы российского газа. Даже если для этого потребуется дополнительная газотранспортная инфраструктура, в которую будут инвестировать россияне.
Новыми рынками сбыта российского сжиженного газа станут Япония и Республика Корея.
России не нужен природный газ или нефть. Ей нужны наличные деньги, чтобы покупать и производить бомбы, ракеты, подводные лодки и истребители.
– Когда Россия покинет европейский рынок, кто займет ее место?
– На европейский газовый рынок выйдет или увеличит свою долю Норвегия, а также все страны, оперирующие скважинами на континентальном шельфе Северного моря (Великобритания, Нидерланды, Дания).
Следует отметить, что строительство инфраструктуры добычи и транспортировки природного газа на шельфе Северного моря происходит с соблюдением самых высоких экологических стандартов.
Хочу напомнить, что за время моей каденции в PGNiG у нас была концепция пригласить украинские энергетические компании к партнерскому участию в каком-либо месторождении, которое мы эксплуатировали или к которому имели доступ на основании договора концессии.
Украина может участвовать в норвежских тендерах по разработке газовых месторождений и добыче природного газа на континентальном шельфе Северного моря.
– Что ждет украинскую ГТС в ближайшем будущем?
– Проблема украинской ГТС в том, что большое количество малых городов и производств присоединено к магистральным газопроводам, а не к системе дистрибуционных газопроводов, более известных как газораспределительные сети, как должно быть.
В такой ситуации переплетается функция транзита с функцией дистрибуции (газораспределения). Поэтому город или производство, использующие природный газ, должны платить владельцу газа, а в транзитной трубе – газ российский.
Спрашивается, кому платить. Выходит, что россиянам. Но это не имеет смысла, поскольку этот газ должен принадлежать либо “Нафтогазу”, либо трейдерам. Он должен поступать к конечному клиенту (городу или производству) из газораспределительных (дистрибуционных) сетей, а не из магистрального газопровода.
Потому в Украине должен быть создан оператор газораспределительных сетей.
Например, в Польше компания Gaz-System является оператором магистральных газопроводов, а компания Polska Spolka Gazownictwa – оператором дистрибуционных (газораспределительных) сетей, протяженность которых в несколько раз больше, чем протяженность магистральных газопроводов.
Однако за последние пять лет у вас произошли правильные и последовательные изменения как в контексте усовершенствования регуляторного поля, так и в контексте инфраструктурной трансформации – независимость системы магистральных газопроводов от рынка дистрибуции (газораспределения) и трейдинга (имеется в виду разделение функций поставок и продаж топлива – ЭП ).
Поэтому желаю вам: да держать!
Украине следует принять во внимание готовность США помочь украинцам через посредство американских инвесторов достроить магистральную систему газопроводов и отделить ее от системы газораспределительных газопроводов.
Очень важно завершить это распределение на рыночных началах – не только юридически, но физически разделить эту газовую инфраструктуру. Это был месседж во время недавнего двухдневного визита президента Байдена в Польшу, которому медиа не уделили внимания.
Если говорить об альтернативах российскому газу для транзита по украинской ГТС, то остаются две опции.
Первая – транзит из шельфа Черного моря, богатый природным газом и нефтью. Однако этот транзит пока невозможен из-за отсутствия доступа к шельфу Украины.
Вторая – транзит из LNG-терминалов Франции, Польши, возможно Германии или норвежского газа через Польшу.
Если говорить о польской опции, то необходимы тесные переговоры с польской стороной с участием Литвы.
Очевидно, что такое трехстороннее сотрудничество должно состояться в контексте нового газопровода GIPL, который начнет работать уже в 2022 году, а также в контексте поставки на украинский рынок сжиженного газа через польский и литовский LNG-терминалы.
Можно еще добавить альтернативу, как уверяют немцы, поставки газа из запланированного на строительство LNG-терминала в немецком Brunsbuttel.
Если говорить о сотрудничестве с Польшей, то следует заключить конкретные соглашения с польской стороной, но не обязательно на правительственном уровне, достаточно будет крепких договоренностей между соответствующими компаниями. Однако это может быть не столь легким процессом.
Можно еще рассматривать вариант договоренностей со Словакией. Однако он маловероятен, поскольку словаки имеют соглашение с россиянами.
В случае остановки транзита газа по украинской ГТС они смогут получать газ через “Северный поток-2”, который будет попадать в них по газопроводу OPAL и через Чехию. Поэтому здесь снова появляется российский газ.
В любом случае Украине важно развивать газодобычу, и не только у себя можно рассматривать и другие страны.
Еще раз подчеркиваю, обратите внимание на открытость США в Украину, это случай, который нельзя потерять. Нужно обращаться в администрацию президента Байдена о предоставлении специальных льгот – будь то лицензии на разведку и добычу газа или закупку оборудования.
Представьте себе, через некоторое время появляется название в медиа: “Украина получила десять лицензий на добычу природного газа в Пенсильвании или Техасе”…
Хотел бы подытожить все сказанное: рекомендую составить новую газовую (или в более широком контексте – энергетическую) стратегию Украины – национальную, не копируя стратегии других стран. Вы начали, и результаты очень положительные, несмотря на препятствия, возникшие с российской военной агрессией в Украине.
Юридически правовое энергетическое поле ЕС целесообразно и рыночно ориентировано, однако бизнес составляющая этой модели требует внутренней национальной энергетической политики в Украине. И не думайте сдаваться!
Аналогично, как около 20 лет назад, мы сделали в Польше относительно рынка природного газа, к сожалению, и не нефти. Мы не ожидали поддержки от Германии или ЕС.
Я не хочу никого поучать, но ради энергетической безопасности Европы будьте отважны и продолжайте шагать! Это должен быть ваш путь! (Николай Войтов, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)