В 2022 г. Европа собирается на две трети сократить потребление российского газа, чем может нанести огромный удар по доходам Кремля. Но вполне вероятен и сценарий полного эмбарго. “Перекрыть вентиль” может как Евросоюз – в ответ на новые военные преступления России в Украине, так и Кремль.

В таком случае пережить кризис зимой 2022-2023 гг. Европейскому континенту помогут поставки СПГ по “Газовому мосту Байдена”. Его уже организовывают дипломаты США и ЕС по образцу “Берлинского воздушного моста” 1949 г. – системы снабжения Берлина едой и углем в период, когда СССР заблокировал наземные пути. Это навсегда станет концом российского экспорта газа в Европу.

В этом уверен международный эксперт и старший аналитик по вопросам энергетики и геополитики GlobalBarrel.com доктор Томас В. О’Доннелл. Он рассказал Kosatka.Media, как быстро Европа сможет отказаться от российского газа, какими могут быть альтернативные маршруты поставок, и могут ли этому помешать Венгрия и Австрия, которые не собираются отказываться от газа из РФ.

Аналог армии Путина в энергетике

Сколько газа Европа импортирует из России в год? Кто основные потребители?

Европа покупает российский газ исходя из двух вариантов. Если говорить только о трубопроводном газе, то это:

  1. I. По долгосрочным контрактам, которые предусматривают поставку природного газа на несколько лет, возможно, от 5 до 20 лет.
  2. II. Через спотовый рынок. Это краткосрочные контракты на поставку в следующем месяце или на следующий день. В таком случае трейдеры ориентируются на фьючерсный рынок, который установил цену на газ с поставкой на следующий день, в следующем месяце, или позже в будущем.

По долгосрочным контрактам газ в Европу поставляется по таким трубопроводам:

  1. “Северный поток-1” – 55 млрд. м3 в год напрямую в Германию через Балтийское море.
  2. “Ямал – Европа” – через Беларусь и Польшу в Германию. У России уже нет обязательств поставлять газ по этому маршруту. Но этот вариант может быть использован, если Россия захочет поставлять спотовый газ, который заказали клиенты из Германии или других стран Европы. Мощность этого трубопровода составляет 35 млрд. м3 в год. Однако с августа 2021 года по нему транспортировалось очень мало газа. Во многих случаях его транзит был отрицательным, то есть из хранилищ в Германии газ шел в Польшу. По данным Варшавского института, “Ямальский контракт на поставку природного газа, подписанный в сентябре 1996 г. между польской газовой компанией PGNiG и Газпромом, истекает 31 декабря 2022 г. и не будет продлен, поскольку с 1 октября газ будет импортироваться из Норвегии”.
  3. Трубопроводные системы “Братство” и “Союз”, которые проходят через Украину, имеют мощность около 40 млрд. м3 в год. Прокачка газа по ним продолжается даже во время нынешней войны. Физические возможности этого маршрута намного больше, но Газпром много лет планировал свести транспортировку по нему к нулю.
  4. “Турецкий поток-2”, проходит в балканские государства Европы через Черное море и Турцию, тогда как “Турецкий поток-1” доходит только до Турции. Каждый имеет пропускную способность 15,75 млрд. м3. Вторая нитка газопровода была запущена всего два года назад, и на ней все еще строятся ветки, ведущие на север, например, в Сербию. Так, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года объемы транспортировки постоянно увеличивались. Всего за эти два года по трубопроводу было доставлено 16,8 млрд. м3, а сейчас он поставляет немного меньше, чем его полная мощность в 15,75 млрд. м3. В общей сложности поток российского газа в Европу в первом квартале 2022 года был на уровне около 110 млрд. м3, в годовом исчислении. По одной из оценок, это “45% импорта газа ЕС, приносящего России $900 млн. в день”.

С августа 2021 г. поставки российского газа по краткосрочным контрактам на спотовом рынке упали практически до нуля. Решение Газпрома и Путина прекратить спотовые продажи стало формой превращения чрезмерной зависимости Европы от российского газа в оружие. Важно понимать, что государственный Газпром – это не обычная газовая компания. Она приносит гораздо меньше прибыли, чем частная компания, использующая те же ресурсы. Газпром, подобно российской армии, давно используется в качестве “государственного инструмента”.

Путин и генеральный директор Газпрома Алексей Миллер в 2021 году прекратили спотовые продажи в Европу, хотя тогдашние высокие цены могли принести российскому государству большую прибыль. Для энергетической безопасности Европы было особенно важно, чтобы ее хранилища были максимально пополнены в период закачки в апреле-октябре за счет российского спотового газа. На этот источник Европа полагалась в течение многих лет.

Также Европа слишком рассчитывала на ветровую энергию. Но отсутствие ветреной погоды и очень холодная зима еще больше опустошили хранилища. Из-за этого ЕС в течение зимы 2021-2022 годов оказался в очень сложной ситуации.

К счастью, зима была не такой холодной, как предыдущая, был ветер и кризиса удалось избежать. Но ЕС пострадал от очень высоких цен, в том числе на сжиженный природный газ (СПГ). Европейцам пришлось значительно поднять закупочные цены на СПГ (в частности из США и Катара), чтобы получить ресурс, что изначально направлялся в Азию.

Российский СПГ также можно купить по долгосрочным контрактам или на спотовом рынке по одной партии за раз. Насколько я могу судить, эти продажи уже закончились.

Конец российских поставок в Европу

Как быстро Европа сможет полностью отказаться от российского газа? Реалистичны ли планы сократить потребление газа из РФ на 2/3 уже до конца 2022 года?

ЕС действительно к концу 2022 года может сократить закупки российского газа на две трети. Это цель, поставленная Еврокомиссией. Как сообщает служба новостей EurActiv: “План под названием REPowerEU направлен на “устранение” зависимости Европы от российского газа до 2030 г. и намечает меры по обеспечению заполнения хранилищ газа не менее чем на 90% к следующей зиме, чтобы справиться с возможными перебоями с поставками”.

Это станет огромным ударом по доходам России.

Что очень существенно в прекращении продаж газа в Европу – у России нет альтернативы продавать его где-то еще в течение нескольких лет. Ей придется строить чрезвычайно дорогие новые трубопроводы от Уренгойского и Ямальского месторождений в Западной Сибири до Китая через Монголию (существует план трубопровода под названием “Сила Сибири-2”, который может стоить $10 млрд.) и другие подобные проекты.

Предвидя эту катастрофу для российского газоэкспортного сектора, Путин 14 апреля распорядился о строительстве новых трубопроводов для перенаправления потоков на Восток и Юг. Он заявил: “важно закрепить тенденцию последних годов – поэтапно переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки Юга и Востока. Для этого в ближайшее время необходимо определить ключевую необходимость объектов инфраструктуры и начать их строительство”.

Но однозначного ответа на вопрос, как скоро Европа сможет прекратить закупки российского газа, нет. Сокращение на две трети возможно, если ЕС сохранит свою политическую волю.

ЕС и США необходимо подумать, что делать, если Путин перекроет весь экспорт газа.

С одной стороны, если он будет действовать рационально, это очень маловероятно – его режим отчаянно нуждается в доходах. С другой стороны, ЕС и США должны трезво оценить ситуацию на случай, если новые преступления путинских военных в Украине заставят Запад усилить санкции и резко прекратить все поставки из РФ.

В любом случае ЕС придется немедленно найти способ жить без российского газа. Это был бы очень драматичный сценарий. С моей точки зрения, а также с точки зрения некоторых других аналитиков, его невозможно было бы решить с помощью одних только рыночных механизмов.

Уже предпринимаются значительные усилия по увеличению потоков по трубопроводам от соседних нероссийских поставщиков. Поставки из Норвегии уже максимальны. В результате переговоров удалось заключить контракты на увеличение потоков в Испанию и Италию из Северной Африки, и предпринимаются дополнительные усилия.

Однако, то, что действительно нужно увеличивать – так это поставки СПГ. Новые мощности для сжижения и экспорта СПГ невозможно построить мгновенно – это занимает несколько лет. Следовательно, придется как-то иначе распределять объемы СПГ, производимого союзникам Запада, чем это сейчас распределяется рыночными механизмами.

Это повлечет за собой такие меры, как “Газовый воздушный мост” по образцу “Берлинского воздушного моста” 1949 года, который был организован США для снабжения Берлина продовольствием и углем, когда его наземные пути снабжения из Западного Берлина были заблокированы Иосифом Сталиным в попытке принудить союзников передать город под полный контроль СССР.

Администрация Байдена уже работает над этим как минимум с января. В конце января The Wall Street Journal описал “Берлинский газовый мост Байдена” как уже организованный. Его цель – с помощью дипломатии убедить азиатских покупателей СПГ из Ближнего Востока согласиться перенаправить часть своих долгосрочных закупок в Европу. Этот проект США запустили более чем за месяц до начала вторжения РФ в Украину 24 февраля.

Такой план был подробно описан американскими экспертами-исследователями из Бейкеровского энергетического института при Университете Райса в Техасе. Они предвидят масштабные международные усилия всех западных союзников. Их цель – убедить союзные страны, в основном в Азии (Япония, Южная Корея и Тайвань) согласиться разделить значительную часть трудностей, если Путин прекратит поставки газа в Европу.

Нормирование и экономия будут введены не только в Европе (например, для домов и больниц будет очень важно продолжать получать газ для отопления, а это означает, что некоторые отрасли будут вынуждены сократить часы своей работы). Также такие меры потребуются со стороны азиатских союзников, чтобы они могли отказаться от значительного процента долгосрочных законтрактованных поставок СПГ (особенно из Катара, США, Алжира, Австралии).

В свою очередь, азиатским союзникам придется максимально использовать уголь и ядерную энергию. Это было бы огромным международным усилием солидарности с Европой и Украиной.

Европейский континент переживет кризис зимой 2022-2023 годов. Постепенно будут построены новые экспортные мощности СПГ в США, Катаре, Северной Африке, Латинской Америке, Африке, Австралии и других странах. Также в Европе (и особенно в Германии) должны быть построены новые терминалы и трубопроводы для импорта и регазификации СПГ.

И это станет навсегда концом российских поставок в Европу.

В качестве альтернативы, если Путин не прекратит поставки в ЕС и ЕС не решит в ближайшее время полностью отказаться от его газа (решение об отказе будет трудно принять, учитывая разногласия между государствами), то скорее всего, ЕС будет придерживаться графика отказа от 2/3 российского газа в течение 2022 года. Тем не менее, этого нельзя достичь без реализации некоторых мер, описанных исследователями из Института Бейкера.

Администрация США Байдена была очень активна в дипломатических отношениях с Катаром и союзниками в Японии, Корее и Тайване, а также достигла соглашений с Катаром о перенаправлении поставок, предназначенных для Азии, в Европу. Эти усилия продолжаются и в странах-производителях Северной Африки. Руководство ЕС также дипломатически вовлечено в эти усилия, особенно Италия и Испания в Северной Африке.

Когда Байден посетил Европу в конце марта, он пообещал дополнительно 15 млрд. м3 газа в этом году, не сказав, как и откуда они поступят. Я предполагаю, что это связано с тем, что США и особенно катарские производители перенаправляют больше СПГ вместо Азии в Европу.

США уже экспортируют около 75% СПГ в Европу – довольно поразительный рост по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, экспорт Катара связан с высоким процентом долгосрочных контрактов в Азию (по сообщениям, более 80% его продукции) и достижение соглашений о перенаправлении большей части этого объема в Европу имеет необходимый потенциал.

Если бы мне пришлось предсказывать, я бы сказал, что следующей зимой ЕС закупит в России только 1/3 того объема газа, который был закуплен прошлой зимой. Однако об этом очень трудно рассуждать. Политические дебаты в Европе и Брюсселе все еще продолжаются.

При этом особенно важно, на мой взгляд, чтобы Германия, которая почти 50 лет была ключевым партнером России и создавала опасную сверхзависимость региона ЕС от российского газа, продолжала искать пути для повышения своих “амбиций”. Если Берлин действительно серьезно относится к своему “Zeitenwende” (“началу новой эпохи”), есть много вещей, которые он мог бы сделать сейчас. Например, он может отказаться от пагубных и идеологизированных планов ликвидации своих последних АЭС, немедленно открыть несколько недавно закрытых станций и принять решение о строительстве новых. Только это, наряду с ВИЭ и массовым увеличением импорта СПГ, может избавить Германию от зависимости от российского газа.

Где Европе брать газ

Какими могут быть главные маршруты не-российских поставок газа в Европу?

Несколько новых газопроводов из Каспийского региона, но особенно в Северной Африке – из Алжира, Туниса, Египта, возможно, Израиля. Некоторые представляют собой практические проекты, которые можно реализовать за несколько лет, некоторые очень сложные, например, трубопровод из Восточного Средиземноморья.

Некоторые страны не собираются отказываться от российского газа (Венгрия, Австрия). Действительно ли у них нет альтернатив?

Если ЕС решит отказаться от российского природного газа, они в конечном итоге будут вынуждены сделать то же самое, что и государства-члены. Как вы понимаете, они будут сопротивляться и создавать задержки.

Однако я должен подчеркнуть – здесь Владимир Путин является злейшим врагом самого себя, когда речь идет о его нефтегазовом бизнесе в Европе. Мы можем быть разочарованы прямо сейчас, видя меньше “амбиций”, чем хотели бы видеть в Европе, в скорейшем сокращении импорта российского газа. Однако из путинского метода ведения войны ясно, что зверства, которые российские военные планируют в своей новой кампании на востоке и юге Украины, вызывает отвращение у европейской цивилизации.

Эта реальность плюс продолжающееся воодушевляющее сопротивление украинского народа, я уверен, подтолкнет ЕС и Берлин к тому, чтобы найти больше “амбиций” сократить российскую нефть и газ, гораздо быстрее, чем думают многие. (Ярослав Маркин, Татьяна Гузенко, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий