Прекращение поставок российского газа в ЕС создаст проблемы для Украины, но “труба” пустой не останется.

Европа медленно, но уверенно движется к отказу от российского газа, хотя этот процесс займет достаточно много времени, поскольку некоторые страны ЕС в значительной степени зависят от поставок из России. В свою очередь, Россия, понимая это, шантажирует Евросоюз, используя газ как оружие . Украина не только поддерживает газовое эмбарго против России, но и призывает европейцев ввести его как можно быстрее. Тем не менее, отказ Европы от российского газа создаст проблемы и для самой Украины. “Апостроф” разбирался, в чем трудности, и каковы перспективы их преодоления.

Без российского газа

Пока украинская армия оказывает героическое сопротивление агрессору на полях войны, страны цивилизованного мира принимают меры к ослаблению экономики России. Европейский Союз завершает обсуждение шестого пакета санкций, предусматривающего старт процесса отказа от импорта российской нефти . На очереди седьмой пакет, в котором страны ЕС намерены предусмотреть меры, направленные на уменьшение зависимости Европы от российского газа.

По словам главы представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса, европейские страны наконец-то поняли, что Россия не является надежным поставщиком энергоресурсов, и попасть в зависимость от нее было ошибкой. Следовательно, планируется уже к концу нынешнего года сократить потребление газа с России на 70%.

Эти процессы будут неизбежно иметь последствия для Украины, которая в течение всего времени собственной независимости служила транзитным государством для поставки российского газа в Европу, что обеспечивало заметную часть доходов для государственного бюджета. Кроме того, именно из России Украина получала необходимое количество импортного газа. Даже после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, когда закупки непосредственно у России прекратились, газ, приобретенный у европейских компаний, все равно отбирался из проходящей через территорию Украины магистральной трубы.

Если поставки в Европу сократится, и отечественная “труба” опустеет, это будет иметь прямые последствия для Украины. Ведь государство избавится от доходов от транзита и потеряет возможность закупки необходимого газа путем виртуального реверса.

Следовательно, украинскому правительству придется решать дальнейшую судьбу газотранспортной системы, которая изначально еще во времена СССР была создана для транспортировки газа в Европу.

Даже сегодня, когда уже третий месяц идет война с Россией, поставка газа через отечественную газотранспортную систему продолжается. По контракту, который будет действовать до конца 2024 года, предполагается транспортировка через Украину ежегодно не менее 40 миллиардов кубометров газа в год. Причем контракт содержит условие “качай или платы”, т.е. даже если Россия полностью прекратит транзит газа через Украину, она все равно будет заплатить за транспортировку 40 миллиардов кубов в год (около 2 миллиардов долларов).

Хотя есть важный вопрос – будет ли она платить? Однозначного ответа на него нет, ведь кремль, похоже, начал с Украиной еще одну войну газовую.

Перспективы украинского маршрута

Ситуация после 2024 выглядит еще более неопределенной.

Однако, по мнению экспертов, шансы на сохранение определенных объемов транзита по отечественной ГТС остаются.

Во-первых, нужно отметить, что сама Россия заинтересована в сохранении поставок своего газа на европейский рынок. “Ей некуда девать этот ресурс, – заявил изданию эксперт Центра Разумкова Максим Белявский. – Иначе им придется цементировать скважины. Кроме того, потеря рынка Европы приведет к сокращению доходов российского бюджета.

Но в кремле прекрасно понимают, что и ЕС не сможет быстро найти альтернативу российскому газу, и именно поэтому пытается шантажировать этим европейцев.

“Отказаться от российского газа Европе будет даже сложнее, чем от нефти, – говорит директор по аналитических исследованиям DiXi Group Роман Ницович. – Ведь еще большее число членов ЕС имеют критическую зависимость от российского газа. И для того, чтобы от нее избавиться, им понадобится длительный период для поиска альтернатив и инвестиций в инфраструктуру. Следовательно, договоренности, которые в конечном счете будут достигнуты в ЕС, скорее всего, будут предусматривать достаточно длинный переходный период, который, вероятно, продлится до 2026 года или дольше”.

На сегодняшний день Германия, Греция и ряд других стран только положили начало строительству новых терминалов для приема сжиженного газа с моря. Также есть проекты прокладки новейших трубопроводов в Европу, в большей степени с южного направления, которые дозволят заместить русский газ. Но их реализация тоже требует времени.

В то же время в Европе разрабатываются процедуры, направленные на то, чтобы максимально исключить использование газа как инструмента политического давления. Ведь известно много случаев, когда Россия добивалась от разных стран политических уступок в обмен на предоставление скидок на газ.

Одна из таких стран – Украина, ведь газовая ценовая скидка была одним из основных элементов пресловутых “Харьковских соглашений”, которые в значительной степени привели к нынешней войне.

Следовательно, Европейский Союз намерен положить конец установлению “политических” цен на российские энергоресурсы.

Большие надежды возлагаются на механизм совместных закупок, при котором весь газ, необходимый для ЕС, будет закупаться консорциумом энергетических компаний по единой цене, – говорит Роман Ницович. – Таким образом, для всех потребителей этот ресурс будет стоить одинаково, независимо от политических позиций каждого государства”.

Планы на будущее

В сложившейся ситуации Украина имеет возможность и должна подготовить собственные планы действий в условиях, когда транспортировка российского газа в Европу будет неуклонно сокращаться. По словам советника премьер-министра Украины Юрия Бойко, такие планы уже разрабатываются и предусматривают целый комплекс мер, позволяющих украинской энергетике адаптироваться к новым условиям работы.

В частности, принимаются меры для того, чтобы по возможности дольше сохранить транзит через украинскую территорию, что позволит получать определенный финансовый ресурс в ближайшие годы.

“Сегодня представители украинского правительства обращаются к европейским партнерам для того, чтобы сокращение объемов транспортировки российского газа происходило в первую очередь за счет трубопроводов, которые были созданы с целью политического давления, – говорит эксперт “Апострофу”. – Например “Северного потока-1”. Европейские покупатели могут выдвинуть условие “Газпрома”, чтобы те объемы газа, которые в течение переходного периода будут поставляться в ЕС, прокачивались по украинской “трубе”.

Впрочем, если эти усилия не принесут результата, и транзит все же прекратится, “труба” не должна остаться пустой. Ведь газотранспортная система у восточных регионов устроена таким образом, что давление в распределительных сетях обеспечивается давлением в магистральном трубопроводе. Поэтому для того, чтобы потребители стабильно получали необходимый им газ, нужно поддерживать давление в магистральной трубе независимо от того, идет через нее транзит или нет.

По словам Юрия Бойко, работоспособность системы будет поддерживаться при любом сценарии. И правительство, если газа собственной добычи для этого не будет хватать, готово к тому, чтобы закупать нужные объемы природного газа с западного направления.

“Предполагается, что в случае необходимости Украина сможет получать газ из Катара или Соединенных Штатов через морские терминалы других стран, например через польский, – говорит Бойко. – Для этого, конечно же, необходимо принять определенные технические меры, в частности, достроить газопровод, который соединит польский LNG-терминал с украинской ГТС”.

Импортировать газ из Европы в ближайшее время можно и не понадобится. Ведь его потребление с началом войны значительно снизилось. На сегодняшний день в регионах, где происходили или сейчас продолжаются боевые действия, разрушено большое количество промышленных предприятий и инфраструктурных объектов, которые были крупными потребителями газа. В частности, пострадали энергетические объекты, которые обеспечивают население тепловой энергией. Полностью разрушена Ахтырская ТЭЦ, Черниговская ТЭЦ получила значительные повреждения.

В настоящее время, по словам Юрия Бойко, правительство работает над тем, чтобы обеспечить стабильную работу энергетического сектора Украины, в том числе и газотранспортной системы.

Ускорение “зеленого перехода”

Правительство должно обеспечивать текущую работу энергосектора и готовить страну к следующему отопительному сезону независимо от того, будет ли продолжаться война или нет. Однако есть вещи, относящиеся к более отдаленным временам.

В частности, следует учитывать то, что отказ от нефти и газа подтолкнет развитие в Европе “зеленой” энергетики, а рост цен на углеводороды из-за шантажа России сделает его более рентабельным.

В ЕС снова заговорили об использовании в качестве энергоносителя водорода. Следует напомнить, что еще до войны обсуждалась возможность использования украинской ГТС для транспортировки водорода в Европу, при этом сама Украина рассматривалась как потенциальный производитель этого вида экологического топлива .

Пожалуй, в ближайшем будущем следует вернуться к этому проекту. Впрочем, скорее всего, это будет возможно уже после войны и станет составной частью послевоенного восстановления нашего государства. (Виктор Авдеенко, Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий