Цены на энергоносители растут во всем мире, кроме Казахстана. Почему так происходит? По какой цене тогда Казахстан будет отпускать ГСМ Кыргызстану в случае открытия поставок и, как цены на НПЗ России давят на нефтетрейдеров в Кыргызстане?
Начать необходимо с особенности ценообразования и сложившейся ситуации на нефтяном рынке Казахстана. Во время январских событий в этом году в Казахстане на 180 дней (действует до сих пор) был введен мораторий на повышение розничных цен на ГСМ. При этом себестоимость добычи нефти непрерывно растет.
На сегодня стоимость нефти, поставляемой на внутренний рынок Казахстана, составляет 38-45$/баррель. То есть нефть на внутреннем рынке Казахстана сегодня в 2,5-3 раза дешевле ее экспортной стоимости, стоимость на международной бирже превысила 124 $/баррель, и уже не догоняет ее фактическую себестоимость.
Основной причиной низкого уровня розничных цен в Казахстане является государственное регулирование цен. Ежегодно Казахстан добывает около 100 млн. тонн нефти, из них 14 млн. тонн направляется на покрытие внутренней потребности страны.
Остальные 86 млн. тонн направляются на экспорт, на текущий момент ставка экспортной пошлины на любую нефть, вывозимую из Казахстана, составляет от 35 до 70 долларов за тонну.
Соответственно правительство Республики Казахстана субсидирует местные нефтеперерабатывающие заводы, которые продают топливо на внутреннем рынке по низким ценам, за счет высокой экспортной пошлины на нефть.
В рамках 180-дневного моратория правительством Казахстана установлены следующие предельные розничные цены на ГСМ:
СУГ – 55 тенге, около 11 сомов за литр;
бензин марки АИ 92 – 182 тенге, около 34,60 сомов за литр;
Дизтопливо – 240 тенге, около 45,6 сома за литр.
При этом котировки нефти на экспорт находятся на относительно высоком уровне. В случае открытия официального экспорта нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан цены для Кыргызстана будут формироваться на уровне мировых котировок, то есть нефтетрейдеры Казахстана не будут устанавливать отпускные цены для Кыргызстана по внутренним розничным ценам Республики Казахстан.
С целью недопущения нехватки нефтепродуктов в Казахстане введен ряд запретов:
1) на экспорт нефтепродуктов (с 9 мая 2021 года);
2) на вывоз бензина, дизтоплива и отдельных видов нефтепродуктов автомобильным транспортом (был введен в ноябре 2021 года).
Кроме того, осенью 2021 года на НПЗ в Атырау из-за дефицита дизельного топлива на внутреннем рынке были перенесены сроки ремонта завода.
Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сказал, что в 2023 г., вероятно, Казахстан уже не будет запрещать вывоз нефтепродуктов из страны. Его слова передает портал Neftegaz.RU.
“Мы отойдем от этого, однако необходимо построить “правильные рыночные отношения”, чтобы участники рынка не злоупотребляли этим”, – заявил глава ведовства.
Таким образом, вероятно, министр косвенно подтвердил запрет на вывоз нефтепродуктов до конца 2022 года.
В настоящий момент в России наблюдается избыток предложения на внутреннем топливном рынке – все те, кто экспортировал топливо, столкнулись с проблемами в реализации своих объемов. В связи с этим произошло временное снижение цен на топливо внутри страны.
В начале марта 2022 г. начали фиксироваться проблемы с отправкой нефтепродуктов из России в Европу, часть танкеров застряло в портах. При этом весь объем на экспорт в марте уже законтрактован и отгрузки с трудом осуществляются. В апреле месяце были проведены ряд мероприятий, которые были направлены на решение вопросов возобновления отгрузок нефтепродуктов в Европу. При этом уже в мае реализации нефтепродуктов в Европу из РФ стала налаживаться.
Кыргызская Республика является одним из экспортных направлений для нефтяных компаний РФ, соответственно при формировании цен данные компании руководствуются котировками Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Также большое влияния на увеличение экспортной цены оказывает демпферная ставка, которая добавляется к биржевой цене продукта. Данный механизм применяется для сдерживания цен на внутреннем рынке РФ.
Еще в 2019 г. правительство РФ и нефтяники договорились: если за рубежом цены на бензин высокие, то из российского бюджета нефтяникам компенсируют сумму, которую они теряют, не поднимая цен в России. И наоборот.
В этой связи розничная цена в РФ ниже розничной цены в КР в среднем на 3 сома за литр.
Если учитывать текущую себестоимость бензина марки АИ-92 в 868 долларов США за тонну, а также добавить транспортные расходы, налоги, эксплуатационные расходы, то:
– средняя розничная цена на АЗС должна составить 66,7 сома за литр.
Однако, средний уровень розничной цены в северном регионе КР составляет около 62,9 сома за литр.
Кыргызские компании-нефтетрейдеры удерживают розничные цены за счет ранее закупленных партий, но так как отпускные цены на заводах в России высокие, это подталкивают к росту розничных цен в КР.
В условиях нестабильности рынков местным нефтетрейдерам становится все сложнее производить платежи в пользу российских поставщиков.
Многие финансовые учреждения находятся под санкционным давлением, и при проведении платежей финансовые средства замораживаются на 90 и более дней, что влияет на объемы ГСМ на нашем рынке. В случае заморозки средств у местных компаний не остается ни денег, ни товара.
Ранее, из-за роста курса доллара США была достигнута договоренность переводить контракты на расчеты в национальных валютах. В тот момент никто не мог прогнозировать столь значительное укрепление рубля. Подобное укрепление валюты в стране поставщика делает автоматически дороже все виды импортируемых товаров из России в Кыргызстан. (Tazabek.kg/Энергетика Украины и мира)