Во всех планах восстановления страны упоминается “зеленая” реконструкция. Что это значит для конкретных секторов экономики и как это осуществить?

За время войны сумма ущерба, нанесенного гражданской инфраструктуре, достигла потрясающих 100 млрд. дол. Более 10% этой суммы – это промышленные предприятия, около 30% – дороги и инфраструктура, почти 40% – жилые дома.

Кроме того, по данным МВД, в разминировании нуждаются не менее 270 тыс. кв. км территории страны.

Хотя увольнение Украины еще продолжается, дискуссия о реконструкции уже началась. Свои предложения по этому поводу обнародовали британский Центр исследований экономической политики (CEPR), Кабмин и Национальный совет реформ.

Примечательно, что в каждом из трех упомянутых наработок упоминается “зеленое” восстановление – термин, определение которого довольно расплывчатое. Что означает “зеленое” восстановление для конкретных секторов и какие барьеры для его реализации?

Ответы на эти вопросы прозвучали в ходе дискуссии, организованной немецким экологическим проектом Low Carbon Ukraine совместно с Центром экологических инициатив “Экодия” и объединением неправительственных организаций стран Центральной и Восточной Европы CEE Bankwatch.

Ключевые выводы

Введение “зеленого” восстановления требует сочетания разработки программ и политик.

“Зеленое” восстановление должно реализовываться многими субъектами в нескольких секторах одновременно. Чтобы децентрализованное принятие решений направлялось на “зеленое” восстановление, необходимо устранить препятствия на пути “зеленых” инвестиций.

Например, неблагоприятное регулирование рынка электроэнергетики, субсидированные потребительские тарифы на тепло, преимущественно производимое из ископаемого топлива, схемы специальных обязательств по снабжению электроэнергией для домохозяйств.

Для этого расточительные прямые и косвенные ценовые субсидии следует заменить независимыми от потребления и более таргетированными субсидиями для уязвимых групп потребителей.

В то же время, программа восстановления должна разрабатываться так, чтобы приоритизировать долгосрочную эффективность “зеленых” технологий в течение жизненного цикла над высшими начальными инвестициями в проекты.

Необходимо стратегическое решение о том, делать ли Украину “витриной” для передовых технологий.

Многие технологии, необходимые для “зеленого” восстановления, широко используются и являются коммерчески эффективными. Однако в некоторых случаях, например в металлургии, “зеленые” технологии находятся на ранних стадиях внедрения.

Хотя восстановление с использованием новых технологий будет дорогостоящим, использование старых создаст риск построения неэффективных активов. К примеру, в случае применения строгих правил ЕС и цен на выбросы парниковых газов.

Для этих сфер понадобится стратегическое решение украинских властей и международных партнеров относительно того, может ли Украина стать примером внедрения современных технологий.

Это также потребует координации с другими секторами, поскольку, скорее всего, будет означать более быструю электрификацию экономики и необходимость производства водорода с помощью возобновляемых источников энергии.

Доступное финансирование жизненно важно для “зеленого” восстановления.

Поскольку стоимость капитала в Украине была высокой еще до войны и ситуация не улучшится после ее окончания, наличие доступного финансирования для инвестиций жизненно важно. Иначе более низкие эксплуатационные расходы не смогут перевесить более высокие капитальные затраты на “зеленые” инвестиции.

Доступное финансирование можно обеспечить благодаря международной финансовой помощи посредством предоставления льготных кредитов или грантов, например, в контексте программы послевоенной реконструкции типа предложенной ЕС.

В частности, правительство Украины совместно с международными финансовыми институтами должно обеспечить доступ к финансированию малым и средним предприятиям.

Эффективное управление проектами “зеленого” восстановления во избежание задержек.

Замена старых, неэффективных, поврежденных или уничтоженных войной активов на более новые и чистые технологии обычно потребует более сложных процессов планирования и строительства, что может замедлить реализацию проектов.

Чтобы избежать задержки и создания препятствий “зеленой” реконструкции, необходимы эффективные и быстрые процессы управления и реализации проектов.

В то же время органы власти и инвесторы должны гарантировать доступ к информации о них, а также значимое участие общественности в соответствии с Орхусской конвенцией.

Для привлечения финансирования необходимы управления программами реконструкции и продолжения реформ.

Международные партнеры Украины, особенно ЕС и США, заявили о готовности оказать существенную помощь в послевоенном восстановлении Украины. Однако стране необходимо будет создать условия для осуществления этих инвестиций.

В частности, механизмы восстановления должны отражать передовой международный опыт управления.

Борьба с коррупцией, верховенство права, защита прав человека и другие реформы, многие из которых не достигли значительного прогресса в довоенный период, должны быть продолжены с удвоенным рвением с учетом последних положительных изменений в законодательстве и требований членства в ЕС.

Ожидается, что доноры будут координировать свои усилия по восстановлению, а украинские власти будут прозрачно предоставлять информацию о полученных средствах и улучшать подотчетность, привлекая общество к принятию решений и упрощая доступ к информации.

Международные частные инвестиции будут нуждаться в страховании политических рисков.

Не следует забывать о потенциальной роли международных частных инвестиций. Они могли бы дополнить и расширить финансирование, предоставляемые странами и международными финансовыми учреждениями.

Украине выгодно повышать производительность посредством создания совместных предприятий или конкуренции на ранее монополистических рынках.

Однако частные инвесторы будут очень осторожны в послевоенной ситуации, поскольку вопросы безопасности, очевидно, не будут полностью решены в течение многих лет.

Страхование инвестиций, покрывающее военные риски, будет являться необходимым условием для привлечения таких инвестиций.

Это снизит потребность в финансовой поддержке из госбюджета, а значит, введение такого страхования должно быть взаимовыгодным для международных партнеров.

Оно может быть особенно полезно, если предоставлять его в большем масштабе, например, на уровне ЕС, чтобы избежать множества двусторонних схем. Замороженные российские активы можно использовать в качестве залога для такого страхования.

“Зеленое” восстановление невозможно без восстановления поврежденных экосистемных услуг.

Возвращение жизни на оккупированные территории означает не только физическое восстановление инфраструктуры, но и обеспечение людей и природы основными природными ресурсами для процветания: чистой водой, воздухом, здоровым грунтом.

Более того, достичь общеевропейской цели относительно климатической нейтральности к середине века почти невозможно без связывания и хранения углерода его поглотителями (леса, торфяника, грунтовые накопления).

Всего этого невозможно добиться без построения в Украине климатостойкой и дружественной природе экономики.

Для достижения этой цели следует приложить усилия для расширения охранных территорий по меньшей мере на 20% суши и 10% водного пространства путем их сохранения и восстановления в течение следующего десятилетия.

Перспективы

Планирование “зеленого” восстановления Украины является многоаспектным вызовом, требующим координации политики многих внутренних и международных участников.

Для этого нужна продуманная институциональная база, которую страна должна разработать как можно скорее вместе с международными партнерами.

Несмотря на существенные весомые экономические причины для проведения “зеленого” восстановления, необходимо преодолеть ряд препятствий, связанных со стратегией, разработкой и внедрением политики, финансированием и страхованием рисков, административной эффективностью и удвоением усилий по внедрению реформ.

Нужно принять важные стратегические решения на самом высоком политическом уровне.

Речь идет о превращении Украины в “показательный кейс” введения избранных передовых технологий, в производителя технологий, а не экспортера сырья, о превращении части загрязненных войной земель в заповедники.

Украине необходимо выработать четкое видение процесса своего восстановления с точки зрения приоритетов и желаемых преобразований. То есть нужно собраться и решить, какую именно страну восстанавливать.

Как показало обсуждение, есть много идей относительно экономически здорового, экологически чистого и социально справедливого “зеленого” восстановления.

В настоящее время идет борьба за свободу украинской земли и народа. Завтра нужно стремиться отстроить Украину, которая станет более пригодной для жизни, более “зеленой” и более устойчивой к изменению климата.

Статья предоставлена “Вокс Украина”. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий