Почему, несмотря на падение официального курса гривны, не стоит ожидать повышения цен на топливо, а в отдельных регионах можно даже надеяться на их снижение?
21 июля Нацбанк повысил официальный курс американской валюты по отношению к украинской до 36,6 грн. за дол. Таким образом, гривна девальвировала на 25%.
Это решение означает, что импортеры будут покупать иностранную валюту дороже, а разницу будут закладывать в конечную стоимость товаров. Представители НБУ предупредили, что это приведет к росту цен, в частности, на нефтепродукты.
Впрочем, опрошенные ЭП участники рынка предполагают, что цены на АЗС могут не измениться, а в отдельных областях следует надеяться даже на снижение.
Почему стоимость горючего привязана к курсу гривны?
До начала Великой войны 75-80% нефтепродуктов Украина импортировала. Остальные приходились на отечественные Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ.
В настоящее время эти предприятия остановлены из-за российских ракетных обстрелов. Рассчитывать на возобновление их работы в ближайшее время не приходится, поэтому сейчас Украина полностью зависит от поставок топлива из стран Европейского Союза.
Приобрести там нефтепродукты украинские трейдеры могут только за иностранную валюту, поэтому курс гривны является важной составляющей цены. Как известно, в первый день вторжения российских кафиров Нацбанк зафиксировал официальный курс доллара на отметке 29,25 грн. С 21 июля курс снизился на 25% до 36,6 грн.
Кто мог купить валюту по официальному курсу?
Реальный курс американской валюты с первых дней великой войны был намного выше официального, в отдельные дни разница достигала 7-8 грн.
Горючее до 7 июля входило в перечень товаров критического импорта, и трейдеры могли покупать валюту для его приобретения по официальному курсу у НБУ.
Был ли готов к такому шагу регулятора рынок?
По словам директора группы компаний PRIME Дмитрия Леушкина, новость о повышении курса доллара стала для рынка настоящим шоком. “Утром в четверг (21 июля – ЭП) оптовый рынок вышел со старыми ценами, а после обнародования решения регулятора все выставили новые цены”, – говорит он.
Как утверждает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, стоимость закупки горючего для импортеров выросла на 10 грн. за литр. Сразу после решения НБУ примерно на ту же сумму повысились оптовые цены. Правда, к вечеру они немного откатились: рост составил 8 грн. за литр.
То есть, стоит ожидать роста цен на АЗС?
По расчетам экономистов и представителей Национального банка, снижение официального курса гривни должно привести к удорожанию горючего. Впрочем, участники рынка считают, что этого можно избежать. Как это возможно?
Во-первых, в последнее время трейдеры закладывали в стоимость горючего высокую маржу доходности. Все ожидали, что благодаря ее сокращению цены на топливо в течение следующих двух недель снизятся на 5-8 грн. за литр. Теперь же этот потенциал может нивелироваться курсовым скачком.
Если просто, то отдельные сети во время войны зарабатывали сверхприбыли, которые в отдельных случаях могли достигать 10 грн. за литр до 20 грн. за литр.
“Такая маржа позволила залить рынок сжиженным газом и дизельным горючим и значительно улучшить ситуацию с бензином. Насыщение рынка повлекло за собой ожидаемый результат: острую конкуренцию и падение цен”, – говорит Куюн.
Во-вторых, снижаются мировые цены на нефть и нефтепродукты.
Почему трейдеры держали маржу на таком уровне?
По словам эксперта рынка горючего Геннадия Рябцева, сейчас стоимость нефтепродуктов в Украине сильно завышена из-за военных рисков.
“Причинами большой маржи были необходимость полной перестройки логистики, потеря морских поставок, пробки на дорогах, ракетные удары по нефтебазам в первые месяцы войны, потеря объектов инфраструктуры”, – сказал он.
Какими будут цены?
Все будет зависеть от того, как сети вели себя в последнее время. Кто-то снижал цены, а кто-то не торопился это делать.
“У нас стоимость дизеля опускалась до 53 грн. за литр, а на больших объемах продаж падала до 49 грн., в то время как большие сети не спешили этого делать. Поэтому мы планируем повысить цены в пятницу (22 июля – ЭП)”, – говорит Леушкин.
Сколько же обойдется топливо? Некоторые операторы обещают поднять цены на бензин до 59 грн./литр, на дизельное топливо – до 62 грн./литр.
Впрочем, по словам Куюна, текущие расценки на заправках могут и не измениться. Стоимость сжиженного газа способна стабилизироваться на уровне 30 грн. за литр, дизельного горючего – 55-57 грн. за литр, бензина – 52 грн. за литр.
Рябцев считает, что на западе Украины цены на горючее должны снижаться. “Учитывая логистику, в западном регионе цены должны были снизиться гораздо раньше, поскольку они были выше экономически обоснованных”, – говорит он. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)