Заработает ли общая европейская концепция энергетической солидарности?

Еврокомиссия (ЕК) предложила пакет “Экономия газа для безопасной зимы”, поручив странам-членам приложить усилия для снижения спроса на газ на 15% с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г. на основе энергетической солидарности. Подведенный к уровню фундаментального принципа европейских договоров принцип энергетической солидарности с 2005 г. приобретает все большее значение при разработке европейской энергетической политики сегодня. С юридической точки зрения этот принцип закреплен в статье 194 Лиссабонского договора. В политическом аспекте (хотя в договоре не было приведено четкого определения солидарности), эффективность и значимость этого принципа проходит проверку на прочность уже сейчас. Ведь отличия в уровнях индустриального, технологического, ресурсного,

По сути, каждое государство ЕС имеет свою трактовку солидарности, основанную на национальном мировосприятии, что затрудняет создание общей европейской концепции энергетической солидарности, основанной на конкретных элементах, которые должны внедряться на европейском уровне.

С концептуальной точки зрения энергетическая солидарность внутри ЕС невозможна без пяти условий:

1) завершение формирования внутренних рынков газа и электроэнергии, что создает де-факто солидарность за счет ликвидности потоков газа и электроэнергии в Европе и того факта, что эти потоки могут свободно циркулировать в рамках ЕС;

2) обеспечение безопасности поставок за счет физической инфраструктуры и эффективных механизмов взаимопомощи, основанных как на необходимости дальнейшей интеграции различных национальных энергетических сетей через инфраструктуру взаимосвязи (для обеспечения и улучшения взаимодополняемости национальных энергетических балансов), так и на уровне европейской системы, в совокупности позволяют перейти от солидарности де-факто к активной, динамической и сознательной солидарности;

3) оптимизации использования энергетических ресурсов в ЕС в контексте энергетического (зеленого) перехода, особенно в сфере продвижения возобновляемых источников энергии и развития энергетической инфраструктуры для их развития;

4) политической воли государств-членов обеспечивать надежность поставок с учетом наиболее выгодных соглашений для всего ЕС, и в соответствии с правилами ЕС для согласованного и коллективного решения вопросов, связанных с оптимизацией ресурсов в рамках ЕС, с энергетическим переходом и его финансированием, с доступом для всех к доступной энергии и борьбе с энергетической бедностью;

5) учет различных уровней экономического и социального развития и благосостояния каждого из государств-членов, которые сталкиваются со специфическими техническими трудностями при принятии и реализации европейских энергетических целей в сфере устойчивого развития и в контексте разрыва существующих энергетических связей с поставщиками.

Недавно ЕС определял, по меньшей мере, три задачи, которые необходимо было решить, чтобы быть в безопасности с точки зрения энергетики. Речь шла о (1) надежности поставок по относительно низкой цене, (2) эффективному энергетическому рынку и честной конкуренции, а также (3) стали в контексте зеленого перехода ресурсы и производство. Энергетическая безопасность была на первом месте в повестке дня Европейского Союза, ведь почти все процессы в экономике ЕС нуждаются в энергетических ресурсах, а, следовательно, обеспечение поставок этих ресурсов определяло жизнеспособность национальной безопасности для государств-членов.

Во внешней энергетической политике недавно доминировал суверенитет государств ЕС, ограничивавший координацию совместного подхода во внешних энергетических отношениях.

Несмотря на неоднократные усилия Европейской комиссии и Европарламента по поддержке внешней энергетической политики, выходящей за пределы конкурентной и эффективной рыночной политики, общий подход во внешних энергетических отношениях окончательно не выработан. Энергетическая безопасность, прежде всего, зависит от (i) степени, в которой государство диверсифицировало свой набор поставщиков, и (ii) их энергетического баланса. Небольшой набор поставщиков создает большую зависимость от последних, что в свою очередь приводит к уязвимости перед сбоями в поставках и определяет уровень политического влияния поставщика на импортера с учетом угрозы санкций путем прекращения поставок или повышения цен. Соответственно, диверсифицированный энергетический баланс позволяет избежать таких сбоев.

План сокращения использования газа, предложенный ЕК, упомянутый в начале статьи, предусматривает, что сначала сокращения потребления газа будут добровольными, а затем станут обязательными, как только Еврокомиссия объявит чрезвычайное положение. Для этого ЕК ввела новый Регламент Совета о скоординированных мерах по сокращению спроса на газ, который дает Комиссии возможность объявить после консультаций с государствами-участниками “Предупреждения Союза” (Union Alert) о безопасности поставок, вводя обязательное снижение спроса газа для всех государств-участниц. Union Alert может срабатывать при значительном риске острой нехватки газа или высокого спроса на газ. Государства-участники должны обновить свои национальные планы действий в чрезвычайных ситуациях до конца сентября, чтобы продемонстрировать, как они намерены достичь сокращения потребления,

Государства-члены Union Alert, требующие поставки газа на принципах солидарности, должны будут продемонстрировать меры, предпринятые ими для снижения спроса внутри страны.

Такое предложение встретило прямое сопротивление со стороны Португалии и Испании, а также серьезную обеспокоенность со стороны других стран ЕС, включая Италию, Францию, Кипр и Грецию. Главным образом критика состоит в том, что несправедливо требовать приложения одинакового уровня усилий от всех стран, когда некоторые из них значительно больше зависят от России, чем другие. Структура энергопотребления между государствами-членами также отличается, учитывая, что Франция, например, использует атомную энергию (42% в энергобалансе), тогда как Польша и Эстония по-прежнему в значительной степени зависят от ископаемого топлива (47% и 72% соответственно). И именно из-за этих отличий нет единой концепции энергетической безопасности.

При этом ЕК выразила намерение координировать совместные закупки газа для государств-членов, а также заключила соглашения с другими поставщиками, включая США, Норвегию, Азербайджан, Катар и Израиль. За последние несколько месяцев Россия постепенно сократила экспорт газа на континент до трети исходного уровня. ЕС значительно увеличил импорт сжиженного природного газа (СПГ), чтобы восполнить дефицит, но альтернативы со стороны предложения в основном исчерпаны.

ЕС уже обязался заполнить мощности хранения газа не менее чем на 80% до 1 ноября, но растут опасения, что это будет сложной задачей, поскольку Россия обеспечивает лишь 40% импортируемого газа Европы, и пополнить эту инфраструктуру для СПГ из альтернативных источников практически нет.

Дальнейшее сокращение поставок газа по России может быть удовлетворено только за счет снижения спроса. Экономия газа Испанией, например, будет иметь большое значение для Европы. Испания в значительной степени независима от российских углеводородов: по данным Cores (Испанская корпорация стратегических запасов нефтепродуктов) на январь 2022 г. они составляют всего 2% нефти и 6% ее импорта газа. Вывод из эксплуатации угольных электростанций и замена их на газ наряду с использованием ядерной и возобновляемой энергии также является существенным вкладом страны в уменьшение климатических и геополитических рисков. Возобновляемая энергия в Испании находится примерно на среднем уровне по ЕС (21,2% энергопотребления по сравнению с 22,1% по ЕС, согласно данным Евростата за 2020 г.).

В настоящее время Испания имеет самые большие в Европе мощности по регазификации СПГ. Также он имеет два газопровода с Алжиром: первый (Medgaz) работает на полную мощность; второй (Gazoduc Maghreb Europe) через Марокко был остановлен Алжиром в октябре 2021 г.

В условиях полномасштабного газового кризиса в ЕС придется, например, координировать поставки алжирского газа, который сейчас направляется в Испанию, но должен направляться в Италию, а затем в Центральную Европу.

И поскольку СПГ сейчас дороже алжирского газа, ЕС придется должным образом компенсировать эту разницу в Испании. То же касается и других стран Южной Европы, имеющих доступ к нероссийским поставкам газа. Сокращение ими потребления газа может помочь другим странам и, в частности, Германии, и за это они должны получить компенсацию.

Испания также играет ключевую роль в долгосрочной европейской интеграции возобновляемых ресурсов в Северной Африке. Марокканская, алжирская и тунисская сети синхронизированы с европейской системой и связаны двумя межсетевыми соединениями между Испанией и Марокко через Гибралтарский пролив, единственными соединениями Европы с Северной Африкой. При этом европейцы, ссылаясь на данные, предоставленные Международным энергетическим агентством за 2020 год, о том, что 68,6% электроэнергии Марокко было произведено с использованием угля, призывают не закрывать глаза на недостаточное соблюдение идей зеленого перехода со стороны марокканцев. В Испании существует относительный консенсус относительно того, что стратегическая автономия ЕС должна быть еще и зеленой (низкоуглеродистой). В Испании широко поддерживается интеграция возобновляемых ресурсов Северной Африки в европейский рынок. хоть и при соблюдении четких критериев устойчивости. Нидерланды также планируют импортировать низкоуглеродистый водород из Саудовской Аравии.

В ЕС уже признают три стратегических ошибки, а именно формирование чрезмерной зависимости от России, отсутствие энергетической интеграции и недостаточно быстрое продвижение возобновляемых источников энергии. И хотя сегодня Франция призывает к развитию межсетевого соединения газа (но не электричества), ей упрекают в том, что в течение 30 лет она выступала против таких инициатив.

Вопрос газовых сетей имеет решающее значение, особенно в отношении реверсивных потоков. Газ будет в большей степени поступать из портов, большинство из которых находится во Франции, на Пиренейском полуострове и в Италии. В электросетях уже существуют развитые мощности для межсистемных соединений, в настоящее время осуществляются новые проекты развития взаимосвязей и перехода к системе с большим количеством возобновляемых источников энергии.

В ответ на предложение о газовой взаимопомощи Тереза Рибера, министр энергетики Испании, заявила: “Почему Испания или Португалия должны потреблять меньше газа, если они не зависят от поставок из России, и на них не повлияет полное прекращение поставок российского газа?” Ответ Еврокомиссии был лаконичен: “Нам нужно обеспечить солидарность ЕС”.

Министерство окружающей среды и энергетики Португалии заявило, что предложение Комиссии ЕС является неустойчивым и непропорциональным. По словам Джу Галамба, логика нормирования ЕС предполагает взаимосвязанные европейские газораспределительные системы. Галамба сказал, что в течение многих лет его страна находилась в невыгодном положении, потому что у нее не было связи с остальной европейской энергораспределительной сети, и ей приходилось покупать более дорогой газ. И почему-то тогда о солидарности не очень беспокоились.

Испания, в свою очередь, позволила себе критические замечания по влиянию системы торговли квотами на выбросы на текущий ценовой кризис, при этом напомнив, что подход, изложенный в REPowerEU, также поддерживает ядерную энергетику наряду с инвестициями для диверсификации от российского газа и их включение в Таксоном. стабильной деятельности ЕС. Правительство Испании ясно заявило о своем несогласии с включением газовой и ядерной энергии в таксономию, что также вызвало конфликты в испанском энергетическом секторе.

Некоторые аналитики предлагают разграничивать климатический кризис и энергетический кризис, вызванный вторжением России в Украину, хотя и подчеркивают, что их следует решать последовательно и с одинаковой решительностью.

ЕС необходимо создать компенсационный механизм, направленный на поощрение поставок газа в наиболее уязвимые страны. Для того, чтобы эта компенсационная схема заработала, как только будет обеспечена справедливая компенсация, все страны ЕС должны аналогично внести свой вклад в преодоление беспрецедентного энергетического кризиса. Например, домохозяйства вокруг газового месторождения Гронинген в Нидерландах должны получить компенсацию за повышенный риск землетрясений после того, как там будет увеличена добыча газа, и не правительство Нидерландов или налогоплательщики должны нести расходы, связанные с этим, поскольку эти поставки газа помогут другим европейским. странам в большей степени, чем самим Нидерландам.

С начала года Нидерландам удалось сократить потребление газа примерно на треть. Это более чем вдвое больше, чем в Германии (14%) и гораздо больше, чем снижение на 2% в Италии за аналогичный период. Учитывая масштабы кризиса, государствам-членам ЕС в качестве исключения предлагается вернуться к работающим на углях электростанциям, что предусматривает временное снятие запрета на финансирование инфраструктуры ископаемого топлива.

Граничащие с Германией страны обеспокоены тем, что Берлин может поставить интересы собственной промышленности выше защиты своих соседей.

Для промышленного сектора сокращение газа означает сворачивание производственных мощностей. Промышленная федерация Германии BDI призвала к реформе схемы аварийного газоснабжения в Германии, поскольку существующие правила придают приоритет частным домохозяйствам, не считая наступления “жесткой новой энергетической реальности”. Домохозяйства, составляющие третий по величине сектор использования газа, просто должны осознать свою ответственность за сокращение рабочих мест. Ведь в случае, если они не пойдут на уступки, промышленному сектору придется сокращать еще большее потребление газа, а значит, объемы производства и, как следствие, рабочие места.

Германия, крупнейший импортер российского газа в ЕС, также является ключевой страной-транзитером. Договоры о солидарности с Берлином считаются его соседями очень важными для обеспечения бесперебойного прохождения газа. В сентябре 2021 года Австрия и Германия заключили двустороннее соглашение о солидарности для решения проблемы острой нехватки газа на основе европейского регламента SOS и призывают все государства-члены заключить соглашения о солидарности как можно скорее и, по возможности, до октября 2022 года. Речь идет о взаимной поддержке использования хранилищ природного газа, диверсификации поставок и транзита природного газа, а также в случае дефицита газа. Регламент SOS предусматривает, что газ должен предлагаться только тем государствам-членам, которые объявили чрезвычайное положение и приложили все усилия для сокращения потребления. Согласно регламенту, купля-продажа газа,

У Дании и Австрии уже есть действующие соглашения о солидарности, в которых изложены процедуры согласования действий в случае нехватки газа. Чехия надеется присоединиться к ним в ближайшее время. А вот Будапешт объявил “чрезвычайное положение” и запретил экспорт газа соседям, фактически подверг сомнению реалистичность энергетической солидарности ЕС. Также Польша выступила против введения обязательных целевых показателей сокращения, апеллируя к тому, что механизм солидарности не должен приводить к снижению энергетической безопасности любого государства-члена.

Согласно общему соглашению, подписанному как Берлином, так и Прагой, страны хорошо понимают, что солидарность будет ключевым принципом, который следует соблюдать в случае нехватки поставок газа. В настоящее время емкости по запасам газа Чехии заполнены на 75%. Кроме того, правительство арендовало мощности для импорта СПГ на треть годового потребления Чехии в Нидерландах. По словам чешского министра, это будет дополнено кампанией по энергосбережению для домашних хозяйств и обязательным энергосбережением для промышленности. Швейцария, еще один прямой сосед, зависящий от газовых потоков через Германию, все еще работает над соглашением с самим Берлином.

Нынешний кризис в области безопасности не уменьшает насущную необходимость действий по борьбе с изменением климата, подтвержденной аномальными погодными катаклизмами текущего лета. Поэтому цель Европейского Союза по части чистой энергии к 2030 году должна быть дополнительно увеличена с 40% до 45% (в 2020 году она составляла 22,1%). План направлен на ускорение внедрения экологически чистой энергии, повышение энергоэффективности и диверсификацию источников снабжения. Существует множество проблем с реализацией этих амбициозных проектов, в том числе из-за масштабности необходимых инвестиций, которые к 2027 г. оцениваются в 210 млрд. евро.

Беспокойство вызывают, по меньшей мере, два момента. Во-первых, это вопрос наличия зеленого газа (биогаза и/или водорода). Можно ли мобилизовать столько же биомассы для производства биогаза в Европе? И как это повлияет на продовольственную безопасность? Как можно производить достаточное количество электроэнергии из возобновляемых источников энергии для покрытия потребностей в электроэнергии, а также для производства водорода? Это требует значительного ускорения производства чистой энергии как в Европе, так и в странах, которые могли бы, например, экспортировать водород в Европу, что должно быть достигнуто с использованием критериев устойчивости, которые не менее строги, чем применяемые внутри европейских стран.

Во-вторых, как можно уменьшить потребность в энергии? В этой связи встает вопрос о реновации зданий, на которую еще не хватает инвестиций ни по количеству, ни по качеству. При этом важно различать энергоэффективность и энергосбережение (или энергосбережение). Эффективность предполагает пользование привычными услугами или товарами, при производстве которых потребляется меньше энергии. Бережливость предполагает скорее изменение образа жизни и общественного строя, что предполагает отказ от привычных моделей потребления. И именно призывы к “энергосберегаемости”, то есть уменьшение использования электроэнергии как способа краткосрочного воздействия на потребление энергии (поощрение снижения температуры в домах и общественных домах зимой и отказ от использования кондиционеров летом или использования велосипедов или общественного транспорта вместо автомобилей).

Несмотря на обретение Украиной статуса кандидата в члены ЕС, Кабинет министров Украины обратился к правительству США о предоставлении Украине “газового лендлиза” для стабильного прохождения отопительного сезона.

Пока подробности запроса о помощи, адресованные США, не разглашаются, нам, украинцам, остается надеяться, что украинское правительство не ограничится призывами к экономному использованию населением и бизнесом электроэнергии и газа, а получит реальные средства для осуществления всех программ, предусмотренных в европейском энергетическом понимании. солидарности. (Наталья Резникова, Владимир Панченко, Неделя/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий